//
запись...

Все статьи

Как играть соло


keyboard solo

Когда-то давно, когда мне нужно было придумать сольную партию для какой-нибудь песни, я делал это так: садился и по кругу наигрывал много-много разных хаотичных фраз, объединенных общей тональностью, а затем выбирал из них те, которые показались наиболее удачными, склеивал между собой и вставлял в запись. К сожалению, в тот момент многих вещей мне никто не объяснил, и потребовались годы, чтобы с опытом пришло их понимание. И теперь я могу поделиться собственным опытом о том, как придумать или сымпровизировать гармоничное и интересное соло для любой песни.

Все сказанное ниже в этой статье – довольно просто. И любой профессионал легко может проигнорировать ее. Но даже профессионалу иногда бывает полезно консолидировать все свои знания в виде тезисов, систематизировать их, и возможно эта статья будет в этом хорошей помощью. Ну а те музыканты, которые еще только на пути к миру профессиональной музыки – смогут найти в ней много интересного и полезного.

Соло в музыкальном произведении – это особая часть. Есть песни малоинтересные сами по себе, но расцветающие благодаря сыгранным в них соло. Некоторые соло настолько красочны, что тысячи музыкантов по всему миру фанатично снимают каждую нотку, и иногда даже соревнуются в исполнении их с коллегами по цеху.

Наиболее яркие сольные партии гитары известны любому гитаристу. Любой начинающий рокер с первых нот узнает соло из Smoke On The Water группы Deep Purple или из Stairway to Heaven группы Led Zeppelin. Клавишники традиционно считаются более замороченными, но и среди мастеров этого инструмента есть законодатели, по чьим партиям молодые музыканты осваивают азы своего инструмента. Многими любимы органные и синтезаторные соло таких музыкантов как Кейт Эмерсон, Рик Уэйкман, Джон Лорд, Рэй Манзарек и так далее. Многие даже далекие от музыки люди восторгаются проникновенностью соло в различных популярных песнях, таких как, например, фортепианный проигрыш в середине La Belle Dame Sans Regrets Стинга, гитарное соло в конце Hotel California группы Eagles и так далее.

Ну а если Вы клавишник или просто знаток хорошей музыки, то наверняка уже оценили великолепие прекрасных соло в таких песнях как All My Love (Led Zeppelin, меллотрон), My Melancholy Blues и Love of my Life (Queen, фортепиано), Lazy и Child in Time (Deep Purple, орган), Angels at My Gate (Manfred Mann’s Earthband, синтезатор), Come Together и Get Back (Beatles, электропиано), Shine On You Crazy Diamond (Pink Floyd, синтезатор), и во многих других.

Снимать и исполнять чужие соло – это хорошая школа, которая помогает воспитать ощущение звука, вкус, чувство стиля. Однако необходимость сыграть свое собственное соло в каком-нибудь произведении часто вводит музыканта в ступор. Вдруг выясняется, что воспроизвести чужую партию не так уж сложно, а вот для создания чего-то нового помимо слуха и техники требуется еще и наличие фантазии, созидательное начало. Плюс знания совершенно иного характера.

В этой статье я дам несколько советов, как научиться играть соло на гитаре, синтезаторе или любом другом инструменте. Всего десять пунктов, но усвоив эти простые правила – вы на десять ступенек повысите уровень своей музыкальности, ощутите новые возможности. Возможно, некоторые вещи после прочтения этих рекомендаций потребуют переосмысления, но благодаря им вы сможете существенно поднять планку собственного профессионализма.

Все сказанное ниже актуально для любых типов соло – как импровизационных, так и заранее придуманных. Кроме того, они годятся для музыкантов, играющих на любых инструментах, будь то синтезатор, фортепиано, гитара, саксофон, скрипка, или даже ударная установка. По умолчанию будем считать, что у музыканта есть среднестатистический музыкальный слух, ну и с техникой тоже порядок. Максимум внимания на творческую сторону.

1. Отталкивайтесь от исходного материала

Самое важное в любом соло – это тематизм. Чтобы соло было запоминающимся и интересным – оно должно содержать в себе мысль. Соло начинающего солиста от опытного будут отличаться степенью выверенности нот. Как в анекдоте про старого скрипача, выигравшего на фестивале гран-при благодаря тому, что сыграл только одну ноту: «Они все ищут, а я уже нашел».

Вы придумываете соло к песне, или к какой-то музыкальной теме. Отталкивайтесь от ее мелодии, обыгрывайте ее, придумывайте вариации и небольшие отклонения от мелодии. Постепенно Вы будете удаляться все дальше от исходной точки, а затем почувствуете, что полностью овладели «словарем» этой мелодии. Теперь вы можете переставлять слова местами, находить синонимы, произносить их быстрее или медленнее, украшать вспомогательными оборотами и так далее. Но не забывайте тему, пусть она будет у вас в голове как ориентир.

2. Четко усвойте гармонию

Чтобы в соло не проскакивали фальшивые ноты, нужно четко и честно выучить гармоническую сетку, на которую играется соло. Многие игнорируют этот момент, и очень зря. Играют себе соло в основной тональности песни, тогда как гармония может уходить от начальной точки довольно далеко. Кроме того, те, кто ограничивают себя одной тональностью – теряют в разнообразии. Ведь каждый аккорд можно обыграть не одним, а сразу несколькими ладами. Таким образом, Ваши возможности по придумыванию вариаций мелодии могут существенно расшириться.

Гитарист вы или клавишник, первым делом, садясь за соло – поиграйте по кругу аккорды произведения. Десять, двадцать раз – до тех пор, пока не поймете, что запомнили их практически до подсознательного состояния. Неважно, что аккорды простые, не дайте простоте ввести себя в заблуждение. Играть аккордовую сетку при подготовке соло просто необходимо. По ходу, чтобы не терять время, напевайте себе что-нибудь, что приходит в голову при воспроизведении этой гармонии.

Если ваш основной инструмент не позволяет играть аккорды, как это позволяют гитара, фортепиано или синтезатор – воспользуйтесь подручным пианино или миди-клавиатурой. Если вы серьезно занимаетесь музыкой, подобная вещь обязательно должна у вас иметься, да и общее фортепиано преподают любым инструменталистам даже в музыкальной школе.

3. Соло в голове, а не в пальцах

Очень важно запомнить этот тезис. Соло играется не пальцами, а головой. Пальцы лишь транслируют команды головы вашему инструменту. Какой бы ни была высокой техника вашей игры, без осмысленного подхода все ноты, издаваемые вашими пальцами, будут пустым трепом.

И наоборот, человек с довольно скромными техническими навыками может выдавать удивительные вещи только благодаря тому, что работает головой.

Команды мозга по нашей нервной системе передаются гораздо быстрее, чем сокращаются самые натренированные мышцы пальцев. Быстрые пассажи получаются лучше тогда, когда вы их предслышите. Если фраза сформирована в голове, она будет сыграна.

4. Продумайте соло

Даже любой джазовый музыкант знает, что самая лучшая импровизация – подготовленная. Тщательно продумайте форму вашего соло. Разбейте его на части, взгляните на него со стороны. У любого соло есть ряд очень важных составляющих, и если вы отнесетесь к ним с максимальным вниманием, то результат порадует и вас, и слушателей.

Одна из важных частей соло – так называемый «выход». Выход обычно играется на стыке завершения предыдущей части и непосредственно сольной части. Если это песня, и соло играется на куплет, то для выхода используется последние 1-2 такта звучавшего до этого припева, в зависимости от контекста самой песни. Помните, что именно в эти 1-2 такта все остальные инструменты звучат тихо, и это ваш шанс показать себя с лучшей стороны. Времени немного, поэтому выход должен быть максимально емким, идейным, красивым и выразительным. Естественно, он должен быть сыгран без сучка и задоринки, иначе можно испортить впечатление еще до наступления основного соло. Выход бывает разный – это может быть одна длинная нота, а может быть быстрый пассаж. Послушайте ваши любимые соло, и вы наверняка сразу поймете, что такое выход.

Другая важная часть – кульминация. Это максимальный пик напряженности в вашем соло. Самое драматическое место, самые яркие фразы, высокие (а может и низкие) ноты. По всем канонам психоакустики, музыки и любого другого искусства, кульминация находится чаще всего примерно в точке золотого сечения. Что такое золотое сечение – вы можете глянуть в интернете, но применительно к музыке оно находится примерно в третьей части из четырех. То есть, если вы играете соло на 8 тактов, кульминация приходится на 5-6 такты. Но кульминация не может наступить сама по себе, чтобы она имела смысл – все развитие вашего соло должно к ней идти. Как именно вы оформите кульминацию – решать вам. Но наиболее распространенные способы – это исполнение насыщенного быстрого пассажа, взятие наиболее высоких нот, либо комбинация того и другого.

Третья важная часть соло – «уход». После кульминации у вас остается еще приличное количество времени, которое должно быть тоже как-то осмысленно заполнено. Представьте себе, как вы понижаете голос во время разговора, когда предложение близится к точке. Представьте, что вы глубоко вдохнули, а затем продолжительно выдохнули. Завершающие фазы этих явлений помогут вам понять, как можно оформить уход из соло. Дайте слушателю знать, что вы сказали все, что хотели сказать. Пусть он услышит точку в вашем повествовании. Передайте эстафету другому солисту, либо певцу для исполнения следующего куплета или припева. Не залезайте своими нотами в чужие партии: это будет, во-первых, некрасиво по звучанию, а во-вторых – неуважительно по отношению к другому музыканту.

5. Дайте воздух своим нотам

Помните слова великого Джона Пола Джонса: «пауза – это тоже музыка». Там, где вы останавливаетесь – вы даете возможность слушателю усвоить сыгранное до этого. Длинные фразы без пауз не дают возможности осознать и уложить в голове их смысл, и слушатель теряет интерес к исполнителю. Чередуйте короткие ноты с длинными, мелкие фразы с распространенными, и не забывайте делать перерыв в звучании хотя бы на доли секунды. Это правило настолько важное, что его значение невозможно переоценить. Если вы его прочувствуете, пропустите через себя и никогда не будете нарушать – считайте, что вы сделали огромный профессиональный рывок.

Конечно, это не значит, что длинным фразам вообще нет места в музыке. Просто их нужно выдавать дозировано, осторожно. Их нужно готовить, отводить под них место. Есть примеры четко продуманных соло, сыгранных без пауз короткими длительностями. Послушайте песню Spotlight Kid группы Rainbow, а также песню Burn группы Deep Purple. Первый пример – длительное построение короткими нотами на гитаре, второе – такой же проигрыш на органе. Оба соло слушаются очень органично, потому что аккуратно вплетены в ткань песен.

6. Используйте целевые ноты

Фраза не может прийти в никуда. Заранее решите, на каком аккорде будет завершаться ваша фраза. Приведите мелодию к этому аккорду и разрешите ее в этот аккорд. Помните, что целевая нота – не обязательно тоника этого аккорда (то есть, если в этот момент звучит до-мажор – необязательно приходить именно к ноте до). Самые красивые целевые ноты – это обычно третья и седьмая ступень относительно тоники аккорда (то есть для до-мажора это ми и си, либо си-бемоль, в зависимости от лада). Но можно использовать и другие ноты, главное их красиво и интересно обыграть.

Не забывайте про тяготения. Самые сильные тяготения – полутоновые. То есть ноты, принадлежащие разным аккордам и отстоящие друг от друга на полтона – лучше всего разрешаются (одна в другую). Например, если требуется соединить аккорды соль-мажор и до-мажор, то самые острые тяготения у них – следующие:

Между нотами си (третья ступень соль-мажора) и до (первая ступень до-мажора);

Между нотами фа (седьмая ступень соль-мажорного септаккорда) и ми (третья ступень до-мажора).

Анализируя соседние аккорды, вы сможете выделить для себя ноты, к которым лучше всего вести мелодию, чтобы наиболее ярко разрешить ее в конце фразы.

7. Старайтесь разнообразить начала фраз

Чтобы избежать монотонности в своем соло, начинайте каждую фразу с новой доли. К примеру, первую фразу начали на вторую восьмушку третьей доли, значит вторую фразу начинайте, например, ровно со второй доли. Можете использовать и более мелкие длительности, тогда вариантов будет еще больше. Хорошо звучат фразы, которые начинаются на одну шестнадцатую позже наступления доли, либо за одну шестнадцатую до наступления доли. А поскольку долей у нас обычно несколько (чаще всего четыре) – то и вариантов для старта каждой следующей фразы у вас предостаточно.

Конечно, никто не запрещает играть также и одинаковые по ритмике фразы, но ритмическое разнообразие дает вам большую свободу. Практикуясь, вы постепенно научитесь быстро мысленно выстраивать ритмическую концепцию в процессе исполнения соло.

8. Работайте с формой

В построении мелодии есть свои законы. Если их игнорировать – результат вряд ли будет интересен слушателю. Эти законы не родились на бумажке по мановению руки какого-то теоретика. Они вырабатывались столетиями, силами величайших композиторов разных эпох. А теоретики смогли извлечь квинтэссенцию из того, что создано великими умами. И что самое удивительное – оказалось, что эти законы элементарны и доступны, и следовать им очень легко, главное их знать.

Развитие мелодии опирается на чередование фраз разной длины, разделенных паузами разной продолжительности. Основные структуры при построении мелодии – это периодичность, суммирование, дробление, замыкание, а также их разновидности. На днях я опубликую материал, подробно рассказывающий об этих структурах, так что если Вам интересно – следите за обновлениями или подпишитесь на блог.

Я очень рекомендую уделять должное внимание структуре вашей мелодии. Чем более она продумана и стройна – тем яснее ваша музыкальная мысль для слушателя. В простой оболочке можно с успехом донести до понимания слушателя даже сложное содержание.

9. Не перебарщивайте ни в чем

Будьте рациональны. Не нужно ни в чем быть чрезмерно усердным. Слишком много быстрых нот – плохо. Слишком много одинаковых ритмически фраз – плохо.

Не переусердствуйте со средствами выразительности. При игре на гитаре подтяжки, вибрато, флажолеты, глиссандо… При игре на синтезаторе – использование колеса модуляции, питч-бенда, послекасания и так далее… Все это – элементы вашего исполнения. Если они становятся самоцелью, они начинают отвлекать от основной идеи и надоедать слушателю. То, что вы владеете вибрато или колесом модуляции – это прекрасно, но не надо через каждый такт доказывать всем это снова и снова. Чередуйте эти элементы. А если даже что-то пропустите – не беда, у вас еще будет много шансов это восполнить.

10. Обратитесь к классикам

Снимайте и разучивайте ваши любимые соло. Анализируйте их. Почему сыграна эта нота, а не другая? Почему эта фраза длинная, а эта короткая? Почему самая высокая нота находится именно здесь?

Обратите внимание на то, что даже самые техничные исполнители не играют соло непрекращающимися очередями быстрых нот. Во всем нужен контраст. Чтобы слушатель понял, что вы мастер своего инструмента – вам достаточно сыграть одну-две быстрых фразы, и поверьте – никто не усомнится в вашей технике. А если же вы будете сплошняком поливать 32-ми длительностями в темпе 130 ударов в минуту – никто не поймет, зачем вы это все играете.

Вспомните, что в самых классных сольных партиях четко прослеживается мелодическая линия. Пойте соло внутри себя, это несложно. Можете тренироваться делать это и в голос – никто не запрещает, это пойдет вам только на пользу.

В заключение

Мелодии в музыке присутствуют повсюду. Черпать вдохновение можно не только в соло гитары, саксофона, синтезатора или скрипки. Исполняйте на своем инструменте партии голоса из ваших любимых песен, то есть играйте их инструментальные версии. Чем больше будет ваш слуховой и игровой багаж – тем проще будут придумываться фразы для соло. Возьмите для тренировки сборник джазовых тем (SongBook – такой сборник можно найти в любом магазине нот или даже скачать в интернете) и поиграйте их на досуге, можно без импровизаций. Только главное – не забывайте играть и гармонию тоже. Те фразы, которые вы повторяете раз за разом в процессе тренировок – откладываются в вашем подсознании песчинками, из которых потом будут формироваться ваши мелодические глыбы.

До скорого!

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: