//
запись...

Все статьи

Фатальная ошибка в коммутации


Если вы следите за публикациями в группе Вконтакте или в Инстаграме, то знаете, что наша студия звукозаписи не так давно переехала на новое место и расширилась.

Одним из важных шагов в ходе этой «перестройки» стала замена практически всей студийной коммутации. Это оказалось непростой задачей, и вот уже несколько месяцев мы ее решаем, медленно, но верно приближаясь к финишу.

А в этой небольшой заметке я хочу рассказать о проблеме, которая возникла из-за невнимательности, приправленной всеми любимой надеждой на русский «авось». Для кого-то это будет хорошей возможностью поучиться на чужих выстраданных ошибках и сэкономить время на поисках «соплей» в проводах.

Земля, горячий, холодный

Всем известно, что балансное (симметричное) соединение трехжильное: земля (G), горячая жила (+) и холодная (−). По «плюсу» и «минусу» идет одинаковый сигнал с инверсией фазы. На входе следующего прибора он соединяется в противофазе, обеспечивая удвоение громкости полезного сигнала и вычитание шумов и наводок, полученных на пути следования от предыдущего прибора.

Было бы здорово, если бы в студии можно было все приборы соединять симметрично, тем более что все студийные патчбеи (коммутационные панели) рассчитаны на балансную коммутацию. Однако в ряде случаев это не представляется возможным. Многие инструменты имеют небалансный линейный выход (почти все синтезаторы), ну а если где-то присутствует стереофонический вход или выход, то такой разъем автоматически будет небалансным.

Наши «грабли» были связаны как раз со стереовходами. Для работы с подобными соединениями нужны «штаны», но такое решение актуально только тогда, когда приборы коммутируются напрямую, то есть вход одного соединяется с выходами другого. Если же маршрутизация осуществляется через патчбей, перед непосредственной «стыковкой» инструменты должны быть заведены на панель, чтобы далее перемыкаться специальными бантам-патчкордами.

Распиновка джека (стерео)

Итак, имеем, к примеру, стандартный усилитель для наушников с входом на стереоджеке. Кончик джека (Tip) в этом случае является основной небалансной жилой левого канала, а кольцо (Ring) – правого. Третья жила (Sleeve) – это масса (она же земля, оплетка, экран, «гильза», «воротничок»), на нее напаивается совмещенная земля левого и правого каналов.

Чтобы завести такой усилитель на патчбей, на самой панели потребуется задействовать два отверстия, в противном случае мы потеряем маневренность в использовании двух каналов. При этом, как я уже сказал, патчбеи всегда балансные, то есть у каждого отверстия по 3 контакта. Получается, что два канала наушников с помощью трех жил одного кабеля нужно соединить с шестью контактами двух отверстий патчбея. Полнейшая неразбериха.

Распайка джека стерео

Но технологически все не так сложно. В левой части картинки вы видите стандартное соединение стереоджека с двумя бантамами: имеем два горячих контакта джека (Tip и Ring), которые занимают свои законные места на «плюсах» первого и второго отверстий патчбея (соответствующих кончикам бантама). Все остальные контакты можно перемкнуть, они выполняют функцию экрана небалансного соединения. Это можно сделать двумя способами – либо с помощью перемычек, либо просто разделив экран на четыре жилы и припаяв его к двум «минусам» и двум «землям» патчбея (аналогично – если вместо пайки используется обжим).

И вот здесь нас ждала засада. После того, как все патчбеи были собраны, а разъемы помещены в приборы, оказалось, что на стереоджек усилителя для наушников из ProTools идет слабый сигнал с помехами. Естественно, подозрение пало на неправильную распиновку джека в стерео, так как это соединение является нестандартным.

Несколько раз вскрывались патчбеи для проверки правильности сборки 90-контактных разъемов EDAC. Многократно прозванивались тестером патчбеи, патчкорды и остальная коммутация. Поочередно «отключались» запараллеленные «земли» и «минусы». Эффекта не было.

Но ларчик открывался просто. В когда-то давно спаянных мультикорах, соединяющих выходы ProTools с патчбеями, были перепутаны горячие и холодные жилы балансного соединения. Это были те немногие мультикоры, которые мы решили сохранить от предыдущей конфигурации, так как они и так были выполнены на дорогих кабелях и разъемах.

При штатной коммутации путаница с горячими и холодными контактами на работу не влияет, ведь на слух определить направление фазы одного сигнала невозможно. Именно поэтому мы решили, что инверсную распиновку разъемов можно не трогать, чтобы не тратить время и не нагревать лишний раз контакты.

Но когда эти выходы соединялись с входами усилителя для наушников, полезный сигнал с «минуса» (который должен был быть «плюсом») шел на «минус», соединенный с землей. И, естественно, деградировал. Нормальное громкое звучание можно было получить только слегка вынув патчкорды из отверстий патчбея («минус» перескакивал на «плюс»), но такие костыли, конечно же, неприемлемы в студийной работе.

Кстати, обратите внимание, что на приведенном выше изображении помечено, что экран (G) оторван на выходах XLR. В студийных условиях нужно отрывать «землю» на всех инструментальных выходах приборов, независимо от того, какими разъемами они соединяются. На обратном конце «земля» сохраняется напаянной, при этом неважно, что находится с другой стороны – вход другого прибора или контакты патчбея.

Корень этой проблемы – в халатном отношении к коммутации, она этого не прощает. Очень важно внутри одной студийной инсталляции строго соблюдать заранее выбранную распиновку «плюсов» и «минусов». В некоторых случаях хочется напаять в разъемах XLR цветные проводки по центру, потому что кажется, что именно центральный контакт является главным (горячим). Однако стандартно горячим в XLR является контакт номер 2, и расположен он сбоку (контакты на разъемах XLR обычно подписаны цифрами).

На джеках (TRS) горячий контакт – кончик. На бантамах – тоже. На разъемах EDAC в патч-панелях горячий контакт расположен первым в ряду, следом за ним идут холодный и земля. Для более детальной распиновки лучше обращаться к инструкциям производителей патчбеев, но если искать лень, а глянуть хочется, то вот стандартная схема распиновки для Elco EDAC 90 Pin (файл PDF).

Теперь мы, безусловно, перепаяем все старые XLR, поменяв местами «плюсы» с «минусами». А на будущее – и себе, и всем вам желаю строго следовать единожды выработанной логике и схеме распайки, чтобы избежать такой головомойки.

Если вам интересен студийный «инсайд», подписывайтесь на обновления блога и следите за публикациями в Инстаграме и Вконтакте. В ближайшем будущем появятся и другие публикации о подводных камнях при строительстве музыкальной студии. А если создание музыки – это для вас больше, чем просто хобби, то обратите внимание на мою книгу «Академия Мюзикмейкера», в которой собрано очень много информации обо всех этапах музыкального производства.


© Алексей Данилов
Благодарю за консультации Александра Крашенинникова
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: