//
запись...

Все статьи

FAQ по конфигурации и основам работы в ProTools


mixcore_470x210big

Некоторое время назад один из читателей моего блога по имени Максим обратился ко мне с просьбой помочь ему разобраться в конфигурации системы ProTools. А именно – подобрать правильное железо, настроить компьютер и так далее. Какое-то время спустя мне пришло в голову, что на большинство вопросов, которые мне задает Максим, я уже многократно отвечал, а раз так – скорее всего на них мне придется отвечать еще не меньшее количество раз.

Я решил отредактировать наш с ним продолжительный диалог и, с разрешения Максима, выложить его в блоге, чтобы немного облегчить жизнь и себе, и окружающим. Ведь многие часто просто стесняются задавать вопросы, кто-то не хочет обременять ими собеседника, кому-то просто лень печатать. Ну а мне, в свою очередь, гораздо проще сослаться на страничку, где часто повторяющиеся вопросы собраны в одну кучу. Думаю, после прочтения этого материала у любого интересующегося должно наступить понимание основных принципов работы с ProTools.

Уверен, постепенно эта ветка будет дополняться новыми вопросами, и я буду редактировать это «интервью», когда буду понимать, что не все пробелы остались заполненными. Если Вы обнаружите, что после прочтения материала остались какие-то непонятные моменты – свободно излагайте свои вопросы в комментариях.

Преимущество этой статьи в том, что здесь не просто ведется рассказ от лица человека, который уже работает в этой системе, а это реальный диалог, где вопросы формулирует начинающий пользователь. Ведь очень важно, чтобы информация была преподнесена в понятном виде, и раз Максиму удалось во всем разобраться благодаря этим ответам – значит и многим другим наш с ним разговор может облегчить жизнь.

В общем, поехали.

МАКСИМ

Здравствуйте, Алексей!

Очень нравится, то что, Вы делаете и ценю Вас в первую очередь как профессионала своего дела. У меня к Вам вопрос относительно организации системы на базе ProTools. Я думаю, Вас уже засыпали подобными вопросами. Но всё же, может сможете найти время, чтобы помочь мне в моём выборе.

Сейчас работаю в среде Сонара. Чувствую все минусы ресурсозависимой системы, поэтому созрело решение перехода на ProTools. Очень много разного оборудования (в т.ч. нового), которого может мне вовсе и не надо, но я пока об этом не знаю. Точнее плохо представляю его функционал.

По порядку: На сегодня у меня пока такой сетап: Korg M1Rex, Virus С. Может ещё близко Wavestation и Waldorf Pulse. Сразу скажу, что сведением и мастерингом профессионально заниматься скорее не буду. Это дело узких профи.

Мне необходима максимально точная синхронизация, максимальная возможность одновременного звучания всех выходов синтов (минимум М1 (1 стерео и 2 моно) и Вирус (3 стерео)) и качественная запись.

Так же возможность применения внешней обработки (реверберация). Какую бы конфигурацию Вы могли бы посоветовать? Имею ввиду всю цепочку от компа, до синта. Конечно интересует бюджетный вариант. За новинками не гонюсь, но за стабильностью и качеством – да. Буду признателен Вам за ответ. С уважением, Максим.

АЛЕКСЕЙ

Здравствуйте, Максим. Спасибо на добром слове. Отвечу на вопросы по порядку.

МАКСИМ

Читал в Вашем блоге про домашнюю комплектацию ProTools. На Ваш взгляд, она всё ещё актуальна и отвечает своим задачам?

АЛЕКСЕЙ

Она не потеряет своей актуальности по простой причине – если система выполняет свою задачу в поставленных пределах – она остается актуальной.

Просто есть люди, которые гоняются за обновками. Грубо говоря – вышла новая версия плагина, обновились – хост не тянет. Обновили хост – памяти не хватает. Поставить больше памяти – нужна операционка более новая. Новая операционка требует более мощного процессора. Более мощный процессор – это уже новый комп. И через пару лет все опять по кругу. А если система работает исправно – то к чему ее менять? Она хуже звучать с тех пор не стала.

Немного привыкнуть к работе с миди – и все.

МАКСИМ

Да, именно это и требуется. У Вас какая версия версия ПТ?

АЛЕКСЕЙ

Версия – 6.4.1.

(далее ответ на вопросы в самом начале) Конфигурация – простая. Подходящий г4, одна карта Mix Core, один Y-кабель, два интерфейсных кабеля, два интерфейса 888 обычной версии. Все это потянет максимум на 800-900 долларов. К этому для миди – Stealth Serial Port, Opcode Studio-4, набор шнуров. Вот – примерно 1100-1200 долларов, вся система. И для ввода-вывода обработки и синтов хватит, и для работы с аудио. Со внутренними TDM-ными плагинами будет сложно конечно несколько работать – потому что всего одна карта ProTools. Но всегда можно будет докупить за 150-200 долларов еще одну, если будет не хватать мощности.

Для полноценной работы с ProTools вполне хватает Macintosh G4. И стоит он 100 долларов, ну максимум 150. А G5 нормальный – 300-400. Плюс G5 НЕ грузится в девятку (а это иногда может пригодиться), и него сложнее раздобыть Serial Port (Stealth). А значит – миди только по USB, а USB играет заметно кривее, чем через Serial плюс Opcode.

МАКСИМ

А чем именно необычна работа с миди?

АЛЕКСЕЙ

Работа с миди необычна – просто тем, что она не очень удобна после других секвенсоров. Логика отличается – перепрыгивать с других программ не очень удобно. Но это дело привычки и одной-двух недель.

МАКСИМ

Скажите, что-то из этого предложения заслуживает внимания?

(текст объявления с форума)
Digidesign Pro Tools III Nubus c компьютером Apple Power Mac 7100 или 8100 и AVID Digidesign Expansion Chassis (софт – PT 4.01), расширена до 12 плат. Полный комплект с 3 интерфейсами 888, SCSI-дисками, всеми кабелями, софтом и книгами.
Digidesign Pro Tools III PCI c интерфейсом 888 или 882, всеми кабелями, SCSI дисками, софтом PT 4.1, 5.01 и книгами.
Digidesign Session 8 ISA (PC) с интерфейсом 882 Studio. В комплекте промышленный компьютер Pentium II 333 Мгц с ISA и PCI, все кабели, SCSI-диск, плата синхронизации с внешними устройствами.

АЛЕКСЕЙ

Ничего, потому что это PT III, еще более древний, на слотах nubus, и вот с ним уже – геморройней. Придется работать под девяткой и под пятым протулзом, много всяких ограничений…

Нужен PT Mix.

МАКСИМ

Я просто вообще с нуля эту конфигурацию изучаю, поэтому сложно пока с терминами («девятка» и пр.).

АЛЕКСЕЙ

«Девятка», «десятка» – это версии операционной системы на Макинтошах. «Десятка» – более современная система (Mac OSX), «девятка» – ее предшественница, Mac OS9.

МАКСИМ

Скажите, за счёт чего запись получается лучше (читаемее) с ПТ, нежели с другими DAW?

АЛЕКСЕЙ

Насчет читаемости – если коротко, то за счет многопотоковой обработки, ну и за счет узкой направленности задач – операционная система со всеми своими глюками никак не влияет на звук. А в Cubase, Logic, Sonar и так далее – многое зависит от нее, и от любых других процессов, происходящих на компьютере.

Mix_core_small
888_24_small
888_16_small
888-cable_small
y-cable_small

МАКСИМ

Ага. Ну вот давайте по порядку, это я так понял Mix Core, плата, которая вставляется в Мак. И интерфейс 888.

АЛЕКСЕЙ

Плата – да, а интерфейс – нет, это 888/24. А нужен просто 888 – он без красненького уголка на логотипе слева. Логотип желто-голубой, обычный 888 без красненького уголка, а этот с ним, значит это 24-битный.

МАКСИМ

А обычный, он 16 бит?

АЛЕКСЕЙ

АЦП 16 бит, ЦАП – максимум 18 бит, можно работать и с меньшей разрядностью на выход.

МАКСИМ

Это интерфейсный для коммутации карты с интерфейсом 888?

АЛЕКСЕЙ

Похож, но точно по фото сложно сказать. На аукционах он обычно обозначается как 888 interface cable или ProTools Mix interface cable.

МАКСИМ

А как с одной карты Mix Core подключить 2 интерфейса 888?

АЛЕКСЕЙ

Чтобы подключить два – нужен Y-кабель

МАКСИМ

Y-кабелем интерфейсы соединяются между собой?

АЛЕКСЕЙ

Нет, Y-кабель подключается к карте Mix Core одной стороной, а к его раздвоенным концам подключаются интерфейсы.

МАКСИМ

Я понимаю, что здесь есть что выбрать?

(текст объявления с форума)
Avid 888,
Digidesign 888,
Digidesign interface cable 2 штуки,
Система записи ProTools Mix 6.4.1 на базе Apple Powermac G4. В состав входит сам Mac (2 процессора по 1.0) с жестким диском на 80 ГБ и карточки Digidesign D24 и Digidesign DSP Farm.

АЛЕКСЕЙ

Интерфейсы – да. Протулз – это не PT Mix, это система D24, более старая.

МАКСИМ

А Мак я так понял тот что нужно?

АЛЕКСЕЙ

У Мака процессор – дуал, то есть значит он не грузится в девятку. Нужен однопроцессорный с возможностью грузиться в девятку.

МАКСИМ

А он не сильно тупить будет (Мак)? У меня внешней обработки пока нет. Придётся использовать внутреннюю ПТ, т.е., наверное, нужно две карты. Это карта Mix Farm я так понял?

АЛЕКСЕЙ

Вот в этом и есть разница в сравнении с ресурсозависимыми системами. Мак никакого участия в процессе звукозаписи не принимает. Протулзу на него вообще плевать. Компьютер к звуку отношения не имеет. Единственные вещи, к которым он имеет отношение – это миди (ну там ресурсы небольшие) и видео (все-таки желательно иметь нормальную видеокарту, но они часто продаются с хорошими, а если нет – карточки стоят дешево). Видеокарта отвечает за скорость прорисовки волн, и если она не очень мощная – прорисовка как бы слегка отстает – сначала идет курсор, а спустя сантиметр после нее – прорисовывается волна. Но на работе это не сказывается – быстро привыкаешь.

МАКСИМ

Вот ищу комплектующие.

АЛЕКСЕЙ

Проще с Ebay, все кроме компа. И гораздо дешевле будет.

МАКСИМ

А ПТ ломаный ставится я так понял на МАК?

АЛЕКСЕЙ

Да их фактически ломаных нету. Покупаешь железо – и у тебя родной PT. Софт на официальном сайте лежит.

МАКСИМ

Бррр. Прошу прощения, не понял. Купил Мак, поставил карты и дальше как?

АЛЕКСЕЙ

Скачал софт, поставил и работаешь.

МАКСИМ

Софт бесплатный?

АЛЕКСЕЙ

Я ж сказал – лежит в открытом доступе на официальном сайте. Только серийник нужно ввести – но его можно любой найти просто в интернете. Система давно уже снята с производства, даже при желании купить ее возможности нету. Но ведь предполагалось, что тот, кто покупал когда-то эту систему новой – покупал к ней и софт? Так что, думаю, права производителя не ущемляются, и убытков он от этого уже не несет.

МАКСИМ

К Маку какие есть специфические требования? Объём памяти, частота процессора? Понял, что проц должен быть один. И 9-я ОСЬ. А могут такие Маки быть не на 9-ке? Ломаную придётся ставить?

АЛЕКСЕЙ

Желательно найти конкретную модель – MDD, однопроцессорный, 1.25 мегагерц. Но подойдут и разные другие, которые грузятся в девятку. Весь старый маковский софт – его фактически нету ломаного, он официально уже не поддерживается, а защиты толком тогда не было. Скачал, поставил – работает.

МАКСИМ

Нужна именно 9-ка?

АЛЕКСЕЙ

На комп может быть не установлена 9-ка, важно чтобы он просто умел в нее грузиться. Это можно по номеру модели определить на сайте everymac.com – там есть в описании каждой модели есть графа Mac OS9 Support, в ней должно быть написано Boot, это будет означать, что компьютер может полноценно загружаться в девятку. Если там написано только Classic Mode (без Boot), то этот компьютер как бы изображает загрузку в девятку из-под Mac OSX, а в саму девятку не загружается. Но работать лучше в десятке – удобнее. Но в девятку желательно просто иметь возможность грузиться. На всякий случай.

Можно просто у продавцов либо спрашивать номер модели и смотреть на EveryMac, либо просто спрашивать, грузится ли в девятку, многие сразу говорят, если разбираются. Многие разбираются.

МАКСИМ

Спрошу ещё, в ПТ можно устанавливать только плагины RTAS?

АЛЕКСЕЙ

Нет, конечно, не только RTAS. RTAS – это нативные плагины, они работают на процессоре компьютера. А протулзовские TDM-ные плагины работают на своих DSP.

МАКСИМ

Протулзовские плагины отдельно устанавливаются и всеми картами воспринимаются?

АЛЕКСЕЙ

Только под свою версию. На более ранние ПТ – свои плагины, на более поздние ПТ – тоже свои. Соответственно, разные версии ProTools нуждаются в разных версиях MacOS.

МАКСИМ

Посмотрел по интерфейсам на Ebay. С доставкой в Россию дороже выходит, чем тут.

АЛЕКСЕЙ

Надо смотреть с доставкой систему в сборе. Пару интерфейсов, пару карт, кабели. Надо просто караулить. Тогда будет выгода.

МАКСИМ

Ты говоришь удобнее работать по 10-й осью. А при чём тогда 9-я?

АЛЕКСЕЙ

Есть нюансы. К примеру, под девятку – огромное количество «народных» плагинов. Под десятку – гораздо меньше. Я, к примеру, под девяткой делаю тюнинг вокала. Потому что там есть бесплатный автотюн. Быстро перегрузил комп, сделал тюнинг, вернулся. Не слишком интуитивно, но зато бесплатно и на одном компе.

Кроме того – я, например, использую Opcode Studio-5, а он хитрый – его сначала надо загружать в девятку, а потом уже в десятку – тогда только работает.

Ну и вообще – есть уйма всяких вещей, которые можно делать в девятке, а в десятке – нет. Редакторы для синтов, и так далее. Access Virus, например, есть под девяткой – тоже считай бесплатный, при этом – железный. И говорят звучит лучше, чем железный синтюк. Я не пробовал, у меня Virus железный, устраивает.

МАКСИМ

Понятно. У тебя две ОСи стоит? А как по качеству на твой взгляд плагины протулза?

АЛЕКСЕЙ

У меня стоит много осей на одном G4. Плагины – очень хорошие. Но я ими почти не пользуюсь. У меня стоит штатный базовый набор, я сведение в ПТ не делаю, все в аналоге. В ПТ – запись голоса, гитар, спецэффектов, редакция, монтаж, тюнинг. Там же – миди, а синты все на пульт. Раньше сводил в ПТ – тоже нравилось. Но в аналоге интереснее. А теперь – ПТ работает как аудио и миди секвенсор-редактор.

МАКСИМ

А вариант на РС?

АЛЕКСЕЙ

Можно, но менее стабильно и меньше плагинов. Это бы не было проблемой, если бы старые версии плагинов можно было купить, но они, к сожалению, уже не продаются.

МАКСИМ

Нестабильность именно работы ПТ?

АЛЕКСЕЙ

Не ПТ, операционки. Ну винда и в Африке винда. Для миди все-таки будет иметь значение.

МАКСИМ

Просто Маки они старенькие довольно. Лишь бы не посыпались…

АЛЕКСЕЙ

Маки старые, да надежные. А посыпаться может что угодно. PC под это железо будет не новее.

МАКСИМ

Вопрос ещё. В ProTools 6.4.1 при 2-х интерфейсах 888 у меня будет 16 входов для синтов, а виртуальные дорожки можно создавать в каком количестве?

АЛЕКСЕЙ

Протулз Микс может одновременно играть 64 голоса. Дорожек можно создавать больше, но воспроизводиться будет это ограниченное количество голосов.

МАКСИМ

Понял. Т.е. Одновременно ПТ протянет 64 аудио трека. А от чего зависит это количество? От карты? Мне конечно больше не надо, но для информации.

АЛЕКСЕЙ

Не трека, а голоса. Это принципиально разные вещи. ProTools Mix может одновременно воспроизводить 64 звука. Это ни от чего не зависит, это фиксированное значение. Потому это и ресурсонезависимая система – она воспроизводит конкретно столько, сколько может. Скажем, у пульта – 32 канала. Как ты там ни извращайся – больше чем 32 он не воспроизведет. Потому что это железка. А у Cubase все каналы – виртуальные. Ты можешь добавить их хоть сто, хоть двести он будет пыжиться, кряхтеть, скрипеть, мылиться – но будет их тянуть изо всех сил. Это ресурсозависимая система, зависит от ресурсов компа.

У меня только на первых порах были с этим сложности – все время хотелось больше голосов засунуть. Но потом стал осознавать, что ограничения – это стимул делать каждый звук лучше. Не просто наслаивать их друг на друга в надежде, что они потом зазвучат, а вылизывать каждый звук индивидуально. Поэтому я стал бережнее относиться к аранжировке – сейчас пульт на 32 канала в большинстве случаев справляется со всеми аранжировками. Вокальные бэки, гитарные дабл-треки и прочее – иногда закидываю в группы и вывожу на пульт стерео-дорожками. И все.

МАКСИМ

Да, согласен полностью! То есть в такой терминологии голос – это проще говоря 1 звук с синта? Вот такой еще вопрос по моей будущей конфигурации. У меня 2-3 синта с максимально 6-8 выходами. В принципе мне может и никчемную на этом этапе 2 штуки 888. Скажем, прописал 1 звук с синта, затем другой, затем 3-й и тд. А количество 888 зависит от того сколь тебе нужно что бы в реальном времени живьём играло? Исходя из этого одна карта Core, 1 интерфейс 888, и одна карта Farm для работы с внутренними обработками + Opcode. Если будет необходимость, то взять еще один 888 и тем самым увеличить количество одновременно играющих в реале сигналов (входов). Правильно я мыслю?

АЛЕКСЕЙ

Ты только одного не учел. Если ты будешь задействовать внешнюю обработку – то это займет у тебя один интерфейс. Ибо пространственная обработка, во-первых, даже в ПТ хуже, чем внешняя, а во-вторых – она столько жрет ресурсов, что и двух карт не хватит.

А оптимальное количество приборов обработки – 4. Это не много и не мало. Возвраты с четырех приборов – это уже 8 входов. Посылы – это 4 выхода. И 2 выхода на контроль. Один интерфейс забит. А обработку используют только в real-time, а не через трекинг, если хочешь хорошо делать. Так что один интерфейс еще в любом случае понадобится.

МАКСИМ

Чего-то я совсем запутался с внешней обработкой, как чего и когда пишется. Разъясни пожалуйста на примере, только если я не использую аналоговое сведение и запись. Т.е. всё в ПТ. Прописывать синт в ПТ с обработкой в реальном времени нужно? А на общий микс как потом что-то повесить из обработки?

АЛЕКСЕЙ

Рекомендую в таком случае для начала ознакомиться со всеми этими статьями, а потом уже если не будет по какой-то причине ясности – уточнять. В частности, там есть информация о записи синтов с обработкой, о маршрутизации внешней обработки и так далее.

Сведение треков
Обработка звука
Аранжировка
Моно и стерео
Фаза сигнала и противофаза
Мифы о ProTools

МАКСИМ

Все прочитал. Непонятен вопрос (поскольку никогда не использовал) применения внешней обработки чисто технически. В DAW всё понятно. Прописал дорожки, почистил от всего, выровнял, спанорамировал, применил где необходимо пространственную обработку и нажал Freeze. Как это происходит с ПТ с внешней железной обработкой при в сведении, если звуки чистые на треках уже прописаны?

Коммутация ясна. Как в ПТ получают готовый микс непонятно. Обработка-то внешняя. Ведь весь микс должен ещё раз проиграть прежде чем быть записанным с применением внешних обработок? Мне теоретически всё понятно, но вот технологически: я понимаю, что чистый сигнал с трека поступает на аутборд и возвращается на отдельную дорожку, выход которой подмешивается к миксу. Это в реальном времени. А для финального микса этот возврат нужно прописать на отдельную дорожку?

АЛЕКСЕЙ

В этой статье есть раздел «Подключение эффект-процессоров к компьютерной системе записи». В нем подробно описывается, как и что происходит с сигналом.

И какой там еще такой Freeze и прочее? AUX – это канал. На него возвращается сигнал. Синтезатор с канала посылается в обработку, обработанный сигнал возвращается и звучит на канале AUX. В этом же канале звучат все сигналы со всех дорожек одновременно – там весь возврат обработки сидит одновременно. В этом и смысл обработки, никаких фризов. Все в реальном времени. Обработанные сигналы все смешиваются, и подмешиваются в общий микс – это и есть пространственная обработка.

А прописывать возвраты обработки – это пионерский подход, про него надо забыть, как про страшный сон. Это можно делать только в очень крайнем случае. Например, когда процессоров всего четыре, а художественные задачи очень сильно требуют обработки еще одним эффектом какого-то определенного звука. Тогда этот звук пропускается через процессор и прописывается на отдельную дорожку возврат. Но увлекаться этим нельзя – будет кривой микс.

mono-stereo_small

Финальный микс – это и есть то, что звучит в реальном времени. Вся задача при этом – просто зафиксировать то, что звучит. Есть мастер-выход, на который идет звук со всех каналов. В меню «файл» выбираешь Bounce и указываешь, что забирать звук нужно с этого выхода (название выхода на этих каналах указывается в I/O Setup, просто нужно выбрать его при сбрасывании). В меню надо выбрать, в каком виде будет файл – Mono Summed (стерео суммируется в моно), Multiple Mono (стерео разделяется на две моно-дорожки) или Stereo Interleaved (обычный стерео-файл, чаще всего нужен именно этот вариант). Жмешь bounce, и все что слышишь – скидывается в финальный микс. Это вариант работы через баунс.

Есть вариант работы через запись. В таком случае берется выход с нужных каналов и направляется на мастер-магнитофон. Мастер-магнитофоном может быть внешний носитель в виде аналогового магнитофона, DAT-магнитофона, хард-диск-рекордера, ну или другого компьютера с системой записи.

Можно также возвращать сигнал в сам Протулз, но это имеет смысл делать только если звук потреково выходит на аналоговый пульт или сумматор. Создается отдельная дорожка, на которой указывается источник записи (два канала на вход в I/O Setup, и соответственно в эти разъемы на интерфейсах должны быть заведены шнуры физически с пульта). Желательно, чтобы на этом канале под запись выход был назначен на какой-нибудь незадействованный канал, таким образом, чтобы звука выхода не было слышно. Иначе в процессе сбрасывания одновременно будет играть и сам микс с пульта, и выход с дорожки протулза, и из-за микроскопической задержки в сигнале между пультом и протулзом звук будет громче и с элементами фазового сдвига.

После записи дорожка будет содержать смикшированный стереофайл. Сам этот файл будет лежать в виде Multiple Mono в папке Audio Files проекта, где к его названию будут добавлены буквы L и R – в соответствии с каналами, левый и правый. После этого можно сделать их Bounce, чтобы превратить в один стереофайл. Либо отдать на мастеринг в виде раздельных файлов. Но напоминаю, это имеет смысл делать, если есть выход из ПТ на пульт или сумматор. А если этого нет – самый простой вариант это обычный баунс.

МАКСИМ

Скажи, почему ты выбрал именно 16 битные 888 интерфейсы?

АЛЕКСЕЙ

Есть аргументы. Первое – есть мнение, что они лучше играют. Я тестами не занимался, но людям, которые об этом говорят, я полностью доверяю. Второе – они дешевле. В то время, когда я их покупал, разница в цене была существенная. Сейчас вроде бы уже не настолько. Третье – их легче переделывать, и если отдать попозже нашим известным спецам, подкопив немного денег, можно получить конвертор топового уровня. Но в теории можно использовать и 888/24, если попадется недорого – страшного ничего нет.

МАКСИМ

Алексей, скажи пожалуйста, в чём ещё плюсы возможности грузиться Маку в девятку? Кроме бесплатного автотюна и разнообразия народных плагинов. Я себе наметил Opcode 4. Видимо в 10-ке с ним проблем нет.

АЛЕКСЕЙ

Кроме всего перечисленного особо никаких преимуществ нет. В плане функционала ПТ 6.4.1 удобнее. Работа с миди проще. Если девятка не нужна – легче подобрать компьютер. Я работаю в основном под десяткой.

МАКСИМ

Разбираюсь с версиями ПТ. Будет ведь ПТ 6.4.1 под ОС 10.5.8 работать?

АЛЕКСЕЙ

Нет. Максимум 10.3.9.

МАКСИМ

Есть ли разница в звуке между AVID 888 и Digidesign 888?

АЛЕКСЕЙ

Нет. Есть разница в ревизиях, но если в этот вопрос глубоко залезть – можно голову сломать. Проще считать, что разницы нету.

МАКСИМ

А 882-я модель это что такое?

АЛЕКСЕЙ

Такой же интерфейс, но на джеках. А 888 – на XLR. Если есть знание английского языка – такие сравнения обычно легко прошерстить в гугле вот так.

МАКСИМ

Да, я понял, что разница в разъемах. Я думал, что и в звуке есть отличия. Интерфейсы 888 есть с одним слотом «cоmputer», а есть с двумя. Для чего второй слот делается?

АЛЕКСЕЙ

Одного достаточно.

МАКСИМ

Unitor8 тоже может через Stealth Port работать?

АЛЕКСЕЙ

Может, но надежнее Opcode. При этом надо понимать, что Опкод – это все равно не гарантия полнейшей ровности. Это же миди – миди само по себе неровное.

МАКСИМ

А что тогда является эталоном ровности?

АЛЕКСЕЙ

Игра руками. Как сам накосячишь – так и играет. Искусственных неровностей нет.

МАКСИМ

У меня тут почти собрался набор в одном месте. Но это Вильнюс.

АЛЕКСЕЙ

Пересыл будет дорогой. Mac G4 весит килограмм 15. Боюсь что на пересыл еще придется около 200 евро отдать.

МАКСИМ

Какие шнуры должны использоваться для правильной коммутации синтезаторов с интерфейсами 888? Может быть есть какие-то нюансы по распайке?

АЛЕКСЕЙ

Шнуры небаланс-джек на XLR. Большинство синтезаторов имеют небалансные выходы.

МАКСИМ

Выбираю миди-клавиатуру. А в ПТ нужно будет назначить на миди дорожку синта входной порт интерфейса в который подключена клавиатура, чтобы прописать миди? Получается, что на всех миди дорожках синтезаторов (Если они рэковые), вход будет порта миди-клавиатуры?

АЛЕКСЕЙ

На каждой дорожке указывается вход по всем каналам, там есть такая опция – All. А с каждой дорожки – выход интерфейсов на каждый синтезатор. В ПТ сигнал с клавиатуры будет идти только на ту дорожку, где активирована красная кнопка Record. Можно хоть на пяти дорожках назначить выходы на разные синтезаторы, а входы – везде поставить All. Если на всех активировать кнопку рекорд – одна клавиатура будет играть звуками всех синтезаторов, но при этом, конечно, нужно согласовать миди-каналы.

МАКСИМ

Нужно подбирать шнуры. У нас тут выбор небольшой. Наверное, придётся отдавать паять.

АЛЕКСЕЙ

Лучше всего отдать паять хорошему мастеру, будет надежнее, ну и всегда можно точную длину всех кабелей заранее просчитать и заказать.

МАКСИМ

А кабели на мониторные выходы с интерфейса тоже небаланс? У меня на мониторах балансные входы.

АЛЕКСЕЙ

Если вход усилителя балансный, то кабели должны быть баланс-баланс (XLR-female/XLR-male). Все должно быть согласовано.

МАКСИМ

Алексей, немного ранее ты писал, что если использовать не Bounce в Protools для фиксации микса, а внешний мастер-магнитофон, то потребуется отдельный компьютер. Зачем он нужен?

АЛЕКСЕЙ

В комп звуковую карту, софт, цифровой шнур – и записывать микс.

МАКСИМ

А использование внешних рекордеров, таких как DAT магнитофоны?

АЛЕКСЕЙ

Можно и DAT.

МАКСИМ

Понял. Скажи, допустимы ли переходники с джека на XLR при коммутации? Или это существенные потери?

АЛЕКСЕЙ

Допустимы, но любое соединение – потери. Насколько существенные – зависит от проводов, разъемов, пайки.

МАКСИМ

Ещё вопросик: Если сравнивать в качестве рекордера 3 варианта: Сам ПТ, другой компьютер или DAT-магнитофон (скажем Panasonic SV3700), что по твоему мнению даст лучший результат?

АЛЕКСЕЙ

У этого DAT есть ограничение – он 16 бит максимум. Есть и на 24 бита DAT-магнитофоны, но они гораздо дороже.

МАКСИМ

Если использовать второй комп, то какой софт ставится на нем для записи? Какая карта?

АЛЕКСЕЙ

Я использую другой компьютер с картой AudioMedia II или PyraMix. Можно обычную карту какую-нибудь поставить и записывать в программу типа WaveLab.

МАКСИМ

Через обычную карту если писать микс, он не потеряет от карточной обработки?

АЛЕКСЕЙ

А карта и не будет ничего обрабатывать, она просто зафиксирует звук по цифре. Конечно, разный софт может это делать немного по-разному, поэтому есть некие эталонные штуки, о которых я уже написал – аудиомедия, пирамикс…

МАКСИМ

По варианту с DAT магнитофоном, да, 16 бит. Но все равно ведь на выходе мы делаем классические 16/44? В Протулзе ты сессии создаешь 16/44,48?

АЛЕКСЕЙ

Я в протулзе делаю 24/44, лучше до мастеринга 24 бита сохранять.

МАКСИМ

То есть интерфейсы 16 бит, а в Протулзе сессия 24 бита? Протулз конвертит в 24 при записи?

АЛЕКСЕЙ

Протулз не конвертирует в 24, а работает в 24. Сессия работает на 24 бита, а оцифровка происходит в такой разрядности, которую обеспечивает интерфейс.

МАКСИМ

Извиняюсь, немного не понял. т.е. хоть 888/16, хоть 888/24 всё равно в ПТ дорога будет в 24?

АЛЕКСЕЙ

Разрядность работы самого ПТ задается при создании сессии, от потоков со стороны оцифровщиков она не зависит. Микширование делается в 24 битах, если так указано в настройках. Обсчет плагинами тоже.

16 или 18 бит – это частный случай 24 бит. Допустим, у нас есть картинка, которая имеет всего лишь два цвета, два оттенка серого. И есть система, в которой есть возможность отображать 4 цвета – белый, черный и эти же два оттенка серого. При попадании этой картинки в эту систему в ней ничего не изменится, ведь система с легкостью воспроизводит эти два оттенка. Так что никакого конвертирования не происходит, происходит только отображение системой более высокой разрядности файла более низкой разрядности. Естественно, вся дальнейшая работа с файлом ведется в рамках более высокой разрядности. При необходимости внутри области одного из оттенков серого сделать перехода от серого к черному – оба цвета будут отображены корректно. Потому что система дает больше значений для работы с цветами, чем разрядность исходной картинки.

Если для картинок цветопередачу обеспечивает количество цветов, то в музыке битность – это же всего лишь разрешение по динамике. То есть она обеспечивает передачу сигналов разной степени громкости, и при работе в системе на 24 бит динамическая градация гораздо более широкая, чем при работе в 16 бит. Поэтому обработка и микширование происходит в разрядности 24 бит.

МАКСИМ

Понятно. Т.е. просто интерфейсы 888/16 лучше по звучанию?

АЛЕКСЕЙ

Да. Тем более если учесть, что 24-битные интерфейсы подороже. Для качественной работы обычного 888 достаточно.

МАКСИМ

Значит, скажем проект делается в 24/44. Сводится в 24/44 и на мастеринг (если он сторонний) предоставляется в 24/44. После мастеринга конвертится в 16/44. А если мастеринг в ПТ, то баунс в 16/44. Правильно?

АЛЕКСЕЙ

Если баунс в ПТ – проект 24/44, и на мастер-дорожке – плагин для дизеринга (dither). Остальное правильно.

МАКСИМ

А если только когда баунс делаешь указать 16/44, не правильно будет? Именно на мастере нужно дизер высталять а потом и при баунсе указывать 16/44?

АЛЕКСЕЙ

Да. Про дизеринг можно в интернете почитать. Есть много людей, которые его вообще игнорируют, считая его влияние незначительным.

МАКСИМ

В ПТ как дизеринг на мастере делается? Тоже плагин?

АЛЕКСЕЙ

Да.

МАКСИМ

А ты с миди прямо в ПТ работаешь или в Лоджике?

АЛЕКСЕЙ

В протулзе.

МАКСИМ

Изучаю пока Протулз дистанционно. Мне не показалось, что есть что-то сложное в работе с миди в ПТ.

АЛЕКСЕЙ

Если программу понять, то ничего сложного нет. Просто многие люди пытаются работать в ПТ как в кубейсе, а это идеологически разные системы.

МАКСИМ

AudioMedia II можно в РС? И какой софт? Ты в неё по SPIDF 24 бита гнал?

АЛЕКСЕЙ

AudioMedia II вставляется в разъем Nubus, в PC таких не бывает. Нужен старый Макинтош, который можно найти за копейки. Сигнал – да, 24 бита по SPDIF.

Тут еще надо учитывать, что Аудиомедия – это карточка от того же производителя, что ПТ (Digidesign), так что у них полная совместимость в плане файловой системы. Родной формат Аудиомедии поддерживается Протулзом. Но родной софт может и в wav без потерь сохранять – никаких проблем.

МАКСИМ

Расскажи мне пожалуйста всё-таки по минусы и плюсы DAT.

АЛЕКСЕЙ

Во-первых, это пленочный магнитофон, но цифровой. Никакого преимущества непосредственно пленки там нету, все равно цифра.

Во-вторых – они старые, и поскольку там пленка – есть механизм протяжки. А это всегда слабое место.

В-третьих, хранение на пленке – ненадежное. Она может сыпаться.

В-четвертых, 16 бит.

В-пятых – а как потом на мастеринг отдавать? Надо цифровой файл забрать с кассеты. Опять в действии протяжка – либо этого же магнитофона, либо другого. Отдавать прямо на кассете – а где гарантия, что DAT есть там, куда отдавать? Он ведь может и сломаться, может быть продан однажды. Некоторые специалисты делают без проблем и с DAT-ов, но все-таки обычно предпочтение 24-битовым готовым файлам.

Ну а что касается преимуществ – ну да, неплохой АЦП в Панасониках этих, но неплохих АЦП есть еще и в других местах, если что.

МАКСИМ

А как под 10-кой работать с Sample Cell?

АЛЕКСЕЙ

Никак, этот семплер работает только под девяткой. Вот, кстати, еще одно преимущество возможности загружаться в OS9.

МАКСИМ

Еще вопрос. Вот скажи будет ли разница при таких вариантах записи: 1. Все треки пишутся с синтов в ПТ, в нём месятся и с внешней обработкой делается баунс. 2. В ПТ делается только миди, а все инструменты живьём поступают в ПТ и делается баунс.

АЛЕКСЕЙ

Для второго варианта нужно гораздо больше дырок на конверторах — это раз. И второй вариант позволяет доруливать синты в процессе работы – это два. Это основные различия. Причем последнее бывает в работе очень важно.

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: