//
запись...

Все статьи

Почему важно иметь более одного синтезатора?


MicroQ & BassStation

«Зачем так много?»… Я даже и не сосчитаю, сколько раз мне приходилось отвечать на этот вопрос относительно количества моих синтезаторов.

Действительно, на первый взгляд может показаться, что иметь несколько десятков инструментов – как минимум странно. Но при более детальном рассмотрении получается, что даже такой парк – не всегда достаточен.

Чем больше узнаешь синтезаторы – тем яснее понимаешь, насколько все они самобытные. За твоими плечами студия звукозаписи – тебе приходится решать аранжировочные задачи абсолютно разного характера.

Нет, я не говорю, что Вам обязательно нужно стремиться накупить как можно больше инструментов. На мой взгляд, для решения большинства самых распространенных задач их достаточно иметь 5 – 6 штук, причем совершенно необязательно дорогих.

Более подробно о том, какого типа и какие конкретно инструменты помогут Вам сделать свой клавишный сетап универсальным, я расскажу немного позже в другой статье. А сейчас мне бы хотелось объяснить, из-за чего возникает необходимость наращивать свою аппаратную мощь, и почему практически невозможно ограничиться одним инструментом.

Приведенные ниже рекомендации позволят Вам избежать распространенных ошибок, которые практически всегда приводят к денежным потерям. Естественно, к любым рекомендациям нужно относиться с критической позиции и примерять их к своим собственным потребностям.

Итак, почему важно иметь более одного инструмента?

Назначение инструмента

Любой прибор имеет свое основное назначение.

Вспомним недавнюю статью про выбор первого синтезатора. В ней я приводил ряд доступных по цене и более-менее универсальных функционально инструментов. При этом у каждого инструмента можно найти не только сильные стороны, но и слабые.

Например, замечательный концертный инструмент Kurzweil KME61, каким бы хорошим он ни был, содержит в себе очень много звуков, имитирующих живые инструменты, а вот охват электронных звуков не такой обширный. А значит, наши возможности ограничиваются.

А у Korg X5D хорошие возможности по созданию электронных звуков, но при этом слабая имитация фортепиано. Снова ограничение.

Или другой пример – Kurzweil K2000, о положительных сторонах которого я в той статье сказал так много. Все хорошо, но доступа к параметрам в режиме реального времени практически нет, а значит – возможности редакции и вся навороченная архитектура синтеза останется недоступной во время концерта. Для любителя электронных экспериментов это может оказаться довольно критичным.

Окраска

Каждый инструмент имеет свою звуковую окраску, которая формируется, в частности, цифро-аналоговыми преобразователями (конверторами). А раз так, какой бы звук Вы ни взяли из этого инструмента, он будет иметь спектральную схожесть со всеми остальными звуками. На концертах, когда мы редко используем более 1-2 звуков одновременно, это непринципиально. А вот при работе дома с аранжировкой – это приведет к проявлениям «эффекта одной коробочки», когда итоговое звучание приобретает слишком выраженную однобокую окрашенность. От композиции к композиции Вам будет все сложнее добиться интересного звучания, Вы почувствуете тембральную скованность, а любимый инструмент будет вызывать совершенно незаслуженное недовольство.

Полифония и мультитембральность

Любой инструмент имеет ограничения по полифонии и мультитембральности. А если говорить об инструментах, созданных в годы расцвета синтезаторостроения (80-е и 90-е годы), то в те времена эти ограничения были еще более выраженными, особенно это касается полифонии.

Полифония – это количество нот, которые инструмент может воспроизводить одновременно. Причем в сложных многослойных режимах типа Layer полифония уменьшается пропорционально увеличению количества слоев.

Мультитембральность – это количество разных тембров, которые инструмент может воспроизводить одновременно. Например, левая рука играет звуком фортепиано, а правая – сольным синтезаторным звуком. Режимы с возможностью использования мультитембральности обычно называются комбинациями, перформансами, сетапами и так далее.

Естественно, мультитембральность и полифония – две характеристики, зависящие друг от друга. Чем больше одновременно звучит наложенных тембров – тем больше съедается полифонии. К примеру, если Вы в левой руке используете не просто фортепиано, а фортепиано со струнной подкладкой – то полифония уже делится на два. А если Вы еще и играете в правой руке сложным звуком (например, наложение саксофона, трубы и тромбона) – то она делится еще на три! Итого, реально звучать у Вас может в шесть раз меньше нот, чем записано в характеристиках полифонии инструмента. Если по бумагам полифония 128 – то остается 20, ну а если 48 – то и вообще всего лишь 8.

Так вот, использование сразу нескольких инструментов лишает Вас проблем с ограничениями полифонии. Надо разделить руки – играем одной рукой на одном синтезаторе, другой – на другом. Ну а в студийной практике при работе с MIDI – это еще более важно.

Аналоговые выходы

Даже самые серьезные синтезаторы имеют ограничение по количеству индивидуальных выходов.

В самом начале работы с синтезаторами для любого клавишника смысл индивидуальных аналоговых выходов в приборе является тайной, покрытой мраком. Постепенно, по мере погружения в процесс и расширения познаний в этой области, наступает понимание их необходимости. Так что же такое индивидуальные выходы и зачем они нужны?

Ну, начнем с того, что мало кто из клавишников ограничивается строго концертной деятельностью. В большинстве случаев со временем клавишника начинает интересовать звукозапись и аранжировка. А здесь нас поджидают подводные камни, о которых мы даже не подозревали, покупая первый синтезатор.

Постепенно работа над аранжировкой будет сводиться к работе по MIDI, используя MIDI-интерфейс для коммутации синтезаторов с секвенсором. Более подробно об этой технологии я расскажу в отдельной статье. Пока лишь скажу, что такой способ создания аранжировок является самым простым, удобным и грамотным. А когда синтезатор играет несколько партий в реальном времени – каждая из них должна выходить из него по собственному аудиоканалу. Для этого и используются индивидуальные выходы. Создаем комбинацию звуков, задаем каждому из них миди-канал, указываем в меню для каждого звука индивидуальный выход – и радуемся. Все эти выходы можно подключать либо к пульту (аналоговому или цифровому), либо прямо в многоканальную звуковую карту – каждый канал на свой вход. Результат работы таким способом – четкий, читаемый и прозрачный микс.

Но! У большинства инструментов количество индивидуальных выходов – от 4 до 8. А у многих вообще только одна пара выходов – основная. При этом такие звуки как фортепиано или пэды требуют стереофонического выхода. Теперь Вы понимаете, почему важно иметь инструменты с большим количеством выходов, и в идеале не один инструмент, а сразу несколько. Только в этом случае мы можем заставить звучать все наши синтезаторы одновременно из одного секвенсора (внешнего железного или программного на компьютере типа Cubase или Logic).

Кстати, в концертной работе индивидуальные выходы тоже применимы. К примеру, в некоторых случаях через индивидуальные выходы можно запускать секвенции или арпеджио, генерируемые прибором. А иногда имеет смысл какой-то очень важный звук направить в отдельный канал пульта, чтобы настроить его звучание в зале индивидуально.

Тип синтеза

Наверное, это один из главных факторов, влияющих на необходимость расширения сетапа. Более подробно о разнообразии вариантов генерации сигнала синтезаторами Вы сможете прочитать в специальной статье про виды синтеза.

Дело в том, что разный синтез – это не просто отличия в технологии формирования звука. Это различный характер звучания, это возможность довести до совершенства звуки какого-то конкретного типа.

К примеру, брать лиды из ромплера не всегда хорошо. Они могут звучать приемлемо на концертах, но когда для аранжировки требуется уникальный и узнаваемый звук – имеет смысл создать его самостоятельно средствами аналогового синтеза или его моделирования.

Не каждый ромплер имеет хорошие пресеты ударных инструментов. Вернее сказать, большинство ромплеров их как раз не имеет. Эту проблему решит семплер или драм-машинка.

Лично я, к примеру, обычно был недоволен звуками электропиано во всех моих инструментах. До тех пор, пока не распробовал FM-пиано, синтезируемые с помощью частотной модуляции. С тех пор в большинстве случаев, если у меня нет возможности записать настоящее электромеханическое пианино типа Rhodes или Wurlitzer, я пользуюсь FM-синтезаторами от Yamaha и получаю очень клевые звуки электропиано. Кроме того, у меня специально для этих же целей есть уникальный прибор Roland MKS20 (древний ромплер) – который абсолютно бесполезен для всего остального, но звуки электропиано из него – это сказка. А вот что касается частотной модуляции – электропианино далеко не единственный ее конек. Более подробно – в статье про FM-синтез.

Иногда бывает, что для какой-то записи нужны спецэффекты. Они помогают подчеркнуть нужные моменты аранжировки, привлечь внимание слушателя, сделать акцент. Или создать атмосферу. Ромплеры или семплеры тоже могут иметь среди пресетов или на библиотеках различные спецэффекты, но для нахождения нужного Вам придется перелопатить кучу звуков, да и где гарантия, что этот звук не был использован другими музыкантами уже сотни раз? Гораздо проще нужный эффект создать, используя, к примеру, ресурсы таблично-волнового или аналогового синтеза.

В общем, для продуктивной и беспроблемной работы Ваш парк инструментов должен включать в себя приборы разных типов синтеза. Тогда, комбинируя их, Вы сможете сделать звучание аранжировки своеобразным и интересным.

Итак, теперь наступила некоторая ясность. То, что нам может дать набор из нескольких недорогих синтезаторов – почти никогда не сможет дать единственный дорогой. Поэтому, если встанет выбор, взять одну очень дорогую и навороченную рабочую станцию или несколько дешевых приборчиков на такую же сумму – ответ однозначный: несколько. Да, придется немного повозиться с коммутацией и с миди, но результат превзойдет Ваши ожидания.

Как я уже говорил, очень скоро я опубликую следующую статью, где приведу пример оптимального набора недорогих инструментов, который сделает Ваши возможности универсальными. Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на обновления этого блога. Тем более, что в будущем здесь появится еще немало полезных материалов.

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: