//
запись...

Все статьи

Режимы панорамирования – Pan Law


pan_470x210

Приоткрою маленький секрет. Мы с коллегами готовим один очень интересный и важный эксперимент. Его результаты очень скоро будут опубликованы в этом блоге. Я уверен, что эта публикация вызовет большое количество споров, скепсиса и недоверия. Однако я не могу не обнародовать эти данные, потому что, честно говоря, я уже устал от необходимости доказывать очевидное. Возможно, этот материал, наконец, положит конец одному из самых ожесточенных холиваров («священных войн») на музыкальных форумах не только рунета, но и всего мира.

Хотите знать, о чем речь? Заходите сюда через несколько дней или подпишитесь на обновления.

А пока что хочу рассказать об одном нюансе, с которым мы столкнулись в процессе подготовки к эксперименту. Впрочем, даже в отрыве от самого эксперимента этот нюанс может быть весьма важным для каждого, кто занимается сведением музыки.

Один из основных этапов сведения – горизонтальное панорамирование инструментов. Казалось бы, что может быть проще – двигай ползунки влево и вправо, выбирай нужную локализацию для звука. Но не тут-то было. Дело в том, что при воспроизведении любой записи, будь то готовый микс или мультитрек проекта сведения, мы всегда слышим звук из двух колонок. А система записи (или пульт) дает нам возможность расположить звук по центру, как бы между колонками. А откуда может взяться звук в центре, если никакого акустического источника там нет?

Центр панорамы – это, по сути, фантомное явление. Располагая монофоническую дорожку в центре панорамы, мы заставляем каждую из колонок воспроизводить один и тот же звук. А когда один и тот же звук воспроизводится с абсолютной точностью одинаковыми колонками, возникает фазовое сложение. Если бы сигналы находились в противофазе, то в контрольной точке мы бы услышали звук гораздо тише, чем возле любой из колонок в отдельности (а в идеальных условиях и вообще бы ничего не услышали). Но так как файл воспроизводится один и тот же, возникает не вычитание, а сложение фазы. Благодаря этому мы наблюдаем два эффекта:

  • Утрачивается возможность локализации сигнала по панораме, он слышится в фантомном центре.
  • Громкость звука увеличивается в два раза.

Почему происходит потеря локализации? В статье «Моно или Стерео» я уже рассказывал о том, каким образом наш слух получает информацию о направлении источника звука. Для локализации мозгу необходимо получить информацию от одного из ушей с небольшой задержкой относительно второго. Если звук движется справа, то правым ухом мы его услышим на долю секунды раньше. А поскольку от правильно установленных контрольных мониторов звук поступает в контрольную точку одновременно, задержки между каналами быть не может, и мозг «расшифровывает» звук так, как если бы он находился прямо перед нами, в центре панорамы.

Теперь разберемся с удвоением громкости. Это явление довольно спорное. Согласитесь, невозможно «измерить» субъективное восприятие громкости. Мало того, что слух каждого человека индивидуален, так еще и акустическая среда накладывает свои ограничения. Принято считать, что субъективное удвоение громкости происходит при повышении уровня звукового давления на 6 дБ (точнее, на 6.02 dBSPL).
Таким образом, при воспроизведении монофонической дорожки мы, по факту, получаем звук на 6 дБ громче, и располагается он в центре панорамы. Если же дорожка стереофоническая, сигналы в разных каналах не повторяют друг друга. И хотя нередко их фазы очень близки, они не являются полностью синфазными, а значит, удвоения громкости в центре панорамы не происходит.

Получается, что при прочих равных условиях мы будем слышать моно на 6 дБ громче, чем стерео. Это превращается в довольно серьезную проблему, когда перед нами стоит задача сведения мультитрека, содержащего большое количество как моно-, так и стереодорожек. Слишком громкий центр панорамы делает микс недостаточно глубоким, а звучание жестким и прямолинейным.

Чтобы нивелировать воздействие этой условности на результат, производители музыкального оборудования и систем записи стали применять понижение громкости «мертвого центра». То есть, каждая дорожка, которая помещается по панораме строго в центре, понижается по громкости на определенное значение.

К сожалению, к единому мнению по уровню понижения производители не пришли. Взять за основу понижение на 6 дБ было бы слишком радикальным решением, ведь на сложение громкостей каналов влияют не только колонки, но и само помещение, в котором происходит сведение. Чем более оно нейтрально, тем ближе значение к 6 дБ, но идеальных помещений не существует. В большинстве случаев студии предпочитают разрабатывать аппаратные комнаты с определенной долей «живости», то есть обычно имеет место рассеивание и демпфирование звука.

Производители студийных консолей высшей ценовой категории Solid State Logic (SSL) допустили, что помещения, в которых инсталлируются их пульты, имеют максимально качественную акустику. Поэтому в их консолях применяется понижение центра на 4.5 дБ. Производители различных DAW, работающих на базе компьютеров и аппаратно-программных комплексов, не ограничивают область применения своей продукции топовыми студиями, а потому у них понижение громкости в центре панорамы в большинстве случаев происходит на 2.5-3 дБ.

С развитием музыкального софта производители дополнили свои продукты возможностью выбора режима панорамирования (Pan Law). Этот параметр задает уровень понижения громкости сигнала в центре панорамы. В настройках проекта многих современных DAW можно найти выпадающее меню с выбором значений Pan Law от 0 дБ (без понижения громкости в центре) до -4.5 дБ (для наиболее подготовленных помещений). В более старых версиях популярных систем записи режим панорамирования чаще всего был фиксированным. Например, в любимых многими ProTools 5.1.3 и 6.4.1 понижение центра происходит на 2.5 дБ без возможности выбора. А в Logic 5.5.1 центр и вовсе установлен на 0 дБ, чем объясняется наблюдаемые многими «жесткость» и отсутствие глубины при работе с аудио в этой системе.

Logic Pan Law

В некоторых DAW параметр Pan Law может также называться Pan Depth (например, в ProTools, начиная с 9 версии) или Pan Rule.

Программа Logic Pro, начиная с версии 7.1, предоставила возможность установки режима Pan Law на значение -3 dB Compensated. В этом режиме происходит понижение центра относительно крайних значений на 3 дБ, однако затем все значения поднимаются (компенсируются) на те же 3 дБ вверх.

Таким образом, мы имеем:

  • В режиме «-3 dB»: L (0) C (-3) R (0)
  • В режиме «-3 dB Compensated»: L (+3) C (0) R (+3)

cubase_pan_law

Аналогичная настройка у Cubase обозначена как Equal Power (равная мощность) – для обеспечения одинаковой громкости между краями и центром крайние значения поднимаются по громкости на 3 дБ.

В режимах с повышением крайних значений на 3 дБ есть один существенный недостаток. Если файлы трекинга записаны «под ноль», то есть с максимальным значением громкости, дополнительные 3 дБ уведут вас в клип, а значит придется убавлять громкость дорожек вручную.

Ну а что же происходит на значениях панорамы между центром и краями? Здесь каждая система также имеет свои варианты обсчета панорамы. Самый простой из них – линейное повышение громкости от центра к краям. Существуют и более сложные варианты кривых – например, логарифмическое изменение громкостей.

Понятно, что в конечном итоге предпочитаемый режим панорамирования – вопрос привычки. Всегда можно сделать «торчащий» центр тише с помощью фейдера. Но, согласитесь, приятно, когда производитель уже поработал над проблемными местами, чтобы создать комфортные условия для работы, не заставляя музыканта лезть в технические кишки системы записи.

Вы нашли в своей системе записи какие-нибудь интересные режимы Pan Law? Напишите о них в комментариях. Вполне естественно, что охватить абсолютно все DAW невозможно, но, вероятно, ваша подсказка поможет начинающим звукорежиссерам разобраться в сложных настройках.

PS Этой статьей я начинаю публикацию выборочных материалов из моей книги, которая в ближайшее время готовится к выпуску. Хочу еще раз поблагодарить всех за терпение, подготовка книги к изданию оказалась довольно сложной задачей, но я не намерен отступать. Уже очень скоро желающие смогут оформить предзаказ на книгу, чтобы получить экземпляр в числе первых со скидкой. А те, кто не планирует приобретать ее, могут подписаться на обновления блога, чтобы получать наиболее интересные материалы из книги прямо на почту.

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: