//
запись...

Все статьи

Библиотеки семплов – как с ними работать


Когда-то давно семплер был редким зверем, а позволить себе разнообразные библиотеки семплов могли только музыканты с тугим карманом. Сегодня этим уже никого не удивишь, семплами не брезгуют даже рокеры. Нередко инструменты на семплерной основе просто незаменимы как на сцене, так и в студии. Так что, несмотря на прогресс и развитие технологий в области саунд-дизайна (физическое моделирование, аддитивный и гранулярный синтез, частотная модуляция и так далее), семплеры и ромплеры не теряют актуальности.

Кстати, я бы хотел на секунду остановиться на правописании слов «семплы» и «семплер». В соответствии с современными нормами русского языка эти слова, вопреки выдаче поисковиков, правильно писать через е. «Сэмплы» и «сэмплер» – неверное написание, хотя некоторые словари его пока что допускают. По аналогии с такими заимствованиями как «стенд», «бизнесмен», «коттедж» (где также оригинал пишется через английскую a), по-русски «семплер» пишется через е. Давайте общими усилиями искореним это «эканье». А теперь к делу.

Некоторое время назад я публиковал статью с описанием лучших железных семплеров, и с тех пор на этом фронте особо ничего не изменилось. Многие музыканты, впрочем, предпочитают использовать виртуальные семплеры, называя их основным преимуществом большой объем оперативной памяти (у «железок» этот параметр обычно куда более скромный).

Каждый волен сам делать выбор, однако надо учитывать пару важных нюансов. Во-первых, большинство музыкантов используют готовые библиотеки, полагаясь на компетентность их авторов. Во-вторых, даже те, кто делает банки самостоятельно, редко задумываются об оптимизации файлов по размеру, формату и прочим параметрам. Ведь если памяти на компьютере много, виртуальный семплер легко «съест» многогигабайтные библиотеки.

Но если заглянуть в любую современную семплерную библиотеку, можно обнаружить кучу несуразиц:

  • Пустоты (тишина) в хвостах, а иногда и перед атаками звуков.
  • Повсеместное стерео, в том числе на сухих звуках барабанов и басов.
  • Дублирование одинаковых звуков с разной реверберацией.
  • Повышенные частота дискретизации и разрядность.
  • Перегруз и клипы в семплах.

Почему такое происходит и кому это выгодно?

Чем больше пустот, стереофонии и реверберации, чем выше разрядность и частота дискретизации, тем больше места занимает каждый семпл. В итоге производитель продает вам воздух, ведь огромная библиотека на 3-4 гБ в реальности может уместиться в 50-100 мБ, если из нее выкинуть хлам. А покупатель падок на большие цифры: большей популярностью будет пользоваться та библиотека, у которой больше объем, а не та, которая качественнее подготовлена.

Раньше производители библиотек были ограничены объемом памяти семплеров. У инструментов типа Akai S3000 или Roland S760 максимальная оперативная память – 32 мБ. У Kurzweil K2000 – 64 мБ. А у Akai MPC60 и у прочего классического винтажа памяти вообще от нескольких сотен килобайт до пары мегабайт.

Чтобы уместить хороший банк в такую оперативку, требовалось внимательно обрезать лишние хвосты, выверять атаки, избегать бессмысленного стерео, оптимизировать параметры звука. Созданием таких библиотек занимались профессионалы, которые, кстати, также знали, что реверберацию лучше добавлять на пульте при сведении, ну а сами семплы оптимально записывать сухими.

Как ни странно в Akai MPC60 (с его максимальной памятью 1.5 мБ) легко влезает хорошо подготовленный банк барабанов. А многие продюсеры без труда засовывают в эти же банки еще и басы и спецэффекты. И речь не идет о каких-то куцых звуках. Правильно подготовить можно любой современный набор ударных.

Очевидно, что такая информация невыгодна производителям библиотек и разработчикам виртуальных инструментов, ведь увеличение гигабайтов для них – основная движущая сила продаж. Твой компьютер «не тянет» новую библиотеку на 10 гБ? Срочно установи новую версию программы. Не устанавливается? Обнови Windows. Не хватает мощности компьютера? Купи новый. Эта схема работает уже много лет, и нет никаких предпосылок для отказа от нее.

Если же для вас главное не цифры, а звук, и вы готовы потратить немного времени для подготовки семплов и создания собственных библиотек и банков, вот небольшая инструкция, которая облегчит задачу. Это лишь один из возможных путей, но главное понять принцип.

Я выработал для себя такой алгоритм:

  • Выбор звуков с помощью CDXtract
  • Сплит (разделение) стереосемплов на моно в Wave Agent
  • Удаление пустот, коррекция уровней и фейдов в редакторе (Audition, WaveLab, Sound Forge и пр.)
  • Сборка банка в MPC Editor (я обычно готовлю банки под Akai MPC60).

Три из четырех пунктов – бесплатные программы. А в пункте 3 может быть любая программа, которой вы пользуетесь при работе с аудио, то есть ничего не нужно докупать дополнительно.

Выбор и прослушивание библиотек семплов

Производителей библиотек сейчас много, разобраться в них сложно. Чтобы понять, стоит ли возиться с найденной библиотекой дальше, проверьте несколько семплов на перегруз. Если обнаружите клипы (характерные плоские верхушки на графиках волн) – скорее всего, это мусор.

Дальше смотрите на наличие пустот в началах и концах файлов. Эти пустоты еще не означают, что сами звуки плохие, они лишь свидетельствуют о том, что производитель дурит пользователей, заполняя мегабайты тишиной.

Для прослушивания библиотек любых форматов удобна старая бесплатная программа CDXtract. Ее преимущество в том, что она позволяет читать даже «закрытые» библиотеки Akai, с которых другими способами забрать файлы практически невозможно.

Главный плюс CDXtract в том, что он при воспроизведении не сжирает атаки, а это очень важно, особенно при работе с ударными и перкуссией. Обычные плееры при запуске аудиофайла делают небольшой Fade In, чтобы избежать щелчков в неизвестных файлах, способных повредить наушники и колонки, не говоря уже об ушах. Но для профессиональных задач Fade In вреден. Удобно также то, что в этой программе легко листать семплы стрелками на клавиатуре: нет необходимости постоянно жать на Play.

К сожалению, CDXtract не лишен недостатков. В частности, он часто вылетает, так что при длительной работе запасайтесь терпением или валерьянкой.

Редактирование семплов

Для большинства семплов формат стерео – не просто излишество, а настоящий вред. Бочки (Kick), малые барабаны (Snare), любая перкуссия – все это нужно использовать исключительно моно, а стереобаза прорабатывается за счет пространственной обработки на сведении. Подробнее об этом можно почитать в статьях «Моно или стерео» и «Проблемы с фазой».

Отобранные семплы я загружаю в Wave Agent, где с помощью команды Split превращаю стереофайл в два моно, из которых один отправляется в корзину. Перед удалением, правда, бывает полезно проверить файлы: иногда семплы записывают с перекосом панорамы, так что надо выбрать тот, что записан громче (но без клипов). Хотя чаще всего в таких библиотеках стерео чисто формальное, и оба канала абсолютно идентичны.

Дальнейшую редакцию я произвожу в Adobe Audition. Нередко тишина в семплах может занимать 50-60% их длительности, а значит и «веса». Удалив тишину в конце, не забудьте сделать корректный Fade Out, чтобы не получить щелчки после загрузки в семплер.

Обязательно проверьте атаку. Очень многие библиотеки грешат микропаузами перед атакой семпла. И если это звук бочки или малого барабана, то вы рискуете получить шатающийся ритм. Здесь тоже после удаления тишины добавьте очень маленький Fade In перед основным всплеском, также во избежание щелчков.

Для удобства работы все семплы лучше всего нормализовать под 0 дБ. Убавить вы всегда их сможете уже в самом семплере. Но не стоит на этой стадии применять компрессию или эквализацию: если вам не нравится звук – просто найдите другой семпл, а с динамической и спектральной обработкой будете работать позже на сведении.

После всех описанных процедур вы удивитесь, насколько «похудеет» ваш банк семплов. В среднем бочка, малый, клэп или хайхет занимают от 15 до 25 кБ (!!!) памяти. И это при том, что в исходной библиотеке любой из подобных звуков может весить пару мегабайт. Больше всего обычно занимают тарелки, но даже они после редактирования займут в худшем случае 200-300 кБ. Очевидно, что при грамотном подходе в любой железный семплер с 32 мегабайтами памяти можно закинуть сотни, если не тысячи семплов.

Как загрузить семплы в Akai MPC60

Эта часть будет нужна только тем, кто использует Akai MPC60. Дело в том, что MPC60 работает со своими форматами файлов – .snd (файлы звуков) и .pgm (файл программы), то есть вы не можете просто закинуть в семплер файлы .wav, их нужно конвертировать (по крайней мере, для версии OS 3.10 это актуально).

В программе MPC Editor, вы можете назначить звуки на нужные пэды прямо на компьютере, и после загрузки программы в семплер можно будет сразу начинать работать. Просто перетащите выбранные семплы из проводника в левой части окна на нужные пэды справа. После этого выберите в меню команду Export Program and Samples – банк готов.

Если вы загружаете банки дискетами, вам пригодится USB Floppy. Не забудьте, что Akai MPC60 работает с дискетами DS/DD, а не 2HD. Хотя, в принципе, можно прибегнуть к известной хитрости, заклеив лишнее отверстие на более распространенных дискетах 2HD (см. картинку). Отформатируйте дискету (лучше это сделать прямо в Akai), а затем просто скопируйте файлы на нее.

Конечно, предыдущий абзац будет неактуальным, если вы работаете с флоппи-эмуляторами, SCSI-периферией или кард-ридерами.

Заключение

Для подбора звуков под собственные нужды старайтесь использовать исходные библиотеки авторитетных брендов. Такие компании как Akai, Roland, Kurzweil, E-Mu за многие годы произвели огромное количество разнообразных библиотек, переплюнуть которые по качеству очень сложно. Там можно найти все – от любых акустических барабанов до редких винтажных драм-машин, от этнической перкуссии до шумов и спецэффектов.

Если перед вами стоит специфическая задача, иногда бывает проще накрутить и засемплировать звук самостоятельно, используя подручные синтезаторы и обработку.

Впрочем, кое-какие крупицы полезных звуков можно вылавливать и у современных производителей библиотек, однако выхлоп чаще всего очень маленький, иногда на целом DVD находится не более пары десятков пригодных к работе семплов. В любом случае, не стоит тратить время на всякий самопал, особенно с громкими названиями типа «ультимейт коллекшн супер ультра дэнс драмс голд лимитед эдишн про«.

Если вам интересен процесс создания музыки, подписывайтесь на обновления этого блога, здесь бывает немало полезного и интересного. Желающих узнать побольше и сразу может заинтересовать моя книга «Академия Мюзикмейкера». Кроме того, любителям синтезаторов можно вступить мою группу о синтезаторах ВКонтакте или подписаться на Инстаграм. Во всех перечисленных местах, а также здесь прямо под статьей, можно задавать вопросы и делиться своим опытом.


© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: