//
запись...

Все статьи

Как купить б/у синтезатор с рук


В этой статье я хочу рассказать об одной из главных фобий начинающих клавишников – боязни покупать синтезаторы с рук. Как ни крути, каждому из нас хочется вынуть новенький блестящий инструмент из коробки, снять пленочку с дисплея, почувствовать себя первым – ну, Вы понимаете меня.

В этом, могу сказать точно, гораздо больше фетиша, чем реального смысла. Потому что очень скоро, через неделю, Вы перестанете сдувать с синтезатора пылинки и начнете сначала аккуратно, а потом и небрежно ставить его «на попа» к стенке, запихивать под кровать, оставлять пылиться на столе или на стойке, а может даже и ставить на него чашку с чаем во время музицирования. И уже через месяц от Вашего воодушевления останется только минус в кошельке.

Гораздо более разумно и практично покупать инструмент с рук. Вторичный рынок музыкальных инструментов очень развит. Многие специально охотятся за инструментами постарше. За некоторыми древними синтезаторами идут ожесточенные торги на аукционах, и цены частенько бывают сопоставимы со стоимостью весьма приличного автомобиля.

Мне часто пишут читатели блога и участники группы ВКонтакте личные сообщения или письма с просьбой посоветовать более-менее приличный синтезатор из ныне доступных в магазинах. И мне обычно приходится объяснять, что за те же деньги можно купить куда более интересный инструмент, если переломить в себе боязнь покупать б / у синтезаторы.

Так что, я решил изложить все соображения по этому поводу в специальной статье. И вот какие моменты я хочу затронуть:

  • Почему покупать синтезатор выгоднее б / у
  • Как полностью проверить синтезатор при покупке с рук
  • Как обезопасить себя при покупке б / у синтезатора
  • Где можно купить б / у синтезаторы
  • Что делать, если купленный с рук инструмент все-таки сломался
  • Какие модели покупать опасно

Перед покупкой

Итак, Вы перед выбором. У Вас есть, скажем, 30 тысяч рублей, и большое желание обзавестись хорошим инструментом.

Для начала – определитесь, какого именно рода инструмент Вам нужен. В этом Вам поможет Ваш музыкальный вкус, ну и немного рациональности. Если любите рок и его же хотите играть – обязательно понадобятся звуки органов, фортепиано, электропиано, стрингс, ну и кое-какие сольные звуки и жужжалки. Если же больше тяготеете к электронной музыке – то все наоборот. Никаких фортепиано и органов, побольше басов, электронной перкуссии, разных жирных фуззов, объемных подкладов и так далее. Объединить все это в один инструмент – довольно проблематично. А производители, обещающие подобную универсальность – на 99 процентов врут.

Теперь – решите, как именно Вы будете использовать синтезатор. Если хотите играть под собственный же аккомпанемент в ресторане – нужна продвинутая самоиграйка. Хотите наигрывать друзьям песенки и развлекать по ночам соседей за стенкой – цифровое пианино. Играть концерты и бегать на репетиции – легкий концертный синтезатор. Написание музыки и аранжировка в своей домашней студии – мощный модуль, и даже, скорее всего, не один. А возможно еще и драм-машина.

И вот, Вы определились и выбрали. Зашли в интернет, вбили в поиске нужные слова и попали, конечно же, на сайт музыкального магазина. Задали сортировку по цене, получили 4-5 моделей, и скорее на форум с вопросом – «Что выбрать из перечисленного?».

И тут начинаются страдания. Потому что на форумах сидят либо обиженные дилетанты, которых медом не корми – дай над кем-нибудь поржать, либо серьезные профи, которые тут же ткнут Вас носом в раздел объявлений о продаже с рук или отправят на иностранный аукцион.

Почему покупать синтезатор выгоднее б / у

Все просто. За те же самые 30 тысяч рублей Вы сможете купить б / у синтезатор, который когда-то стоил несколько тысяч долларов. Да, он уже пожил, поработал, возможно даже полетал на гастроли в разные страны. Но он не стал хуже звучать от того, что прошло 10-15 лет с момента его выпуска.

Наоборот, синтезаторная промышленность откатилась по качеству сильно назад, и теперь уже не делают инструментов с качественным звуком. Надо просто хорошенько проверить инструмент, и удостовериться, что все работает.

Инструменты, выставляемые в объявлениях, уже избавлены от всяких «наценок», компенсирующих издержки производителя на рекламу, оплату складских помещений, зарплату продавцам и так далее. Вы покупаете прибор за те деньги, которых он реально стоит. А не кормите дополнительно несколько сотен ртов.

Мало того, продают музыкальные инструменты обычно сами музыканты. А музыкант – человек творческий, с ним можно и поменяться на что-нибудь интересное, можно и поторговаться, и поуговаривать. Продается за 30 тысяч – купите за 25, почему бы и нет! Или даже дешевле.

Ну и не забывайте, что музыканты обычно любят свои инструменты. И даже если ставят «на попа» к стенке – следят, чтобы не поцарапать боковины. Конечно, следы использования у синтезатора будут, но не такие уж критичные. Лично мне за все время попалось всего несколько инструментов, убитых в хлам. А через меня их прошли сотни, если не тысячи.

Важно также понимать, что с каждым годом качество сборки синтезаторов, как и качество различных их блоков и узлов, падает. Многие фирмы перенесли производство в Китай. В Китае же производится большинство транзисторов, конденсаторов, чипов и других элементов. Старые приборы, произведенные и собранные в Европе, Америке, Японии и Корее, изначально гораздо выше по качеству. А это значит, что б / у синтезатор, который Вы купите по объявлению, скорее всего прослужит Вам даже дольше, чем инструмент, купленный в магазине.

Конечно, магазин дает Вам какую-то гарантию. Но! Не дай Бог, открутился внутри какой-то винтик. Его бы взять да привинтить, но для этого надо открыть крышку. А на ней гарантийная пломба. Садимся на такси, везем в сервис, где этот винтик извлекают и вкручивают на место бесплатно. Но дорогу, естественно, оплачиваем мы. И потом, гарантия – не вечная. Прослужит Вам инструмент год или два (для синтезатора это не срок). И поломается точь-в-точь тогда, когда истечет гарантийный период. Этот срок ведь тоже не с потолка придумали. И вот тогда уже сервис с Вас сдерет по полной программе.

В современном мире производителям выгодно делать недолговечный товар. Вы клюнули на рекламу, купили в магазине синтезатор, он поработал два года и сломался. Вы идете снова в магазин. Если, конечно, не сделаете правильных выводов. Так что, следуя логике производителей, синтезатор должен (!) ломаться. И услуги по ремонту в официальном сервисе будут стоить как раз столько, чтобы Вы задумались, а не проще ли купить новый.

Но лучше сразу быть дальновидней. Большинство профессиональных музыкантов покупают синтезаторы только с рук. Вооружаемся информацией и приобщаемся к профи!

Как полностью проверить синтезатор при покупке с рук

Синтезаторы – это не цыплята на птичьем рынке, которых продавцы напоили водкой, чтобы те не выпрыгивали из ящика, и которые отдадут Богу душу, как только Вы принесете их домой.

Синтезаторы – приборы, по большей части, надежные и крепкие. Сломать их не так просто. В моей практике всякое бывало. Даже падения инструментов со второго яруса стойки во время концерта. Тем не менее, инструменты выживали, и никогда не было такого, чтобы случалось что-то непоправимое.

Кроме того, самые нежные детали инструмента – глубоко внутри. Это всякие процессоры, оперативная память и другие чипы и платы. А то, что снаружи – это пластик, металл, дерево, винтики и так далее. Все это можно либо заменить, либо склеить, либо привинтить. Внешние поломки в большинстве случаев не страшны. Единственное слабое место – это дисплей.

Дисплей

Как ломается дисплей? У него, к примеру, может потускнеть подсветка. Почти всегда это поддается простому и недорогому ремонту. Ну или можно управляться и с тем, что есть. Но все же лучше, когда подсветка яркая, чтобы можно было без усилий видеть символы на дисплее. В случае, если подсветка неяркая не торопитесь отказываться от прибора. Почти на всех инструментах есть регулировка подсветки. Возможно, просто нужно ее подкрутить. Иногда регулировка сделана в виде кнопочки (такой оборудованы, например, старые семплеры Akai, ее можно просто выключить, чтобы она не садилась, а при необходимости редактирования – включать). Иногда – в виде физической крутилки рядом с дисплеем или на задней панели синтезатора, там, где аудио выходы. В более современных синтезаторах регулировка подсветки находится в меню и производится программно. Для этого нужно открыть мануал и прочитать, как это делается, хотя обычно все можно найти интуитивно.

Другое, что также может случиться с дисплеем – битые пиксели. Это нестрашно, но в некоторых случаях может существенно затруднять понимание написанного на экране. Если битых пикселей один-два – ерунда. Если выбита целая строчка – хуже. Если несколько строк – совсем плохо. Такую проблему уже не решить простым ремонтом, нужно искать такой же дисплей и менять его. А это может быть недешево.

Некоторые инструменты имеют сенсорные дисплеи. Если Вы замечали за собой неаккуратность в отношении вещей – возможно, лучше избегать их. Разбитый сенсорный экран не подлежит ремонту, тольо замене, а точно такой же новый обойдется Вам ненамного дешевле, чем еще один синтезатор.

Если же Вы покупаете инструмент с сенсорным дисплеем – убедитесь, что во всех точках сенсоры работают одинаково хорошо. Для этого побегайте по меню прямо с дисплея пальцами, и обратите внимание, если вдруг какие-то команды выполняются не с первого нажатия – это плохой признак. Возможно, сенсоры уже на пределе своей жизнеспособности.

Клавиатура

Клавиатуры у инструментов бывают разные. Самые надежные клавиатуры – тяжелые как по физическому весу, так и по ощущениям от нажатия. Отдача у хорошей клавиатуры быстрая, что обеспечивает возможность играть быстрые пассажи и трели даже по одной клавише. Более дешевые и легкие клавиатуры – могут быть менее надежны.

Помимо физических характеристик, клавиатура синтезатора должна соответствовать также и техническим требованиям. Практически все современные синтезаторы (последние 15-20 лет), а также многие более старые, выполняют как минимум три функции:

  • атака и снятие ноты (on/off);
  • передача динамики (velocity, способность воспроизводить ноты разной громкости);
  • послекасание (aftertouch, изменение звука после взятия ноты при помощи дополнительного усиления давления на клавишу).

Это и проверим. Сначала пройдемся хроматической гаммой по всему диапазону один-два раза. Некоторые клавиши могут то играть, то не играть, поэтому нужно подстраховаться.

Затем проверим, нет ли проблем с динамикой. Для этого сыграем хроматическую гамму от одного конца клавиатуры до другого сначала громко, потом со средней громкостью, затем тихо. При одинаковом нажатии все клавиши должны издавать примерно одинаковую громкость звука. Подозрительные всплески или провалы в динамике нужно проверить отдельно. Также необходимо проверить клавиатуру в работе, то есть поиграть какие-нибудь знакомые партии, чтобы убедиться, что они воспроизводятся динамически верно.

Ну и послекасание. Жмем на клавишу, а затем, не снимая пальца, давим сильнее. Обычно послекасание лучше всего проверять на звуках типа Lead или Pad – сольные пресеты должны давать вибрато, а подклады часто дают более яркое звучание при усилении давления. Обратите внимание на то, что не у всех инструментов есть послекасание. К примеру, клавиатуры вполне современных синтезаторов Nord Lead не обладают этой характеристикой, хотя тон-генератор принимает сообщения aftertouch. То есть, чтобы пользоваться этой функцией, нужно играть на этом инструменте с внешней миди-клавиатуры. Не все пресеты могут иметь уже заданные настройки послекасания. Стоит прокрутить несколько звуков, чтобы найти тот, где эта функция реализована.

Кнопки

Кнопки на панели управления синтезатора – наиболее подвержены износу. Практически у любого синтезатора, который много находится в работе, рано или поздно выходят из строя кнопки. Конструкция их такова, что рабочий элемент представляет собой мембрану, которая постоянно прогибается при нажатии. Благодаря этому мы, в частности, слышим характерный щелчок, который нам сообщает, что нажатие состоялось. Естественно, от постоянного механического воздействия мембрана однажды может лопнуть. И тогда кнопку нужно менять.

Сами по себе кнопки – вещь недорогая, но работа по демонтажу старых мембран и установке новых будет стоить некоторых денег, потому что она связана и с разборкой-сборкой инструмента, и с довольно тонкой пайкой.

При осмотре инструмента понажимайте на все кнопки на панели. Каждая из них должна с первого нажатия обеспечивать выполнение соответствующего действия – изменение параметра, переключение страниц дисплея, выбор функций или цифровой набор какого-либо значения. Имейте в виду, что в некоторых страницах меню какие-то кнопки могут быть не задействованы, поэтому не стоит паниковать, случайно обнаружив, что за Вашим нажатием ничего не следует. Будьте внимательны.

Если обнаружили, что какая-то из кнопок не отвечает с первого раза – как минимум, это повод поторговаться с продавцом. Аргументы просты – если одна кнопка уже начала глючить, то скоро начнут и другие, а значит надо менять весь комплект. В зависимости от цены инструмента, можете сбивать ее на 100-250 долларов. А если умеете паять – сможете кнопки потом заменить сами.

Ну и не забывайте, что кнопки – это всего лишь органы управления. Они никак не влияют на звук инструмента. А соответственно – нужно расставлять приоритеты. Если вдруг Вы пришли покупать Roland Jupiter-8 и вдруг начали торговаться из-за того, что какая-то кнопка не сработала с первого раза – Вас могут поднять на смех. Потому что это студийный прибор топ-класса возрастом более тридцати лет. Можно и нажать повторно из уважения к дедушке.

С другой стороны, если покупаете концертный инструмент, а некоторые из кнопок залипают – это может создать серьезные проблемы во время выступления, и тут уже надо либо отказываться от инструмента, либо торговаться прилично. Во всем нужен рациональный подход.

Аудио выходы

Основные проблемы выходов – это отсутствие звука, искажения и щелчки в звуке, а также фоновый шум.

Фоновый шум для многих приборов является нормальным явлением. Старые аналоговые синтезаторы в большинстве своем дают небольшой фон. Некоторые ранние цифровые синтезаторы, такие как Yamaha DX7, также могут иметь небольшой шум на выходе. Пугаться этого не стоит, если только шум не критично громкий. Вообще, сам по себе шум – явление благородное, и даже оказывает позитивное воздействие на психику человека. Так что не надо его бояться. Абсолютная тишина – это гораздо страшнее!

Однако, если это не просто шум (тихое «шшшш»), а гул, низкочастотное гудение – стоит приглядеться внимательней. Это может быть следствием того, что инструмент не заземлен (нужно заземлить и проверить, исчез ли гул), а может свидетельствовать о неполадках в блоке питания. Последнее гораздо хуже, и ремонт питания может обойтись недешево.

Если при проверке нет звука во всех каналах – прежде всего, удостоверьтесь, что вставляете правильный шнур. В большинстве синтезаторов выходы небалансные (несимметричные), а значит подключать их нужно обычными моно-джеками (1/4” TS). Если все подключено правильно, а звука все еще нет – проверьте качество пайки в местах соединения кабеля и разъемов Вашего шнура. Возможно, неисправность как раз в них. Не забудьте также убедиться, что звук синтезатора не стоит в положении «ноль», усилитель включен и на нем также звук не на нуле.

Если все же звука нет – не стоит связываться с этим инструментом. Природа неисправности не может быть определена визуально, так что, возможно, перед Вами просто мусор.

Если же звук выходит, но с искажениями и щелчками – это, скорее всего, какая-то неисправность. Самая простая и распространенная причина – севшая батарейка, отвечающая за хранение пресетов в синтезаторе. Батарейки нужно менять раз в 5-7 лет, и если инструмент старше – это вполне вероятная причина.

Однако, нельзя сбрасывать со счетов и другие возможные проблемы. Иногда это следствие недостатка питания, поступающего от трансформатора к разным платам инструмента. Иногда вышедшие из строя конденсаторы или транзисторы на выходе. В общем, если с батарейкой и можно разобраться самому, то с этим уже придется ехать к специалисту. Да, кстати, батарейки в некоторых синтезаторах припаяны к плате, а значит и их замена будет непростой.

MIDI

Если прибор имеет (а практически все инструменты, начиная со второй половины 80-х годов имеют его), то и его нужно проверить. Потому что получить инструмент с неисправным MIDI – это все равно что потерять ключи от квартиры с супернадежными замками. Захотите поиграть звуками другого синтезатора или бесклавиатурного модуля – не получится. Подключить к компьютеру – не получится. Связать в цепь несколько приборов – не получится. И так далее.

Проверка миди требует подключения к другому устройству. Это может быть компьютер с миди-интерфейсом или другой синтезатор. Проверьте поступление сигнала в Ваш прибор (MIDI In) и из него (MIDI Out). Не забудьте проконтролировать, чтобы на обоих устройствах был выставлен один и тот же миди-канал.

Естественно, есть шанс, что дополнительного устройства не окажется под рукой у продавца. В таком случае возьмите с собой какой-либо другой инструмент. Попросите у друга, например. Если и это невозможно – договоритесь с продавцом, что возьмете инструмент проверить дома, оставив ему залог. И после этого решите, будете ли его покупать.

Ремонт MIDI – может быть трудоемким. Не всегда легко удается выяснить причины неисправности. Так что, если есть сомнения – воздержитесь от покупки.

В принципе, все основные моменты мы проверили – дисплей, клавиатуру, кнопки, выходы и миди-интерфейс. В зависимости от модели, возможны разные отклонения от этого перечня. Какие-то приборы могут быть без клавиатуры, какие-то без миди, без дисплея. А в каких-то – наоборот, есть что-то дополнительное. К примеру, аудио вход, если в приборе есть вокодер или возможность семплирования звуков. Или SCSI-интерфейс, без которого прибор может оказаться бесполезным (к примеру, семплеры). Плясать нужно от конкретного устройства.

Если же в ходе такой проверки Вы не обнаружили никаких неисправностей – Вас можно поздравить, Вы потенциальный обладатель хорошего прибора за разумные деньги.

Где можно купить б / у синтезаторы

Объявления на форумах

Существует немало специализированных площадок, где музыканты выставляют свои инструменты на продажу. Обычно они привязаны к музыкальным порталам и форумам. Найти эти форумы легко через соответствующие запросы в поисковиках. Их довольно много. Причем, иногда на малочисленном форуме можно вдруг обнаружить хороший и редкий прибор по привлекательной цене.

Самые надежные форумы с разделами продаж – Moline и Krosh.org. Большинство участников этих форумов знают друг друга реально или виртуально. И если обнаруживается кидала на такой площадке – о нем сразу же оповещаются другие участники.

Доски объявлений

Досок объявлений немало. И инструментов на них выставляется тоже много. Но нужно быть внимательным! На таких ресурсах нередко заводятся мошенники, которые пользуются доверием других людей и впаривают воздух. Часто продается то, чего нет в наличии, и, позвонив по такому объявлению, Вы услышите просьбу внести предоплату за инструмент, о состоянии которого даже сам продавец не имеет представления. Обычно такие продавцы после внесения предоплаты выигрывают их на зарубежных аукционах. Естественно, никаких гарантий Вам никто не даст.

Кроме того, иногда попадаются откровенно мошеннические объявления с предложениями дешево купить синтезатор, который обычно стоит очень дорого. Надо быть острожным, если продавец просит перевести деньги электронным путем или на какой-либо счет.

Аукционы

Самый известный аукцион – Ebay. Он имеет свои филиалы в разных странах. Но главный из них, конечно, американский. Там продается больше всего. Цены на этом аукционе – взвешены всем миром. В большинстве случаев нет разницы, из какой страны Вы покупаете. Поэтому спрос на некоторые товары довольно большой, ведь за одним и тем же прибором могут охотиться и в Китае, и в Германии, и в России.

В России тоже есть похожий аукцион, называется он «Молоток», но он далеко не так хорошо развит. Хотя, иногда и на нем можно обнаружить что-нибудь приличное.

Еще один всемирно известный аукцион – японский Яху. Работа с ним осложняется тем, что весь интерфейс на японском языке. Автоматические переводчики иногда выдают полный бред, когда начинают переводить музыкально-технические термины. Да и работать с этим аукционом можно только при помощи посредников, которые, конечно же, берут себе приличный процент.

Тем не менее, как показывает практика, покупка с иностранных аукционов обходится в среднем на 20-30 процентов дешевле, чем покупка такого же прибора здесь на форумах по объявлениям. Тем более, там выбор гораздо больше, и редкие девайсы попадаются с большей частотой. Однако, подводные камни есть и здесь.

Во-первых, доставка. Некоторые инструменты доставить оказывается невозможно. К примеру, я не так давно выиграл редкий Kurzweil K250, но продавец так и не нашел ни одной службы, которая бы взялась за вменяемые деньги перевезти его из Соединенных Штатов. Самое скромное предложение было на сумму 2000 долларов, при том что сам инструмент был куплен за 400. Так что, нужно заранее узнать, сколько инструмент весит. Обычно эту информацию можно узнать в мануале. А мануал можно почти всегда скачать в интернете.

Во-вторых, наши почтовые службы. Вернее, Почта России, которая обычно является последним звеном в цепочке доставки. Они могут все: могут, к примеру, разбить прибор (прецеденты известны), могут отдать другому человеку без предъявления паспорта (такой случай случился лично со мной, и никто мне не возместил ущерба почти в 2000 долларов), могут вообще потерять посылку. Ну а задержать на лишнюю недельку-две – это вообще святое дело.

В-третьих, нюансы с питанием. В Америке все приборы работают от 110 вольт. В Японии от 100. Придется докупать соответствующий адаптер. Хотя, это не такая уж проблема. По крайней мере, до тех пор, пока у Вас не наберется десяток приборов.

В-четвертых, не всегда продавцы на аукционах до конца честны. И всегда есть шанс, что, купив инструмент, Вы получите его не в том состоянии, которое было описано. Чаще всего проблему можно решить, отправив прибор обратно продавцу. Аукцион Ebay даже в автоматическом порядке возвращает Вам деньги, уплаченные продавцу, в случае возникновения проблем. Но! Отправка обратно – за свой счет. А потраченные нервы и время никто не вернет.

Правда, на моей практике случаев нечестности было довольно мало. Чаще всего, если продавец с хорошей историей, то фактическое состояние соответствует ожидаемому. Хотя, некоторое количество неисправных приборов мне все-таки досталось.

В любом случае, где бы Вы ни покупали – на форумах, на досках объявлений или на аукционах – не забывайте, что самая выгодная покупка – взвешенная. Не торопитесь хватать первое попавшееся. Изучите предложение. Последите за продажами 2-3 аналогичных инструментов. Решите для себя, какая цена является рациональной.

Как обезопасить себя при покупке б / у синтезатора

Первое правило, конечно же – доскональная проверка.

Второе правило – договоритесь с продавцом о времени на проверку в своих условиях. Обычно манибэк в течение недели – вполне адекватный срок. За неделю Вы уж точно сможете разобраться со всеми особенностями инструмента, пролистаете мануал, и изучите все функции. А значит – сможете каждую из них проверить на работоспособность.

Если продавец уверен, что его инструмент полностью исправен, у него нет причин отказывать Вам в манибэке. Ну, разве что ему очень срочно нужны деньги на скорую покупку или на другие нужды. Я неоднократно таким образом и покупал, и продавал инструменты. И ни разу на моей памяти не было случая, чтобы потребовалось возвращать деньги и прибор.

Но имейте в виду, что, если уж условились о тестовом сроке – Вам нужно в него уложиться. Если договорились на неделю, а на самом деле всю неделю откладывали проверку, и вдруг на восьмой день обнаружили неисправность – звонить и просить вернуть деньги будет уже некрасиво, и продавец вполне оправданно Вам может в этом отказать.

Третье правило – покупайте у надежных людей. Музыкальный мир – очень тесный. Если не уверены в честности продавца – поспрашивайте о нем на форумах. Кто-то наверняка уже у него что-то покупал, и имеет положительный или отрицательный опыт.

Пообщайтесь с продающим по телефону. Музыканты, в большинстве случаев, народ интеллигентный и вежливый с новыми знакомыми. Если наткнулись на хамство и недружелюбие – это нехороший знак. Возможно, это не музыкант, а просто перекупщик, наживающийся на музыкантах. Но, кстати говоря, среди перекупщиков есть немало ответственных и порядочных людей. Их, опять же, Вы сможете вычислить по манере ведения диалога и по отзывам на форумах.

Если покупаете на аукционе – обязательно смотрите на фидбек о продавце, и не связывайтесь с теми, кто имеет мало продаж. Если прибор дорогой – изучите внимательно историю продаж продавца. Там Вы должны найти сопоставимые по стоимости сделки. Если он продал двести пар носков, а теперь выставил на продажу Elka Synthex – вероятно, он мошенник.

Что делать, если купленный с рук инструмент все-таки сломался

Ну, главное – не отчаиваться. Почти любой сломавшийся синтезатор подлежит ремонту. Исключения редки.

Наиболее частые поломки:

  • Питание. Обычно проблемы у очень старых синтезаторов (более 20 лет). Чинится всегда. В зависимости от типа поломки – может стоить по-разному. Самое плохое – если сгорел трансформатор. Будьте внимательны при включении в сеть, соблюдайте вольтаж.
  • Клавиатура. Приходят в негодность контактные резинки или металлические пластины. В большинстве случаев можно отремонтировать самостоятельно. Резинки – чистятся обычным спиртом (не водкой). Металлические контакты (например, как у Yamaha DX7 или Roland JX8P) могут окислиться (также потребуется чистка), или механически отогнуться (можно «вправить» вручную, только аккуратно). Также может некорректно передаваться динамика.
    На моей практике были случаи и посложнее. На Korg DS-8 (этой модели уже 30 лет) нестандартные резинки, которые от длительно использования полопались. Приходилось изощряться, чтобы придать им исходный вид.
    На моей Yamaha DX5 (тоже 30-летний инструмент) – не играли аж полторы октавы в среднем регистре. Как оказалось – не хватало винта, который крепит к корпусу среднюю часть клавиатуры. От этого и был неконтакт.
    Также однажды был случай, когда у Roland JX10 не работала одна клавиша. Как оказалось, просто под нее попал открутившийся откуда-то винтик, и чисто механически заблокировал ее.
  • Кнопки. Особенно проблемные – у Korg. Многие инструменты 90-х годов приходится реанимировать. Также, я проходил через замену кнопок на Kurzweil K2VX, Roland MKS70 и так далее. У моего Korg TR76 2005 года выпуска, который я купил в 2006-м, уже через два года кнопки начали приходить в негодность. Упомянутый Kurzweil 1998 года выпуска потребовал замены только в 2010-м. Это к вопросу о том, какие из инструментов надежнее – старые или новые.
  • Дисплей. У многих инструментов со временем садится. Korg Wavestation, Yamaha SY/TG77, E-mu Morpheus, Ultra Proteus (и другие из этой серии), и так далее.

Какие модели покупать опасно

Ряд инструментов подвержен риску поломки в большей степени, нежели остальные. У этих синтезаторов есть характерные проблемы, которые в большинстве случаев рано или поздно проявляются. Ниже я привожу далеко не полный список таких инструментов. Это не значит, что их покупки нужно избегать. Наоборот, почти все они – отличные, очень интересные и качественно звучащие инструменты. Просто они требуют немного больше внимательности при покупке.

Зная обо всех этих проблемах, акцентируйте Ваше внимание на них при покупке. Уточните, ремонтировался ли синтезатор, и если да – кем. В большинстве случаев лучше, чтобы инструмент был уже после сервиса – прослужит дольше. Естественно, сервис должен осуществляться квалифицированным специалистом.

Специфические проблемы синтезаторов:

  • Roland Juno-6/60/106. Рано или поздно выходят из строя войс-чипы. Ремонт может стоить от 300 до 500 долларов за все шесть чипов.
  • Roland Jupiter-6/8 – проблемы, схожие с Juno. Только решаются гораздо большими затратами.
  • Roland XV-5080 – иногда «зависает», переставая издавать звук. Не ремонтируется. Просто требует перезагрузки «выкл/вкл». Рекомендуется сохранять промежуточные варианты при работе со звуком.
  • Roland JX8P/JX10 – ломается aftertouch. Причина – загрязнение от возраста сенсорной ленты под клавиатурой. Процедура чистки довольно трудоемкая, но может быть выполнена в домашних условиях.
  • Korg Polysix – вытекает батарейка, выводя из строя процессорную плату. В некоторых случаях ремонту не подлежит. Но даже если подлежит – он может оказаться очень дорогостоящим. Предпочтительно покупать с уже замененной батарейкой.
  • Korg DW/EX-8000 – сразу две стандартных проблемы. Клавишная версия гудит в нижнем регистре, что решается экранированием. Экранировать можно в домашних условиях. Вторая проблема – болезнь MIDI. Инструмент перестает принимать сообщения. Восстановлению подлежит, но довольно непростому.
  • Korg Triton LE и серия TR – хрупкие боковины. Часто ломаются даже от небольшого физического воздействия. Функционально на работе не отражается.
  • Kurzweil K2000 – выходит из строя процессор эффектов. Симптомы – сильные искажения и шум на выходе основной стереопары. Процессор не меняется, но его можно отключить в глобальных настройках (тем более, что для студийной работы он абсолютно бесполезен, и даже не желателен).
  • Yamaha CS80 – теряет возможность удерживать строй из-за перегрева. Ремонт очень дорогой (как и сам синтезатор, впрочем).
  • SCI Prophet-5 Rev.1 и Rev.2 – ранние ревизии на чипах SSM плохо держат строй. Rev.3 на чипах CEM такой проблемы не имеет.
  • Moog Polymoog – выходит из строя секция генерации сигнала. Практически все экземпляры подвержены этой болезни. Ремонт очень дорогой.

Подведем итоги

Не нужно бояться б / у синтезаторов. Не нужно бояться объявлений. Как и ко всему в этой жизни, к покупке инструмента с рук нужно подойти на холодную голову и обдуманно. Не надо спешить. Помните, что если кто-то опередил Вас – значит, это был не Ваш инструмент, а Ваш еще впереди. Лишняя неделя, или даже месяц, ничего по большому счету не решат, но позволят Вам сделать осознанный выбор и купить синтезатор, который будет Вас радовать. У всех фирм есть отличные модели – и у Yamaha, и у Roland, и у Korg, и у многих других. Ограничивая себя рамками только новых инструментов – Вы упускаете из виду огромное количество прекрасных приборов, только потому, что они б / у.

В общем, избавляйтесь от предрассудков, читайте хорошие форумы, подписывайтесь на мой блог, вступайте в группу о синтезаторах ВКонтакте. Также приглашаю всех дружить в Живом Журнале. Обещаю, все запросы будут подтверждены. Помимо более-менее официальных статей, там я иногда буду публиковать разные жизненные истории, связанные с гастрольной и концертной жизнью, делиться какими-то насущными музыкальными идеями.

Желаю удачи в творчестве и поменьше потребностей в сервисе!

© Алексей Данилов
Фото Алексея Данилова и Виктора Козырева
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: