//
запись...

Все статьи

Семплеры


Akai S1000

Одним из вариантов недорогого, но довольно серьезного расширения сетапа клавишника, является приобретение семплера.

Семплер – это инструмент, который воспроизводит звуки не из внутренней памяти, как это делают ромплеры (ROM Player – воспроизводящий из постоянной памяти), а со сменных носителей – дискет, компакт-дисков, жестких дисков, – загружая их в свою оперативную память. Съемные носители при этом организованы специальным образом, их обычно называют библиотеками.

Библиотеки содержат в себе различную информацию. В первую очередь, на них записаны непосредственно семплы – кусочки звуков разных инструментов в определенном формате. Семплы собраны в банки, и внутри банка каждому звуку присвоен диапазон воспроизведения, уровень динамики и ряд других параметров. Об этом нужно сказать немного подробнее.

Диапазон и динамические зоны

Диапазон (keyboard layout) показывает интервал, в пределах которого инструмент будет воспроизводить звуки с помощью одного семпла. Например, семпл Х, воспроизводящий «соль» первой октавы (корневой тон), охватывает диапазон от «до» первой октавы до «до» второй. Тогда семплер автоматически повышает и понижает «соль» до нужных нам нот в пределах заданного диапазона. То есть воспроизводит один и тот же файл с разными настройками высоты (pitch). Чем качественнее семплер, тем менее заметны различия между корневым тоном и нотами с измененной высотой. Тем не менее, при использовании диапазона более октавы идеального сглаживания добиться практически невозможно. Чем меньший диапазон отводится каждому семплу, тем достовернее имитация семплером оригинала, но при этом в банке содержится большее количество семплов, а значит увеличивается его объем в мегабайтах. В самых «тяжелых» банках диапазон ограничен всего одной нотой, то есть при создании библиотеки семплируется каждая нота.

Динамика (velocity) показывает, при какой силе нажатия будет воспроизводиться данный семпл. Во многих случаях банки содержат в себе по нескольку семплов на один корневой тон, и каждый из этих семплов воспроизводится при своем диапазоне силы нажатия (динамическая зона, velocity zone). Например, первый слой (самый тихий) воспроизводится при значении велосити от 0 до 70, второй слой – от 71 до 100, третий – от 101 до 127.

Для чего это сделано? Дело в том, что при более сильной атаке настоящие инструменты издают не просто более громкий звук, но и более яркий, насыщенный обертонами. Попробуйте сыграть очень тихий и очень громкий звуки на гитаре или фортепиано, запишите их, а потом поднимите громкость тихого до уровня громкого. Вы услышите, что при равной громкости они имеют разную окраску – тихий звук останется гулким и сдержанным, а громкий будет звонче. С помощью слоев велосити семплеры имитируют эту особенность реальных инструментов.

Чем больше слоев в банке – тем точнее и аккуратнее будет имитация при динамических переходах. Однако, количество слоев также увеличивает объем банка. А очень точно засемплировать слишком большое число слоев – сложно технологически, а иногда и вообще невозможно или бессмысленно. Кроме того, большое число динамических зон требует больших вычислительных возможностей процессора, направляемых на обработку данных в реальном времени. Поэтому оптимальное количество динамических зон – от 2 до 4. В принципе, этого вполне достаточно.

Технические особенности семплеров

При покупке семплера нужно обратить внимание на количество установленной оперативной памяти. Ведь для загрузки банка определенного объема Вам потребуется соответствующее количество памяти. В большинстве случаев ее можно расширить и потом, используя стандартные планки памяти, которые были в ходу на момент их производства. Но некоторые семплеры (например, Akai S1000 или S1100) расширить довольно проблематично, потому что они используют специальные, нестандартные планки. В идеале иметь семплер с полностью расширенной оперативкой.

В целом, семплер – это своего рода синтезатор, только без заранее загруженных звуков. Поэтому он, как правило, имеет всю характерную синтезаторам структуру – фильтры, огибающие, модуляцию, иногда процессор эффектов, и так далее. И, помимо самих семплов и информации о динамических слоях и диапазоне, библиотеки содержат настройки всех необходимых параметров синтеза. Так что, загружая банк в семплер, Вы получаете готовый пресет, а иногда целый набор пресетов, и можете их использовать точно так же, как если бы работали с обычным синтезатором или ромплером.

Семплерные библиотеки создаются производителем семплеров специально для воспроизведения в своих инструментах, поэтому они существуют в различных форматах. Часто, правда, сами семплеры имеют возможность воспроизводить библиотеки других форматов. Самые распространенные форматы библиотек – Akai, E-mu, Roland, Kurzweil, но есть и другие. Кроме того, существуют компьютерные программы, способные конвертировать один формат семплов в другой – на случай, если имеющийся у Вас семплер не поддерживает чтение формата нужной Вам библиотеки.

Чем хороши семплеры

Во-первых, любой ромплер имеет конечное число волновых форм (тех же семплов) в постоянной памяти. Даже при условии, что его можно расширить платами расширения, или специальными картами, или чипами – все равно и в какой-то ситуации определенного нужного тембра Вы можете не найти.

В отличие от ромплеров, семплеры могут загружать в себя практически бесконечное количество разных звуков. Все, что Вам потребуется – это достать диски с библиотеками. Или скачать библиотеки и записать их на диски самостоятельно. Информации и источников по этому вопросу в сети – море. Все, что потребуется после этого – немного подождать, пока семплер загрузит нужный банк в память.

Таким образом, с помощью одного только семплера можно сделать практически любую аранжировку. В идеале, конечно, несколько разбавить звучание чем-либо еще – виртаналогом, аналогом или ромплером другого производителя, чтобы избежать «эффекта одной коробочки».

Во-вторых, в отличие от большинства ромплеров, семплерные библиотеки не подвергаются компрессии (сжатию) при их создании, а соответственно – не требуют декомпрессии (распаковывания) в момент воспроизведения сигнала. Постоянная память для хранения семплов – недешевый элемент, и производители ромплеров стараются экономить эту память, вмещая в небольшой ее объем как можно большее количество звуков при помощи компрессии. А это – один из важных факторов, влияющих на качество сигнала на выходе. Чем сильнее запакованы семплы, тем больше операций требуется инструменту для их воспроизведения. Также ради экономии ресурсов в ромплерах чаще всего содержатся более короткие семплы, да еще и нередко с пониженной частотой семплирования.

В качестве примера, вспомните, как Ваш браузер отображает в интернете картинки? Если картинка легкая – то сразу, а если она большая и тяжелая – сначала прорисовывается ее эскиз, потом он постепенно улучшается, улучшается, и вот мы видим оригинал. Примерно то же самое происходит при декомпрессии семплов внутри ромплера. Только искажения и неточности звуковой информации не всегда легко и сразу идентифицируются нашим слухом. А на качестве записи или на звучании инструмента живьем сказывается серьезно.

Так вот, семплеры от этого избавлены – семплы хранятся на дешевых внешних носителях, и при попадании в инструмент не подвергаются декомпрессии, а значит – обеспечивают Вам более качественное звучание.

В-третьих, большинство семплеров имеют развитую архитектуру синтеза. То есть, загрузив звук в память, далее Вы можете делать с ним практически все, что Вам заблагорассудится. Слегка подкорректировать или изменить до неузнаваемости – в Ваших руках все необходимые средства. Семплер становится мощным инструментом саунд-дизайна, ограниченного только Вашей фантазией.

В-четвертых, большинство семплеров могут не только воспроизводить семплерные библиотеки, но и семплировать (то есть регистрировать в память) внешний сигнал. Так что у Вас появляется возможность создавать абсолютно уникальные звуки, записывая их с помощью микрофона в Ваш прибор, а возможно – даже формировать целые библиотеки засемплированных звуков. А после – сохранять их на внешний носитель.

Некоторые семплеры имеют опцию семплирования в фабричном варианте сборки (например, Akai), для некоторых она приобретается отдельно, когда в ней появляется необходимость (например, Kurzweil серии K).

В-пятых, большинство семплеров выполнены в рэковом варианте, а значит они не займут слишком много места.

Проблемы и их решения

Одной из главных проблем, с которыми сталкивается музыкант, купивший семплер, оказывается невозможность сохранения загруженных банков в инструменте после его выключения. То есть, Вы можете использовать звуки загруженного банка только непосредственно в момент работы, но по ее завершении банк будет стерт из памяти.

Решение у этой проблемы есть. Но оно потребует некоторых усилий и дополнительных денежных вложений (правда, небольших).

Это решение одновременно решит и вторую проблему. А именно – отсутствие в базовых комплектациях большинства семплеров CD-привода. То есть, изначально звуки можно загружать в семплер, например, с помощью дискет. Но загружать банки размером в 32 мегабайта таким способом – долго.

Поэтому – единственный способ полноценно использовать все возможности семплера – это оснастить его набором SCSI-периферии. В этот набор входит SCSI хард-диск (HDD), SCSI CD-привод, SCSI-бокс (в который вставляется хард и привод) и кабель для коммутации с семплером. Можно также для каждого устройства использовать отдельный бокс, тогда понадобится два бокса. Нужно учитывать, что существуют разные SCSI-разъемы, поэтому кабель нужно подбирать под Ваш уже купленный бокс. Семплеры, в основном, оборудованы SCSI-выходом с разъемом DB25 (female) или или CN50 (female), соответственно, основной шлейф должен быть с одной стороны DB25 (male) или или CN50 (male), а с другой – подходящий к разъему на купленном боксе.

Очень важно учитывать, что не каждый CD-ром и не каждый хард-диск подходит к любому семплеру. Необходимо изучить мануал семплера на предмет совместимости с HDD, которая, в том числе, может зависеть от его объема. А при покупке сиди-рома нужно уточнять информацию о совместимости с Вашим семплером у продавца, либо проконсультироваться на эту тему у более опытного коллеги.

Что дает SCSI

После того как Вы подключите все описанные выше приборы к Вашему инструменту, в Вашем распоряжении будут следующие возможности.

  • Загрузка банков семплов будет происходить прямо с сиди-рома, избавляя Вас от необходимости тратить время на возню с дискетами;
  • Загруженный банк можно будет сохранить на HDD, чтобы после выключения семплера не потерять возможность воспользоваться им снова без повторного использования библиотек на CD;
  • Можно будет составлять собственные банки из отдельных звуков, собранных из разных банков, и этот «кастом»-банк сохранять на хард-диск для повторного использования;
  • Существенно упростится процесс прослушивания и выбора нужных звуков с большого количества библиотек на CD.

Итак, мы видим, что правильное использование семплера существенно упрощает процесс поиска необходимых звуков, расширяет Ваши возможности в области саунд-дизайна, обеспечивает неисчерпаемые звуковые ресурсы при работе над аранжировками.

Какой семплер выбрать

Семплеров разных ну очень много. От очень древних, дорогих и сложных в эксплуатации NED Synclavier, CMI Farlight, PPG Realizer, Kurzweil K250 и до компактных и многофункциональных современных.

При выборе нужно опираться прежде всего на то, что семплер – это прибор, ориентированный в большей степени на студийную работу, а также на работу в домашних условиях над аранжировками. Поэтому качество звука имеет самое важное значение. Небольшие дополнительные временные затраты в этом случае – вполне оправданный компромисс.

Чтобы купленный прибор не пылился на полке – он должен быть таким, чтобы к нему было несложно подобрать всю необходимую периферию.

Помимо этого, надо помнить, что в ходе работы мы постоянно визуально взаимодействуем с прибором, поэтому он должен обладать информативным дисплеем.

Ну и, наконец, семплер должен быть универсальным, то есть он должен с одинаковым уровнем качества воспроизводить все: барабаны, тарелки, бас, фортепиано, струнные и оркестровые звуки, синтетические лиды и пэды, спецэффекты, перкуссию и так далее.

Я бы хотел перечислить инструменты, на которых я сам остановил выбор для студийной работы. При выборе я руководствовался, во-первых, рекомендациями более опытных профессионалов в области аранжировки и звукорежиссуры, а во-вторых – своими собственными наблюдениями и сравнениями большого количества приборов.

Итак, вот эти семплеры.

Akai S3000XL

Этот семплер считается супербестселлером среди всех семплеров. Несколько лет назад по опросу портала SonicState его признали лучшим семплером мира.

Действительно, немного можно найти аналогичных устройств, для которых существовало бы такое количество библиотек, и которые бы обладали такой функциональностью, удобством, качеством звука и так далее – и при этом имели такие же небольшие размеры, всего 2U (две рэковых единицы). При этом S3000XL в фабричной комплеткции имеет на борту семплерную опцию (выше уже об этом говорилось).

Во времена, когда он был только выпущен, его розничная цена составляла почти 3000 долларов. Сегодня его предлагают с рук за 300 – 450 долларов, в зависимости от состояния и объема установленной оперативной памяти.

Akai S3000XL может решать практически весь спектр задач. Прибор очень хорошо справляется с барабанными партиями, особенно с тарелками. Также сильными его сторонами является воспроизведение партий живых инструментов – фортепиано, струнные, оркестровые звуки и так далее. Но и всё остальное он может сделать на очень высоком качественном уровне.

Имея на задней панели 8 индивидуальных выходов, помимо двух основных, он даст возможность существенно ускорить процесс оцифровки миди-дорожек (трекинга), ведь Вы можете одновременно выводить по отдельным аудиоканалам до десяти партий! Этого, к примеру, достаточно для того, чтобы в режиме мультитрека за один прогон записать в аудио все партии барабанов. Удобно, не правда ли?

Дисплей большой и информативный, с удобной регулировкой контрастности подсветки. Меню вполне понятное, но все-таки лучше всего для начала разобраться с мануалом. Инструмент, помимо собственных акаевских библиотек серии 1000 и 3000, может также читать библиотеки Roland S-760 и E-mu E III.

Да, кстати, в меню отображается количество оперативной памяти. Не пугайтесь, если купив инструмент с 32 мегабайтами, вдруг увидите, что на дисплее написано только 16. Семплер в данном случае ссылается не на мегабайты, а на мегаворды (megawords), то есть «информационные слова», и каждое слово состоит из двух байт. А значит 16 слов – это 32 байта, соответственно, цифра 16 на дисплее говорит о 32 мегабайтах.

Если Вы купили Akai S3000XL, не расширенный памятью – тоже не надо огорчаться. Она стоит недорого, Вам просто нужно поискать 72-pin SIMM.

Roland S-760

Пожалуй, лучший семплер от Roland, очень достойный конкурент 3000-му Akai. Многие отдают предпочтение именно ему, считая эталонным его работу с имитацией живых оркестровых звуков и барабанных партий. Многие известные создатели саундтреков к кино используют целые стены из 760-х роландов.

Что и говорить – звучит он очень харАктерно, массивно, напористо. Барабанные партии получаются мощные и пробивные. Качество звука на высоте. Правда, цена на него повыше, чем на Акай, да и в продаже он попадается реже.

Roland S-760, помимо чтения собственных библиотек, имеет возможность также конвертировать и читать роландовские библиотеки 550-й серии и W30, а также Akai серии 1000 и 3000. Максимальный объем памяти – 32 мегабайта, тип памяти – 72-pin SIMM.

Как и у Akai S3000XL, у этого инструмента есть семплирующая опция, то есть возможность записывать звуки прямо внутрь прибора.

Базовая комплектация не включает в себя одну очень полезную опцию – OP-760-01, которая позволяет получить дополнительный цифровой интерфейс (SPDIF), а также (что также очень важно) – подключить к прибору внешний монитор. Дело в том, что этот Роланд очень компактный, имеет размер всего в один рэковый юнит, и дисплей у него поменьше, чем у других семплеров. Работа со встроенным дисплеем требует некоторого привыкания, и, в принципе, не так уж сложна. Но внешний монитор дает гораздо больший комфорт и удобство при работе. Также, кроме дисплея, благодаря этой плате можно подключить к аппарату специальный контроллер RC-100, или даже специальную мышку. Тогда управлять инструментом можно даже не подходя к нему, и это будет не сложнее, чем редакция любого софтового синтезатора.

Для подключения монитора к семплеру (при наличии опции) потребуется ТВ-тюнер, имеющий вход S-VHS и выход RGB или DVI, ну и соответствующие соединительные кабели.

Конечно, если Вы хотите несколько сэкономить – можно купить инструмент без этой опции. Но если средства позволяют – то есть смысл поискать все-таки с уже установленной опцией.

Прибор в базовой комплектации имеет 4 аналоговых выхода, так что по маневренности он несколько уступает конкурентам. Но, в принципе, чаще всего эта проблема упирается в немного большее время на трекинг. Правда, если это для Вас принципиально – существует еще одно расширение, Roland DA-400, дающее еще четыре аналоговых выхода, итого получается 8.

Когда-то в середине 90-х, когда Roland S-760 только увидел свет, его цена вместе с OP-760 составляла более 2.5 тысяч долларов. Сегодня он стоит примерно раза в 4 дешевле, ну а без опции – вообще подарок. Тем более если учесть, что это – один из самых качественных по звуку инструментов в мире.

Правда, если подсчитать, сколько денег потребуется на Roland S-760 с опцией OP-760, контроллером RC-100, расширением выходов DA-400, ТВ-тюнером, монитором, SCSI-периферией и всем набором соединительных кабелей – общая стоимость, скорее всего, зашкалит за 1000 долларов.

Кстати, S-760 довольно капризен в отношении SCSI – к нему подходит не каждый HDD, поэтому будьте внимательны, при покупке периферии просите у продавца время на проверку совместимости.

Kurzweil K2000

Про этот прибор я уже много написал в статье Как выбрать синтезатор. Однако теперь он перед нами предстает с иной стороны – как профессионального уровня студийный семплер.

Как Вы помните, я уже говорил, что качество звука Kurzweil всегда и везде считалось эталоном. А K2000 многие считают лучшим инструментом из всех созданных этой фирмой. В свое время, в 1984 году, Рэй Курцвейл был одним из пионеров семплеростроения, создав великий Kurzweil K250, вдохновителем и почетным пользователем которого был сам Маэстро Стиви Вандер. Кстати, еще в 1983 Стиви стал обладателем прототипа этого инструмента, а за всю историю у него их было пять штук.

Так вот, именно K2000 стал преемником гигантского K250-го, унаследовав его качество и характер. При этом все это уместилось в гораздо более компактные размеры.

Сильные стороны в плане звука у этого инструмента – все! Самые пробивные барабаны, отличные живые инструменты, великолепные библиотеки роялей, огромный выбор замечательных синтетических банков и спецэффектов, и так далее.

Кстати говоря, K2000 читает семплерные библиотеки многих других производителей.

Клавишный K2000 имеет четыре индивидуальных выхода, а рэковый – 8. В этом плане, конечно, для студийной работы предпочтительнее иметь рэковую версию. Докупать второй аналогичный прибор смысла не имеет, а вот если первой Вашей покупкой был не K2000 – то в качестве второго инструмента очень рекомендую именно этот семплер в рэковом исполнении.

Неприхотливый к периферии (совместим практически с любыми SCSI CD-ромами и HDD), с большим и очень информативным дисплеем, с огромным (в сравнении с аналогами) объемом семплерной памяти (максимум 64 мегабайта), самой развернутой и навороченной архитектурой синтеза VAST – этот инструмент дает Вам все, что Вам необходимо, и еще немного больше.

Огромным плюсом является дополнительный внутренний тон-генератор с приличным количеством уже зашитых фабричных пресетов. Благодаря этому Вы не оказываетесь привязанным к необходимости сразу же использовать его со SCSI. Можно работать с инструментом, а по ходу докупать необходимые детали. Ну и в ходе работы над материалом – первые наброски можно делать, используя готовый набор пресетов, а потом уже шлифовать материал, задействовав всю мощь семплера.

Сложности – как и в прошлой статье – огромный мануал и навороченное меню. Осилите – будете на горе.

Кстати, семплерная опция для этого инструмента предусмотрена для приобретения отдельно. С одной стороны это и хорошо – Вам нет необходимости платить за то, что Вы, возможно, и не будете использовать.

В хорошей конфигурации K2000 стоит существенно дороже, чем Akai S3000XL, и возможно даже дороже, чем Roland S-760 с видеоопцией. По размеру он занимает 3 рэковых юнита, то есть он объемнее и тяжелее, чем остальные описанные выше модели.

Подведем итоги

Akai S3000XL, Roland S-760 и Kurzweil K2000R – это три семплера топового уровня. Идеально – иметь в распоряжении их все. Они гармонично дополняют друг друга, и силами только этой троицы можно обеспечить решение задач любой сложности в рамках профессиональной студии.

Только представьте:

  • 20 индивидуальных выходов в базовой комплектации;
  • Общая мультитембральность 64 части (Akai –16, Roland – 32, Kurzweil – 16);
  • Общая полифония 80 голосов (Akai –32, Roland – 24, Kurzweil – 24);
  • Общий объем семплерной памяти – 128 мегабайт;
  • Огромный выбор звуков со сменных носителей без компрессии;
  • Отсутствие жанровых ограничений – звуки для любых стилей;
  • Компактные размеры – всего 6 рэковых единиц на всех;
  • Полный контроль всех параметров по MIDI из секвенсора;
  • Безотказная, стабильная работа, нет риска поломок;
  • Отсутствие спектрального однообразия, свойственного работе с единственным прибором;
  • Общая стоимость, включая периферию – в пределах 2000 долларов.

Внушительный список. Только подумайте, что Вы можете купить в магазине за 2000 долларов? Дохлый по звуку Korg M50? Этого даже не хватит, чтобы купить Yamaha Motif или Roland Fantom, даже если рассматривать не самые свежие модели. При этом магазинный товар не будет даже близко стоять по качеству с этим мощным семплерным трио.

Да, я соглашусь – некоторые параметры в современных синтезаторах выглядят более внушительно. Например, сейчас уже полифония в 256 голосов никого не удивляет, да и объемы семплерной памяти стали внушительней. Но разве так необходимо использовать в аранжировке 256 голосов? Или загружать сотни мегабайт семплов, когда библиотека в 16 мегабайт звучит лучше?

Я думаю, все эти экстенсивные улучшения численных характеристик новых инструментов – всего лишь маркетинговый ход. Это все равно, что дать одному человеку в руки десять триллионов долларов и предложить их истратить. Ну, истратил он десять миллионов, ну двести миллионов… А дальше ему просто будет нечего желать.

В общем, если рационально подойти к вопросу, оказывается, что 80 голосов полифонии и 128 мегабайт памяти – более чем достаточно, не говоря уже обо всех остальных показателях.

Другие семплеры

Не совсем справедливо было бы оставить за рамками статьи другие модели семплеров – как от тех же самых производителей, так и созданные иными компаниями.

К примеру, у фирмы Akai есть замечательная 1000-я серия. Модели S1000 и S1100 – отлично подходят для убойных барабанных партий благодаря своему очень мощному и увесистому нижнему спектру. А модель S950 из-за 12-битных цифро-аналоговых конверторов на выходе обладает винтажным, «лоу-файным» звуком, за которым сегодня многие гонятся.

Kurzweil продолжил развитие серии K новыми моделями – K2500 и K2600. Относительно этих моделей часто возникают споры среди поклонников Kurzweil о том, стали ли эти инструменты шагом вперед или все-таки не смогли прыгнуть выше планки, заданной K2000. По спецификациям, безусловно, произошло некоторое улучшение характеристик – полифония, объем оперативной памяти, более серьезный процессор эффектов и так далее. Однако качество цифро-аналоговых конверторов, по заверению специалистов, в K2600 изменилось не в лучшую сторону (в K2500 они такие же, как в K2000). А при этом именно они непосредственно ответственны за качество звука на выходе.

В принципе, можно это оставить на суд конечного пользователя. Если нравится звук – значит сработаетесь. Но нужно учитывать, что и K2500, и K2600 стоят гораздо дороже, чем K2000, так что нужно решить для себя, так ли уж важны эти улучшения показателей. Тем более, что K2600R (рэковая версия инструмента) – довольно редко попадается в продаже, а стандартная клавишная версия слишком громоздкая.

Американская фирма Ensoniq когда-то выпустила культовый ныне прибор ASR-10, имеющий характерный и узнаваемый звук. Этот прибор использовали многие звезды топ-класса в прошлом, да и сейчас он тоже при делах.

Компания E-mu, до того как была куплена мультимедийной фирмой Creative, известной всем своими СаундБластерами, порадовала синтезаторный мир рядом отличных семплеров, среди которых легендарный Emulator EII и его преемник Emulator EIII. Оба этих семплера имеют уникальную особенность – аналоговые фильтры. То есть, на момент их выпуска эта особенность не была уникальной, но впоследствии, когда повсеместно стали применяться цифровые фильтры, многие находили особый шик именно в аналоговых. Ну – оно и понятно, более мясной, живой и близкий звук аналоговых фильтров сложно заменить цифрой. Обе этих модели стоят очень больших денег, и сегодня являются уже, скорее, предметами коллекционной ценности.

Правда, позднее (еще до Creative) на свет появился также E-mu Emulator EIV, у которого фильтры были хоть и цифровыми, но очень высокого качества. Сегодня этот инструмент можно купить с рук весьма недорого, и это неплохой вариант расширения Вашего семплерного парка.

Пионеры синтезаторостроения, SCI (Sequential Cirquits Instrument), руководимые легендарным Дейвом Смитом, в середине 80-х годов отметились прекрасными приборами – Prophet 2000 (и рэковый 2002) и Prophet 3000 – также с аналоговыми фильтрами и очень маленькими по современным меркам объемами памяти. Универсальными эти приборы назвать нельзя ввиду их определенной функциональной ограниченности, но зато они могут стать изюминкой Вашего сетапа, с помощью которой Вы сможете сделать что-то уникальное и интересное.

Я умышленно пока не стал упоминать такие великолепные приборы как E-mu SP1200, Linn 9000, Akai MPC60 и MPC3000, и так далее. Потому что, хотя это и семплеры с превосходным звуком, их скорее стоит отнести к отдельной категории рабочих станций, специально заточенных под создание барабанных ритмов. Так что это тема отдельной статьи.

В общем, хороших семплеров много, все перечислить очень сложно. Со временем, изучая этот вопрос все глубже и глубже, Вы сами сможете найти своих «любимцев» среди всех остальных. Но начать стоит все-таки с чего-то проверенного и надежного.

Удачных Вам приобретений и продуктивной работы!

© Алексей Данилов

Выражаю благодарность Александру Комиссарову
за помощь при подготовке статьи.
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: