//
запись...

Все статьи

Оптимальный набор клавишника


Как выбрать синтезатор

В недавней статье я рассказал о том, как выбрать первый синтезатор. И вот, когда инструмент у музыканта уже есть, он начинает постепенно осваивать меню, изучает значение разных параметров, учится менять характеристики звука через меню прибора. Тогда появляются уже осознанные требования к звуку. Становится понятно, что каким бы ни был хорошим инструмент, для профессиональной деятельности одним единственным прибором не обойтись. Возникает новая задача – расширение синтезаторного сетапа.

Недавно я уже публиковал статью на эту тему, она называлась Почему важно иметь более одного синтезатора. Тогда я обещал, что вскоре расскажу на более конкретных примерах, как за относительно небольшую сумму денег обзавестись максимально универсальным и качественным набором инструментов. Здесь речь пойдет именно об этом. Но предварительно все же ознакомьтесь с предыдущим материалом по указанной ссылке. Вы узнаете о том, что за таинственный «эффект одной коробочки» Вас подстерегает на пути к хорошему звучанию аранжировки, поймете, зачем синтезаторам нужны индивидуальные выходы, и разберетесь с понятиями полифония и мультитембральность.

Уходим от универсальности

Когда мы искали себе первый инструмент, мы руководствовались сбалансированностью цены, возможностей, качества, веса и других характеристик. Одним из главных критериев было количество звуков, вшитых в память синтезатора, причем к этим звукам должен был быть простой и удобный доступ. Теперь наши интересы расширились, задачи усложнились. Мы начинаем искать специфичное, уникальное звучание. Но, как мы увидели, недорогих универсальных синтезаторов не так много, так что велика вероятность, что мы будем делать примерно то же самое, что и другие клавишники.

При формировании расширенного клавишного сетапа необходимо руководствоваться иными критериями. Теперь такой фактор как вес инструмента не сильно влияет на выбор, ведь у нас уже есть на чем играть концерты. Зато появляется ограничение по габаритам. Потому что, если мы планируем и дальше расширяться, когда-нибудь мы столкнемся с банальной нехваткой места для их размещения. Не советую пренебрегать этим.

Идеальный вариант – покупка рэковых или десктопных модификаций нужных Вам моделей. Рэковые удобны тем, что их можно вкрутить в одну стойку или поставить друг на друга. Десктопные все-таки требуют какого-то отдельного места, но небольшого, зато они имеют больше возможностей для управления с лицевой панели. Иногда рэковые модификации одного и того же прибора имеют большее количество индивидуальных выходов, что также будет кстати (например, Kurzweil K2000 имеет 4 индивидуальных выхода, а его рэковая версия K2000R – 8). А поскольку один клавишный инструмент у нас уже есть – нам не составит труда работать с приборами без клавиатуры по MIDI. Подробнее про различные модификации инструментов Вы можете прочесть в статье Какие бывают типы синтезаторов.

Такой критерий как разнообразие звуков нас тоже теперь интересует меньше. Один инструмент с широкой палитрой уже есть. Нам нужны такие дополнения, которые могут делать хотя бы что-то одно, но зато лучше всех других. То есть, важна не универсальность, а уникальность.

Качество звука выходит на первый план. Мы более не идем на компромиссы ради того, чтобы выиграть в весе или в интуитивности управления.

Конечно, нельзя забывать и про цену. Несмотря ни на что, этот фактор всегда будет влиять на выбор при прочих равных условиях. Но тут есть положительные моменты.

Дело в том, что самые лучшие по звучанию и самые интересные синтезаторы были сделаны в 80 – 90-е годы прошлого столетия. Нет, до этого тоже были классные инструменты, но цены на них сегодня запредельные, да и ветхость этих инструментов может отпугнуть. Так что берем период с момента появления цифровых синтезаторов и до времени окончательной коммерциализации производителей синтезаторов, приведшей к качественному упадку и к технологической импотенции крупнейших мировых брендов. Интересны только 1983 – 2000 годы. Все, что до этого – сложно и дорого. Все, что после – вяло и неинтересно. За редким исключением.

Так вот, инструменты, произведенные более 10 лет назад, сегодня на вторичном рынке стоят недорого. Такой инструмент как Yamaha DX7, когда-то считавшийся недосягаемым, сейчас можно купить за 400-500 долларов. А звучать он с тех пор хуже не стал. Roland JV-1080, Korg DS-8, Kawai K4, Yamaha TX81Z – все они стоят от 200 до 400 долларов, но имеют интересное, качественное, ни на что не похожее звучание. Но и более дорогие Korg Wavestation, Roland JP-8000/8080, D-50/550, Yamaha SY77/TG77, FS1r, AN1x – имеют цену в пределах 1000 долларов, что существенно ниже цен на современные безделушки в магазинах.

Итак, сформулируем критерии более четко. Нас интересует:

  • Качественный звук;
  • Уникальность;
  • Небольшие габариты;
  • Хорошие полифония и мультитембральность;
  • Побольше индивидуальных выходов;
  • Умеренная цена.

При этом хотел я бы еще хотел уточнить, что полифония и мультитембральность – это, конечно, важный критерий, но его нельзя рассматривать в отрыве от контекста. То есть, к примеру, для ромплеров значение полифонии в 64 голоса может быть не таким уж большим. А для инструмента, работающего по принципу аналогового моделирования – даже 20 голосов это вполне нормально. А аналоговые монофоники имеют всего один голос, но тоже могут очень пригодиться.

Оптимальный набор синтезаторов

Первое, что надо запомнить – нужно иметь инструменты разных производителей. Дело в том, что у разных моделей одного и того же бренда в большинстве случаев схожие спектральные характеристики. Если Вы купили Korg Triton Le – то Вам нет абсолютно никакого смысла покупать к нему в дополнение, к примеру, Korg Trinity. Обычно производители придерживаются каких-то определенных канонов при создании очередных модельных серий инструментов. Будучи отпрысками Trinity, Тритоны унаследовали у них характер звучания, да и набор пресетов во многом повторяется. Подобным образом расширить Ваши возможности у Вас вряд ли удастся, разве что Вы их просто продублируете.

Если у Вас уже есть Korg – обратите внимание на Kurzweil, Roland или Yamaha. Ну, или еще какие-то бренды. Среди них Вы наверняка найдете интересные приборы, которые будут соответствовать Вашим потребностям. Да, будет немного сложно адаптироваться к незнакомому меню, кнопкам управления и так далее, но через некоторое время Вы освоите и этот инструмент. Изучая принципы работы с моделями различных брендов, Вы глубже познаете основы синтеза и звукообразования. Больше и разнообразней опыт – лучше защищенность от непредвиденных ситуаций, которые в практике профессионального клавишника случаются нередко.

Итак, первый принцип – ищем другой бренд.

Второе. Не нужно дублировать инструменты по типу синтеза. Первый Ваш инструмент наверняка оказался ромплером (прибором, работающим по принципу воспроизведения семплов из внутренней памяти – ROM). Иметь на первых порах более 1-2 ромплеров абсолютно бессмысленно. И если Ваш первый ромплер покрывает все задачи, которые Вы перед ним ставите, взгляните в сторону синтезаторов другого типа.

Их много разных. Более подробно типы синтезаторов описаны в специальной статье. А здесь я расскажу немного о том, какую нишу инструмент того или иного синтеза сможет занять в Вашей домашней студии.

Виртаналоги

Чаще всего слабым звеном ромплеров является эмуляция электронных синтетических звуков. Поэтому наиболее привлекательным вариантом будет что-нибудь из синтезаторов аналогового моделирования. Вы спросите, почему именно моделирование, а не непосредственно аналог? Причин несколько:

  • они менее ломкие и капризные;
  • они имеют большую полифонию;
  • они могут звучать разнообразнее;
  • они стоят дешевле;
  • они весят легче.

Конечно, можно найти очень крутой аналоговый инструмент с приличной полифонией, огромным количеством функций и органов управления, с разноплановым звучанием и так далее. Что-нибудь вроде Elka Synthex, SCI Prophet-5, Oberheim Matrix-12, Roland Jupiter-8 или Yamaha CS80. Но поверьте, ценник на такой инструмент Вас заставит сильно задуматься о целесообразности покупки. Тем более, с относительно недорогим виртаналогом Вы быстро и легко освоите основы синтеза и научитесь создавать собственные звуки. И сможете переходить к выбору более дорогих инструментов.

Что касается меня – среди профессиональных инструментов, купленных мной для работы, синтезатор аналогового моделирования был третьим. Первым был Kurzweil K2VX, который сначала выполнял функции концертного инструмента, а затем занял почетное место в студии. Для концертов же я приобрел более легкий и удобный в управлении Korg TR76, который может прекрасно справляться со сценическими задачами, но непригоден в студии, недотягивая по качеству звука. Ну а номер три, Clavia Nord Lead 2X, прекрасно показал себя и на концертах, где требовалось много электроники, и в студии.

Так что я часто советую именно Clavia Nord Lead в качестве оптимального дополнения к сетапу. Правда, все Норд-лиды довольно дорогие, и 2X – одна из самых дорогих моделей. Но более ранние модели, хоть и стоят дешевле, звучат отнюдь не хуже, а по мнению многих даже лучше. Можно взять первую версию (которая называется просто Nord Lead, или ее рэковый вариант Nord Rack) или вторую (Nord Lead 2 или Nord Rack 2). По состоянию на сегодняшний день, цены на западных аукционах на эти инструменты колеблются в пределах 1000 долларов, тогда как модель 2X несколько дороже. Не рекомендую поздние версии, они звучат более плоско и не так насыщенно и в хорошем смысле агрессивно, как первые.

Помимо Clavia, есть еще ряд хороших производителей, на которые стоит обратить внимание. Например, Access и их модельный ряд Virus. Вирусы также бывают различных модификаций – клавишные, рэковые и десктопные. Причем, если Вам хочется все-таки именно клавишную версию, то клавиатуры у Вирусов качественнее и удобнее, чем у Nord Lead. Хотя, для виртаналогов это вряд ли принципиально. Среди инструментов Virus самыми предпочтительными являются B и C. Как и в случае с шведами (Clavia), поздние модели (Ti и Ti2 )звучат более плоско. А если учесть, что стоят они в пару раз дороже (а то и больше) – то выбор очевиден. Модели B и C стоят в пределах 800 – 900 долларов.

Можно описать много разных хороших синтезаторов, работающих по принципу аналогового моделирования. Не буду углубляться, информации о них в сети очень много. Лишь приведу еще некоторые модели, которые считаю достойными внимания:

  • Novation Supernova / Nova (в разных модификациях);
  • Waldorf серии Q (старшие модели очень дорогие, но младшие, MicroQ, тоже очень хороши);
  • различные инструменты фирмы Quasimidi;
  • один из моих любимых виртаналогов Roland JP-8000 / JP-8080;
  • инструменты Yamaha CS1X, CS2X, CS6X, AN1X;
  • близкий по звучанию к виртаналогам аддитивный Kawai K5000;
  • имеющий много общего с аналоговым моделированием Korg Z1 (физическое моделирование);
  • ну и для разнообразия Korg Radias.

Можно найти еще много всего интересного, но даже этот список дает хороший выбор. Рекомендую ознакомиться также еще с одной статьей про синтезаторы аналогового моделирования, чтобы примерно понять, чем они Вам могут быть полезны.

Семплеры

Одним из вариантов недорогого, но довольно серьезного расширения сетапа, является приобретение семплера. Семплер – это инструмент, который воспроизводит звуки не из внутренней памяти, как это делают ромплеры (см. выше), а со сменных носителей – дискет, компакт-дисков, жестких дисков – предварительно загружая их в оперативную память.

Удобство семплеров заключается в том, что Вы не привязаны к ограниченному набору звуков, зашитых в память. Вам достаточно вставить другой диск в дисковод – и у Вас уже как будто другой инструмент с новыми звуками. Такие диски называются библиотеками, и этих библиотек существует огромное множество.

Существует много хороших семплеров, и большинство из них имеют вполне доступную цену. Вот перечень инструментов, достойных Вашего внимания:

  • Akai S3000XL, S1000, S1100, S950. Есть еще более дорогой S5000, но, по отзывам опытных пользователей, он звучит хуже, чем классический S3000XL;
  • Kurzweil K2000, K2VX, K2500, K2600;
  • Roland S-760. У этой фирмы есть и другие, более старые семплеры – S750, S550 и так далее, но 760-я модель в свое время подняла планку семплеров на очень высокий уровень, поэтому многие считают именно ее лучшим роландовским семплером;
  • >E-mu Emulator EIII, Emulator EIV, Emax, Emax II, ESI-32, E64 и так далее. Под брендом E-mu позднее выпускались и другие семплеры – E6400, E4, E4XT, разные версии Ultra и Platinum и так далее, но к этому времени E-mu была куплена мультимедийной фирмой Creative, соответственно качество поздних приборов серьезно пострадало. Кстати, модель EIII уже не попадает под определение «недорогих» семплеров, как и более ранние Emulator и Emulator EII;
  • Yamaha A3000, A4000, A5000;
  • Ensoniq EPS, ASR-10;
  • Sequential Circuits Prophet 2000/2002, Prophet 3000.

Подробнее рекомендации по конкретным моделям изложены в специальной статье – Семплеры. Там же Вы узнаете обо всех преимуществах работы с этими приборами.

Драм-машина

Драм-машины – инструменты, первоначально созданные для имитации живых барабанов. Позднее они переросли в самостоятельный класс инструментов. Многие музыканты освоили игру пальцами на драм-машинках, и, надо сказать, весьма преуспели в этом. И уже давно разработчики этих инструментов не гонятся за приближением звучания к реальным барабанам, а наоборот – стремятся дать саунд-дизайнерам больше возможностей для создания уникальных звуков и ритмических партий. Многие драм-машины стали культовыми инструментами, и часто ради какого-то особенного звука электронщики выкладывают круглые суммы денег.

Драм-машины различаются:

  • по типу синтеза (аналоговые, семплерные, аналого-моделирующие, гибридные и так далее), по интерфейсам синхронизации (MIDI, Gate, DIN Sync и другие);
  • по наличию или отсутствию пэдов (кнопок для игры пальцами);
  • по конструкции (рэковые, десктопные), по количеству индивидуальных выходов (некоторые воспроизводят все партии только через основные выходы, другие оборудованы отдельными выходами для каждого звука);
  • ну и по цене (от самых дешевых, долларов за 200, и до очень дорогих – 3000 долларов и более).

Чем же так хороши эти инструменты? Очень просто. Весь их интерфейс и все органы управления заточены под одно – создание барабанных партий. Работать с ними очень легко. В отличие от семплеров, здесь не нужно покупать кучу периферии – включил и работай. Чаще всего драм-машины обладают очень хорошим таймингом, что обеспечивает аранжировкам ровность звучания и правильный грув (естественно, при грамотном обращении и наличии навыков работы самого аранжировщика). В большинстве случаев производители снабжают такие инструменты очень большим количеством индивидуальных выходов, что дает возможность работать над сложными партиями.

Очень у многих рано или поздно возникает вопрос – как же добиться качественного звучания барабанов. Подберите себе драм-машинку, отвечающую Вашим требованиям – и этот вопрос решится сам собой. Если Вы хотите ознакомиться с вопросом подробнее – прочитайте мою недавнюю статью Драм-машины.

А сейчас – инструменты, на которые стоит обратить внимание, выбирая драм-машину.

  • Roland серии TR. Это очень объемная серия, она охватывает абсолютно разные инструменты. Здесь и аналоговые TR-606, TR-808, TR-909 (у последнего засемплированное железо), и цифровые TR-707, TR-727, TR-505, TR-626. Некоторые из них очень дорогие и редкие (808, 909), другие – дешевле (505, 626). Одни имитируют стандартные наборы барабанов (707), другие – ориентированы на перкуссию (727), третьи имеют чисто электронное звучание (аналоговые). В общем, эту серию нужно изучить плотнее, чтобы выяснить, что будет интересно персонально Вам. Самым сбалансированным вариантом среди всех перечисленных является Roland TR-707. Инструмент можно найти по вполне разумной цене, он имеет на борту различные наборы звуков, в том числе электронные, оснащен интерфейсами MIDI и DIN-Sync, обладает возможностью сохранения пресетов на внешнюю карточку (Roland M-64C), а главное – секвенсор у инструмента очень ровный, и звук качественный.
  • Roland серии R. В качестве примера, про Roland R-8 – довольно подробно рассказал в приведенной выше статье.
  • Yamaha серии RX. Когда-то Yamaha RX11 стала одним из первых инструментов на семплерной основе. Позднее очень популярным стал флагман этой серии Yamaha RX5, и на сегодняшний день его можно рассматривать как одну из альтернатив Roland R-8.
  • Linndrum. Масштабное явление в мире электронных музыкальных инструментов. Имеет уникальное звучание и очень насыщенный, пробивной саунд. Довольно сложно найти, стоит недешево, не имеет MIDI (но может быть мидирован отдельно), ограничен по пресетам (чтобы получить другой звук, нужно менять чипы внутри прибора), но, несмотря на все эти нюансы, очень ценится среди электронщиков. Другие инструменты Роджера Линна – Linn 9000 и Linn LM-1 – еще более редкие и дорогие.
  • Akai серии MPC. Это уже не просто драм-машинки, это семплеры, заточенные под работу с барабанами. Первые модели для Akai разрабатывал лично Роджер Линн – это были Akai MPC60, MPC60 II и MPC3000. Это своего рода преемники Linn 9000. Сегодня эти инструменты в особом почете среди саунд-продюсеров в жанрах рэп и хип-хоп, но и для других стилей они очень даже пригодны благодаря многогранности звучания. Более поздние модели MPC имеют шире возможности, но утратили тот самый звук, за который ценятся старички.
  • E-mu SP1200 – еще один пример гибрида драм-машины и семплера, причем очень дорогой, старый и желанный для многих аранжировщиков/продюсеров. Является развитием другого инструмента – E-mu SP12, более ограниченного, но, тем не менее очень качественного и интересного. В свою очередь, SP12 унаследовал традиции одного из первых инструментов на базе воспроизведения семплов – E-mu Drumulator (кстати, на тот момент еще без возможности загружать семплы, только пресеты). Любой из этих трех инструментов влетит Вам в копеечку, но зато это возможность получить действительно серьезный по звуку аппарат. Кстати, все три модели имеют миди (Drumulator – только в поздних версиях).
  • Clavia Ddrum – это уже целая барабанная установка. Но нас в первую очередь заинтересует сам электронный модуль, ddrum4. Его не так часто встретишь в продаже, так что вряд ли цены на него Вас порадуют, но это довольно качественный и пробивной по звуку модуль, имитирующий звучание реальных барабанов. В модуле сотня пресетов барабанных установок, так что звучать он может разнообразно. Причем в инструмент также можно загружать и другие пресеты, по протоколу MIDI.
  • Elektron Machinedrum SPS-1 – более современный инструмент, сочетающий аналого-моделирующий синтез с воспроизведением семплов. Может охватить широкую палитру звуков, имеет внушительные возможности для саунд-дизайна, но все-таки, как и многие современные инструменты, по качеству звука сильно уступает классике 80 – 90-х годов.
  • JoMox Xbase 09/888/999 – еще одна линейка современных инструментов. Производитель позиционирует их как эмуляцию Roland TR-808/909, с которой они в какой-то мере справляются, но довольно условно. По звуку приборы не дотягивают до уровня оригиналов. 09 стоит не слишком дорого, но все же недешево. А вот цены на 888 и 999 кусачие, и я не уверен, что они действительно стоят этих денег. Хотя, если нужна вариабельность – возможно, этот вариант даже лучше, чем оригиналы, ведь старые роланды рулятся очень ограниченно. Да, кстати. К чести JoMox стоит отметить, что их инструменты работают на основе настоящего аналогового синтеза. Как и в TR-909, барабанное железо реализовано с помощью семплов.

Есть еще много разных драм-машинок. Все охватить нереально. Но обрисовать границы выбора, надеюсь, мне в какой-то мере удалось.

FM-синтезаторы

Это отдельная категория приборов. Инструменты, в основе которых лежит частотная модуляция, могут сделать далеко не все. Например, они практически не имеют возможности эмулировать звучание живых инструментов – акустическое фортепиано, струнные, и так далее. Но, во всем, что касается «неэмуляции» и «не живых» звуков – равных FM-синтезаторам просто нет. По привычке, отошлю Вас более подробно ознакомиться с технологической стороной этого типа синтеза – в статью Частотная модуляция.

Ну так чем же могут быть интересны эти приборы?

Во-первых, своими звуками FM-пиано. Изначально – это попытка имитировать электромеханические Rhodes, но на деле получилось что-то совершенно уникальное. Особенностью ФМ-синтеза является удивительная живость звука, неподвластная никаким другим типам синтеза. То, над чем мучаются создатели семплерных библиотек, выверяя диапазоны и слои велосити, у FM получается в два счета. Удивительная податливость тон-генератора силе Вашего нажатия. Это нужно ощутить, чтобы понять. Однажды услышав ФМ-пиано, Вы забудете о современных ромплерах для этих целей.

Во-вторых, ставшие классическими электронные басы. Обладая четким и выраженным низким спектром, частотная модуляция дает Вам собранные, пробивные басы. Конечно, за все годы существования FM-синтезаторов генерируемые ими басовые линии довольно серьезно приелись многим. Но с другой стороны – такие инструменты как скрипка, контрабас или фортепиано существуют уже столетия, и почти не претерпевают изменений, при этом не устаревая.

В-третьих, не менее легендарные синтезаторные лиды. Чаще всего FM-лиды можно услышать на записях фьюжн-коллективов. Очень мягкие, сдержанные, но такие сочные и приятные…

В-четвертых, всяческие спецэффекты. FM-синтез позволяет Вам все. Ага, именно все. Вы можете совершенно случайно сделать нечто такое, чему сами будете удивлены. А если проявите героизм и освоите основы программирования инструментов такого типа – равных Вам не будет. Правда, это довольно сложно. Но расстраиваться не стоит, можно в удовольствие заниматься экспериментами, а при необходимости – отыскать тысячи уже готовых пресетов в интернете. Загружаете банки по миди-интерфейсу в инструменты и выбираете, что душе угодно.

Ну, а кроме того – очень странные и по-своему замечательные synth-strings, synth-brass, интересные пэды, колокольчики (в этом частотной модуляции также нет равных) и так далее. Все, что захотите, кроме живых инструментов.

Именно поэтому такой прибор стоит покупать в дополнение к ромплеру, но ни в коем случае не как первый инструмент, иначе от испуга можно подумать, что эти синтезаторы ужасны. Как, в прочем, по неопытности когда-то случилось и со мной. Возился в студии, записываясь со своей джазовой группой, увидел DX7, перебрал пресеты и, не найдя ни одного звука фортепиано – сделал вывод, что этот инструмент абсолютно бесполезен. Хорошо, что через некоторое время нашел в себе силы переступить через предрассудки и открыть для себя FM с другой стороны. Теперь в моем сетапе пять FM-синтезаторов, и расставаться с ними я не намерен.

Немного истории. Надо сказать, что патентом на FM-синтез до недавнего времени эксклюзивно владела фирма Yamaha. С одной стороны, на ранних этапах развития, это обеспечило большой рывок. Благодаря этой технологии Yamaha быстро «уделывала» конкурентов по всем фронтам, снабжая музыкантов отличными инструментами и, по ходу дела, зарабатывая на этом огромные деньги. Но с другой стороны, отсутствие возможности у конкурентов использовать достижения частотной модуляции привело в конечном счете к застою в развитии отрасли, и уже более десятилетия ничего нового в этой сфере сказано и создано не было.

Для самой фирмы Yamaha этапов развития FM-синтеза было три:

  • Сначала были созданы первые чисто FM-синтезаторы, во главе с супербестселлером всех времен и народов Yamaha DX7 (приборы серии DX и TX).
  • Затем появились гибридные синтезаторы – Yamaha SY77, SY99, TG77. Отличием этих инструментов было использование, помимо технологии частотной модуляции, еще и волновых форм (AWM), а также включение в алгоритмы субтрактивной составляющей – фильтров.
  • И третьим этапом, ознаменовавшимся появлением всего лишь одного, но очень интересного инструмента – Yamaha FS1R – стало применение формантных фильтров в FM-синтезаторе.

Однако попытки создания аналогичных приборов другими компаниями все же были. Korg выпустил DS-8, в основе генерации сигнала у которого также была частотная модуляция, а Casio, тогда еще очень серьезная профессиональная фирма, порадовала мир сериями CZ и VZ, назвав их принцип работы «фазовыми искажениями». Однако в результате судебного разбирательства, инициированного Yamaha в отношении нарушения патентных прав, Casio свернули деятельность в этой области. А жаль, возможно здоровая конкуренция подарила бы нам еще несколько интересных приборов. Интересные инструменты от Casio – CZ-1, CZ-1000/3000/5000, VZ-1, VZ-10M.

Что-нибудь эдакое!

Конечно, какой обед без десерта! В любом сетапе должна быть изюминка. Мы должны иметь возможность внести последние штрихи, «навести марафет» нашей аранжировке, добавить в нее что-то, что привлечет внимание. В принципе, если Вы уже прочли статью Какие бывают виды синтеза, Вы сами сможете подобрать дополнительные оттенки для Вашей палитры. Но на всякий случай приведу несколько примеров инструментов, которые можно включить в сетап как приятный бонус.

  • Korg Wavestation ADвекторный синтез, прозрачный звук, переливающиеся кристальные пэды, холодные сольные звуки, интересные спецэффекты, своеобразная имитация разных живых инструментов.
  • Roland D-50/D-550линейно-арифметический синтез, теплый и пробивной звук, очень зернистый, узнаваемый. В свое время этот инструмент произвел революцию в синтезаторостроении, и по популярности уступал разве что DX7. Он Вам даст разные «острые подклады», специфичные электропиано, стрингс, колокольчики, в общем – много разных интересных винтажных звуков.
  • Kawai K5000 – это король пэдов, красочных, ярких, мягких или холодных. Но он умеет и многое другое, к примеру – специфичные лиды, спецэффекты. Низкий спектр у него очень упругий, так что даже басовые звуки иногда будут очень к месту. Аддитивный синтез с формантными фильтрами делает его звучание поистине уникальным. Плюс ко всему – у этого инструмента совершенно фантастический арпеджиатор.
  • Waldorf Micro Qтаблично-волновой синтез вкупе с аналоговым моделированием. Очень интересные звуки, яркий и красочный саунд, добавляет волшебности, сказочности, очень обогащает звучание аранжировки. Отличные ласковые пэды, электронная перкуссия, характерные вейвтейбл-пресеты. Наследник монстрических PPG Wave и Waldorf Wave за очень скромные деньги.

Подведем итоги

Ну вот, теперь Вы примерно знаете, что Вас ждет вслед за покупкой Вашего первого инструмента. Остановиться практически невозможно, каждый раз находишь какой-то инструмент, который делает что-то отличное от других, и обязательно хочется его заполучить. Но, окидывая взглядом все многообразие моделей, я бы теперь хотел перечислить вполне конкретный набор инструментов, которые я бы взял с собой на необитаемый остров (с электричеством!), если бы захотел там поселиться и заняться работой над музыкальным материалом.

  1. Kurzweil K2000R – ромплер/семплер/синтезатор ($600)
  2. Roland XP-30 – ромплер/мастер-клавиатура ($800)
  3. Clavia Nord Lead – синтезатор аналогового моделирования ($900)
  4. Yamaha TX7 – FM-синтезатор ($300)
  5. Roland R-8 – драм-машина ($300)
  6. Korg Wavestation AD / Waldorf MicroQ / Roland D-550 – на выбор для красочности ($500 – 700)

Итого, в пределах 3.5 тысяч долларов мы имеем просто прекрасную аппаратную оснащенность. На таком сетапе можно сделать любую аранжировку, неизменным останется одно – качество. Сравнивая приведенный выше перечень со стоимостью современных рабочих станций в магазинах – понимаем, что при грамотном подходе к покупкам мы не то что не потеряем – мы еще и сэкономим. Смотрим на топовые модели современных рабочих станций в интернете:

  • Yamaha Motif XF: 130 – 170 тысяч рублей ($4200 – 5500)
  • Roland Fantom G: 125 – 180 тысяч рублей ($4000 – 5800)
  • Korg M3: 90 – 130 тысяч рублей ($3000 – 4200)
  • Korg Kronos: 160 – 190 тысяч рублей ($5000 – 6000)

По-моему, вопросов больше нет.

А самое главное – нет необходимости в «вынь да положь». Сетап можно формировать постепенно, докупая дополнительные инструменты по мере возникновения денежных средств. Ну и по ходу дела всегда можно попытаться сэкономить, отслеживая объявления. Если не спешить и ловить момент, то все перечисленные в итоговом списке приборы можно покупать на $100 – 200 дешевле (каждый), и в итоге уложиться не в 3.5 тысячи, а в 3, или даже в 2.5.

Сравнивайте, слушайте, решайте.

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: