//
запись...

Все статьи

Микрофоны для студийной звукозаписи – разновидности и назначение


Микрофон – обязательный атрибут студии звукозаписи, одна из четырех главных «М» звукового тракта (микрофон, магнитофон, мониторы и микшер).

Микрофоны нужны даже в студиях с узким кругом задач вроде записи гитар, озвучки кино и рекламы, проведения видеотрансляций и радиоэфиров. Ими записывают барабаны, рояль, хоры и оркестры. Даже диджеи и электронные музыканты используют их для создания библиотек семплов или работы с вокодерами.

Певцы подбирают микрофоны под себя, ориентируясь на собственные тембр и характер голоса. Работники универсальных студий (звукорежиссеры, аранжировщики, продюсеры) предпочитают универсальные модели для широкого круга задач или набор узкоспециализированных микрофонов для наилучшего решения специфических.


Ниже будут подробно разобраны основные разновидности микрофонов, используемых для студийной звукозаписи, с указанием сферы применения, особенностей эксплуатации, плюсов и минусов с точки зрения их акустических характеристик, надежности и так далее. Однако тема микрофонов слишком обширна, чтобы охватить одним материалом, так что некоторые технические и практические аспекты придется отложить на будущее.

Исторический экскурс

Не будем углубляться в историю «динозавров» вроде угольных и порошковых микрофонов или «жидкостного передатчика», запатентованного изобретателем телефона Александром Беллом.

Коммерческие модели микрофонов в привычном для нас представлении начали появляться в начале прошлого века. Ленточный микрофон был изобретен в 20-е годы и выпущен в продажу в 1931-м американской фирмой RCA. Изобретение конденсаторного микрофона датируется 1916-м годом, а первую коммерческую модель презентовала компания Neumann в 1928 году – это был Neumann CMV-3.

В сороковые годы в игру вступает австрийская компания AKG, и в последующие десятилетия основные конкурентные баталии развернулись именно между ними с Neumann. Оба бренда подарили миру бесподобные по звуковым характеристикам модели, благодаря которым поколения меломанов услышали тысячи песен такими, какими мы их знаем.

Конечно, прекрасные модели выпускали и другие производители – Electro-Voice, Sony, Shure, Sennheiser, Audio-Technica и так далее, но все они не смогли даже приблизиться к культу иконоподобных немцев и австрийцев.

Разновидности микрофонов

Говоря о профессиональной звукозаписи, оставим в стороне всякие «петлички», микрофоны для караоке, видеоблогов, конференций и так далее. Также за кадром окажутся различные лазерные и оптоволоконные микрофоны, которые используются для медицинских, измерительных или даже шпионских целей, ну и специфические пьезоэлектрические микрофоны, применяемые в качестве чувствительных элементов в звукоснимателях гитар, барабанных триггерах и так далее.

Сосредоточимся на том, что используется во всех студиях мира для фиксации голоса и инструментов.

Основное назначение микрофона – конвертировать механические колебания в электромагнитные и направить на линейку микшерного пульта, в усилитель, на ленту магнитофона или в цифровую систему записи. Похожим способом работает обычная акустическая колонка, только она переводит электромагнитный сигнал в механические вибрации, а микрофон – наоборот.

Исходя из принципа, лежащего в основе этих преобразований, микрофоны делятся на несколько типов, все различия между которыми сводятся к способам улавливания вибраций и трансформации их в электромагнитный сигнал.

Среди повсеместно применяемых в индустрии звукозаписи микрофонов есть две основных категории – конденсаторные и динамические.

У этих групп есть свои подвиды, а у каждого подвида – своя область применения, которая обусловлена акустическими характеристиками вроде динамического и частотного диапазона, кривой АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) и так далее.

Естественно, определенные типы микрофонов могут иметь характерные «болячки», влияющие на их надежность и долговечность. Их лучше брать в расчет, выбирая микрофон для студии, особенно в условиях ограниченного бюджета.

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны используют принцип работы конденсатора для преобразования акустических колебаний в электромагнитные. По сути, диафрагма конденсаторного микрофона – это и есть конденсатор: она состоит их двух параллельных поверхностей (зафиксированного электрода и электропроводящей подвижной мембраны), изолированных друг от друга специальным кольцом. Мембрана колеблется с частотой, которую ей сообщает внешний источник – голос, барабанный пластик, раструб саксофона, струны рояля, гитарный кабинет и так далее. С частотой, аналогичной частоте колебаний мембраны, изменяются емкость и заряд конденсатора (диафрагмы микрофона). На выходе мы имеем переменное напряжение, направляющееся по кабелю в предусилитель, ну а дальше остается только записать полученный электромагнитный сигнал.

Описанный процесс возможен только в том случае, когда конденсатор подключен к источнику поляризующего напряжения, именно поэтому большинство конденсаторных микрофонов требуют питания. В самом распространенном случае электричество на микрофон подается прямо по микрофонному кабелю – оно называется фантомным питанием. На сегодняшний день стандарт фантомного питания – 48 вольт. Специальными кнопками (phantom, +48, P48 и так далее) оборудованы микрофонные предусилители, линейки пультов, звуковые карты и прочее оборудование, предназначенное для работы с микрофонами.

До появления 48-вольтового стандарта у разных моделей были разные показатели потребляемого напряжения, так что среди винтажных микрофонов можно найти работающие от +24, +50, +60 вольт и так далее. Поэтому если вам приходится иметь дело со старыми микрофонами, нужно быть предельно внимательным.

Вообще, конденсаторные микрофоны – это целый класс, к которому, помимо самых распространенных на сегодняшний день транзисторных моделей, относятся также электретные и ламповые микрофоны. У этих подвидов есть специфические особенности, которые мы и рассмотрим.

Ламповые микрофоны

Ламповые микрофоны – это частный случай конденсаторных со схемой, построенной на вакуумных лампах. Исторически первые конденсаторные микрофоны были как раз ламповыми, в том числе и уже упомянутый Neumann CMV-3.

Принципиально можно выделить две разновидности ламповых микрофонов. Первые – стандартные, они работают на привычных вакуумных лампах, похожих на лампы в гитарных усилителях, но меньших размеров.

Самые «титулованные» модели этой категории – Neumann U47 (прототип был представлен в 1947 году) и AKG C12 (увидел свет в 1953). Цены на эти микрофоны переваливают далеко за 10 тысяч долларов, а суммарная легендарность исполнителей, записавших с их помощью свои шедевры, не поддается никакому учету.

В 1960 году на прилавках появился еще один прославленный микрофон – Neumann U67, необходимость в разработке которого стала очевидной несколькими годами ранее, когда компания Telefunken объявила о прекращении выпуска ламп VF14, лежавших в основе технического дизайна Neumann U47. Эти лампы были востребованы в военной промышленности, но в середине 50-х стало ясно, что поддерживать производство только ради выпуска микрофонов нецелесообразно.

Кстати, VF14 хоть и была обычной вакуумной лампой, ее корпус был изготовлен не из стекла, а из стали. Такая конструкция в конце 30-х годов позволила значительно нарастить выпуск ламп в ответ на возросший спрос, так как производство изделий из стали гораздо проще автоматизировать.

Новый Neumann U67 работал на более распространенной лампе EF86. Параллельно компания еще несколько лет продолжала выпускать U47, пока не закончились запасы VF14, выкупленные со складов Telefunken.

Серийный выпуск 47-го был прекращен лишь в 1965, ну а век U67 оказался значительно короче из-за развития транзисторных технологий: он лишь на пару лет пережил в производстве своего предшественника.

Практически ни одна студия тогда не обходилась без представителя этой тройки – AKG C12, Neumann U47 и U67. На них было записано, наверное, больше великих песен, чем на любые другие микрофоны.

В числе именитых пользователей – «Битлз» и «Роллинг Стоунз», «Дорз» и «Бон Джови», Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул, Майкл Джексон и Мадонна, Элтон Джон и Стиви Уандер, Боб Марли, Уитни Хьюстон, Рэй Чарльз, Андреа Бочелли и многие другие звезды высшего эшелона. Причем зачастую речь идет о записи не только вокала, но и музыкальных инструментов и целых оркестров. Например, знаменитая рояльная партия в песне The Beatles «A Day in the Life» записана на Neumann U67.

Нувистор

Второй тип ламповых микрофонов имеет в своей конструкции не стеклянную, а металлокерамическую вакуумную лампу – «нувистор».

Нувистор был впервые представлен компанией RCA в 1959 году, изначально он предназначался для использования в телевизионном оборудовании. Само название nuvistor, предположительно, должно было ассоциироваться со словами new transistor, то есть «новый транзистор». По другой версии термин мог быть связан с линейкой электроприборов RCA «New Vista».

Производители микрофонов очень быстро оценили потенциал новинки, так как отличительными особенностями нувисторов были низкие потери на высоких частотах, незначительная подверженность обратной связи, низкий шум, небольшое электропотребление, высокая надежность и устойчивость к вибрации и ударам.

К сожалению, моделей микрофонов на нувисторах было выпущено очень немного. По сути, миниатюрная металлокерамическая лампа была последней попыткой производителей ламповых микрофонов сохранить долю рынка в условиях надвигающейся эпохи транзисторов. Эта битва была проиграна, так что даже лидеры рынка перешли на производство более дешевых моделей без ламп.

Тем не менее, несколько уникальных моделей микрофонов на нувисторах вышли в свет, и один из ярких примеров – выпущенный в 1962 году AKG C12a (компактная версия старшего брата AKG C12). Этот микрофон до сих пор считается одним из лучших в истории. Neumann выпустил модель U64, а также разработал специальные адаптеры для U47, позволяющие использовать нувистор вместо лампы VF14 (некоторые продюсеры отдают предпочтение именно этому решению).

Ламповые микрофоны производятся до сих пор, причем в основном на «стандартных» вакуумных лампах. Самих ламп, на основе которых разрабатываются микрофонные схемы, огромное множество. Некоторые из них взаимозаменяемы, но большинство – нет. Обычно мотивы, которыми руководствуются производители при выборе лампы для микрофона, сводятся к форм-фактору и экономической целесообразности.

К сожалению, в сегодняшнем мире последнее слово чаще всего остается не за разработчиком с его желанием добиться качественного звука, а за финансистами, оценивающими потенциал продаж: звук приносится в жертву маркетингу. Чтобы качество современных ламповых микрофонов хотя бы примерно соответствовало стандартам, заданным более полувека назад, необходимо внимание к каждой детали, ведь известно, что надежность системы определяется надежностью ее самого слабого звена.

Чтобы создать микрофон, звучащий как AKG C12 или Neumann U47, мало просто скопировать корпус и вставить в него нужного размера диафрагму и аналогичной формы лампу. Необходимо обеспечить качество и согласование всех остальных комплектующих, в том числе материала мембраны. А это сделает себестоимость экземпляра нового микрофона запредельно высокой, даже выше, чем рыночная цена его «прадедушки». Вот почему маловероятно, что в обозримой перспективе цены на микрофоны 40-60-х годов будут снижаться, а в продажу поступят их достойные современные аналоги.

Транзисторные микрофоны

Транзисторные конденсаторные микрофоны – на сегодняшний день одна из самых распространенных категорий. Многие фирмы, изначально далекие от микрофоностроения, из соображений маркетинга и диверсификации бизнеса пустили корни и здесь. Сегодня практически любой производитель музыкального оборудования имеет линейку «конденсаторных микрофонов для студийной звукозаписи». Большинство из них посредственны по звуковым характеристикам, но, к радости отделов продаж и к печали звукоинженеров, основная масса потребителей не имеет достаточных слуха и вкуса, чтобы это понять.

Как уже говорилось выше, в середине 60-х в электронике наступил период миниатюризации, связанный с бурным развитием транзисторов – полупроводниковых радиоэлектронных компонентов, которые с помощью небольшого входного сигнала управляют более сильным выходным. Первые эксперименты с полупроводниками начались еще в первой половине 19 века, а к реальным патентам все это пришло лишь в 20-30-е годы прошлого столетия. Но еще несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы проекты доросли до коммерческого конвейерного производства.

«Киллером» ламповых микрофонов стала одна из разновидностей транзисторов – полевой транзистор (FET, Field effect transistor). Первый реальный образец полевого транзистора был создан в 1960 году, и уже тогда стало понятно, что эти компоненты способны обеспечить низкий уровень шума, устойчивость к внешнему воздействию, долговечность и надежность – все то, чего так не хватало предыдущему поколению микрофонов на лампах.

Транзисторные микрофоны имеют ровный спектр и хорошую чувствительность, благодаря этому они быстро нашли применение в любых студийных процессах. Ламповые микрофоны, обладая большей окрашенностью, не могли похвастаться такой универсальностью, плюс ко всему, они в большинстве случаев требовали длительного прогрева, от необходимости которого FET-микрофоны были избавлены.

Немаловажным фактором стало то, что микрофоны на транзисторах не требовали чрезмерной осторожности – они не приходили в негодность от случайных ударов, а если и ломались, то легко ремонтировались. Звукозаписывающая индустрия получила качественный, недорогой, бесшумный, чувствительный, стабильный, универсальный, неприхотливый и простой в обслуживании микрофон – идеальный музыкальный инструмент.

Сделав последний отчаянный рывок нувисторами, ламповая эпоха уступила позиции транзисторной. В последующие десятилетия производство ламповых микрофонов стало уделом либо фанатичных энтузиастов, либо хитрых маркетологов (чаще, конечно, второе).

Уже во второй половине 60-х Neumann и AKG выпустили модели на полевых транзисторах. Neumann KM84 увидел свет в 1966 году, а AKG C451e – в 1969.

Однако, как ни странно, первопроходцами здесь стали японцы! Пока легендарная европейская парочка отчаянно цеплялась за лампы, Sony еще в 1965 году представила знаменитый Sony C-38. Этот микрофон не только закрепил за фирмой историческое первенство, но и оказался достойным конкурентом лидерам индустрии.

Впрочем, главное микрофонное событие, определившее направление студийной звукозаписи в последующие несколько десятилетий (и, наверное, продолжающее его формировать до сих пор), случилось в 1967 году, когда Neumann выпустил хит всех времен и народов – Neumann U87. Это была транзисторная реинкарнация почтенного U67 с некоторыми доработками, и она оказалась настолько удачной, что с этих пор для многих выражения «студийный микрофон» и «нойман» стали синонимами.

Neumann U87 стал венцом микрофонной индустрии, а унаследованный им от U67 капсюль (модель K67) стал самым копируемым капсюлем всех времен – разными фирмами на его основе было создано около сотни моделей микрофонов.

AKG наверстали упущенное лишь в 1971, выпустив модель AKG C414, унаследовавшую форму и пропорции от C12a. Именно этот микрофон стал логическим транзисторным продолжением ламповой истории австрийцев. Благодаря большой мембране область его применения была шире, чем у упомянутого ранее узкомембранного C451e. С тех пор выпущено множество версий 414-го (около десяти или даже больше), но по статусу все они заметно уступали главному широкомембранному транзисторному конкуренту – Neumann U87.

Электретные микрофоны

Диафрагмы всех описанных выше конденсаторных микрофонов – на стандартных лампах, на нувисторах или на транзисторах – требуют поляризующего напряжения. Способы подачи электропитания бывают разные – внешний блок питания, батарея (как у Sony C-38) или фантомное питание.

Однако есть разновидность конденсаторных микрофонов, диафрагма которых не требует дополнительной поляризации. Это электретные микрофоны. Источником постоянного напряжения в них служит неподвижная обкладка диафрагмы, сделанная из специального материала – электрета, который имеет свойство длительное время сохранять заряд.

Тут надо сделать важную оговорку. Несмотря на то, что диафрагма не нуждается в постоянном напряжении, большинство электретных микрофонов имеют встроенный предусилитель на полевых транзисторах, необходимый для согласования сопротивления микрофона и дальнейшего тракта (сам микрофон имеет очень высокое сопротивление). Для работы этого предусилителя (который также называют преобразователем сопротивления) все же требуется небольшое электричество, которое может быть обеспечено батарейкой или фантомным питанием.

Принцип работы электретного микрофона был предложен еще в 1922 году японским ученым Ёгути Мотороро, однако широкое распространение технология получила лишь в 60-70-е годы, когда транзисторы дали возможность сделать производство таких микрофонов недорогим.

Главное достоинство этого класса микрофонов заключается в отличном соотношении цены и качества. Многие электретные микрофоны успешно конкурируют по звуковым характеристикам с гораздо более дорогими «конденсаторниками» стандартного типа, находя применение как в профессиональных студиях звукозаписи, так и на концертах. Электретные модели выпускают многие авторитетные производители – AKG, Audio-Technica, DPA, Shure, Sennheiser и так далее.

Одной из самых популярных моделей электретных микрофонов остается выпущенный в продажу в 1978 году Shure SM81. Его с успехом используют для записи и концертной подзвучки барабанов (особенно хайхета и оверхедов), акустических гитар и прочего.

Но у электрета есть и важный недостаток: он имеет свойство «протекать», то есть терять заряд. Деградация поляризующего напряжения в диафрагме приводит к потере части акустических свойств микрофона. В частности, многие звукоинженеры отмечают, что у старых электретных микрофонов снижается чувствительность, они начинают звучать тише, меняют частотную характеристику, хуже передают нижний спектр. Поэтому, как ни странно, в случае с электретными микрофонами часто рекомендуют отдавать предпочтение более современным выпускам. Впрочем, надо заметить, что спрогнозировать сроки «протечки» сложно, обычно речь идет о нескольких десятилетиях.

Динамические микрофоны

Может показаться, что слово «динамический» в названии класса динамических микрофонов отсылает нас к динамическому диапазону, к способности этих микрофонов выдерживать большее звуковое давление (динамику) в сравнении со своими конденсаторными собратьями. Однако, несмотря на то, что зачастую динамические микрофоны действительно обладают этим свойством, название это ассоциировано с их совершенно другой технической особенностью.

Дело в том, что работа динамического микрофона построена на принципе динамо-машины. Внутри капсюля находится катушка индуктивности, вокруг нее – магнитное поле, созданное обычным магнитом. Когда на микрофон поступает звук, его диафрагма колеблется, вызывая движение катушки в магнитном поле, и как результат – создается ток.

Наглядно этот процесс можно продемонстрировать на примере велосипедного фонарика, который включается при движении, получая электричество от небольшой динамо-машины, закрепленной на колесе.

У динамических микрофонов есть как очевидные достоинства, так и недостатки, ограничивающие сферу их применения. К достоинствам, безусловно, можно отнести их невысокую цену, надежность в работе, неприхотливость в эксплуатации, хороший динамический диапазон (благодаря которому их можно использовать для записи и подзвучки очень громких инструментов), достаточную степень универсальности.

Важнейший плюс динамических микрофонов – отсутствие потребности в фантоме или других источниках питания. Их можно использовать в связке с любым оборудованием и практически в любых условиях.

Ну а недостатки обусловлены ограничениями технологии преобразования механических колебаний электромагнитные по принципу динамо-машины. Этим способом непросто получить равномерное звучание на всем частотном диапазоне, поэтому часто динамические микрофоны либо заточены под ограниченный спектр, либо имеют сразу несколько вибрирующих диафрагм для передачи разных частей спектра, но такое решение повышает себестоимость и делает микрофоны более дорогими.

Диапазон первого в мире динамического кардиоидного микрофона AKG D12 как раз был ограниченным, но это ограничение было ему только на руку: с момента появления и до сегодняшнего дня этот микрофон считается одним из лучших для записи барабанной бочки и других низкочастотных инструментов. Микрофон увидел свет в 1953 году, и с тех пор с его помощью было сделано огромное количество классических записей, включая песни The Beatles.

Динамические микрофоны нельзя назвать универсальными. Они плохо восприимчивы к тихим и отдаленным источникам сигнала, так что лучше всего они отрабатывают в качестве вокальных микрофонов на концертах, а также как инструмент подзвучки гитарных кабинетов и барабанов с близкого расстояния (малый барабан, бочка, томы и так далее).

Производителей динамических микрофонов огромное множество, однако на сегодняшнем рынке наиболее распространена продукция двух фирм – Shure и Sennheiser.

Впрочем, своего рода индустриальным стандартом в этом классе стали микрофоны Shure SM57 и SM58, представленные, соответственно, в 1965 и 1966 годах. При низкой цене их дизайн и технические характеристики оказались настолько удачными, что сегодня в буквальном смысле ни одна студия в мире и ни один концерт не обходится без этих микрофонов. Они стали настоящими бестселлерами среди микрофонов, пережили множество модификаций, до сих пор остаются в производстве и пользуются стабильным спросом.

Впрочем, настоящие пуристы от звука утверждают, что старые американские выпуски SM57 (на фото) и SM58 звучат гораздо интереснее, чем современные мексиканцы и китайцы.

По сути, Shure SM57 и SM58 – это один и тот же микрофон, различие заключается лишь в том, что «голова» 58-го покрыта дополнительной круглой «шапкой», являющейся поп-фильтром, то есть ветрозащитой. Благодаря этому Shure SM58 лучше подходит для вокального исполнения, тогда как 57-й чаще используют в качестве инструментального – для подзвучки гитарных и басовых кабинетов, малых барабанов, духовых инструментов и так далее.

Как уже было сказано, сам технологический принцип работы динамических микрофонов ограничивает их частотный диапазон. Отчасти эту проблему решает применение неодимовых магнитов – они более мощные, а значит при аналогичных размерах могут охватывать больший диапазон. Микрофоны на неодимовых магнитах выпускают многие производители – Electro-Voice, CAD, Shure, Sennheiser, Audio-Technica и другие.

Однако надо помнить, что неодим – редкий и ценный металл, соответственно, себестоимость производства инструментов с его применением будет выше. К примеру, у той же компании Shure есть линейка микрофонов Beta. Такие микрофоны как Shure Beta 57 и Beta 58 используют в своей конструкции неодимовые магниты, за счет чего имеют более широкий и сглаженный частотный диапазон в сравнении с линейкой SM. Но и цены у них отличаются примерно вдвое.

У Sennheiser тоже есть легендарные модели динамических микрофонов – так, излюбленным средством для записи электрогитар у многих продюсеров является Sennheiser MD-421. Этот микрофон поступил в продажу в 1960-м году, он тоже пережил большое количество модификаций и тоже выпускается до сих пор. Он уступает Shure SM57 по популярности, но не по качеству звука. Как и в случае с динамическими Shure, наиболее интересным и желанным среди знатоков является самый первый выпуск – белый Sennheiser MD-421N.

Впрочем, в определенном смысле злую шутку с этим микрофоном сыграл форм-фактор: несмотря на великолепные акустические характеристики, многие продюсеры избегают работать с этими микрофонами, так как они славятся своими ужасно неудобными креплениями. Эти крепления не только затрудняют их монтаж при подготовке к записи, но и имеют тенденцию ломаться, попутно раскалывая и корпус самого микрофона. Кроме того, как в магазинах, так и на вторичном рынке MD-421 стоит существенно дороже, чем SM57, при этом различия между ними чаще всего сводятся к вкусовым предпочтениям.

Кстати, компания Sennheiser гордится тем, что в 1971 году на микрофоны MD-421 был практически полностью записан «Концерт для Бангладеш» Джорджа Харрисона.

Ленточные микрофоны

Стандартные динамические микрофоны иначе называют микрофонами с подвижной катушкой, тем самым проводя барьер между ними и ленточными микрофонами. Последние, по сути, тоже являются динамическими, поскольку также работают по принципу электромагнитной индукции. Однако здесь вместо мембраны с подвижной катушкой преобразователем выступает тонкая металлическая лента (обычно алюминиевая). Эта лента более тонко реагирует на механическое воздействие, причем на нее в большей степени влияет не звуковое давление, а на движение воздуха.

Как уже говорилось ранее, разработка ленточных микрофонов началась еще в 1920-х годах, однако широкое распространение они начали получать лишь с 70-х годов, дождавшись появления приемлемых по стоимости транзисторных технологических решений.

Обычно хорошие ленточные микрофоны стоят дешевле, чем средние по цене качественные конденсаторные, но заметно дороже, чем динамические с подвижной катушкой. Но они любимы многими продюсерами за музыкальность, утонченный характер, высокую детализацию и качество звука. Впрочем, ряд известных недостатков делает их менее востребованными и популярными в сравнении с другими типами микрофонов.

Важнейший недостаток ленточных микрофонов – хрупкость. Толщина ленты составляет всего несколько микрон (иногда и менее микрона). При этом для хорошей передачи низкочастотных колебаний лента должна иметь достаточную длину и свободную подвеску, а это делает ее механически уязвимой. В случае с винтажными представителями этого класса удар или падение может повредить ленту и отправить микрофон на свалку.

Кроме того, ленточные микрофоны в определенной мере наследуют частотные ограничения микрофонов с подвижной катушкой: лента больше колеблется на низких частотах, в результате верхний спектр обычно оказывается приглушенным. Впрочем, в умелых руках этот недостаток легко превращается в достоинство, особенно когда музыкальная задача требует устранения нежелательной чрезмерной высокочастотной составляющей. Эта особенность позволяет их широко использовать для записи барабанов (в том числе бочки), гитарных кабинетов и так далее.

Нужно сказать, многие продюсеры склонны ассоциировать приглушенный верх ленточных микрофонов с натуральностью передачи звука, сравнивая их с человеческим ухом, которое тоже улавливает звук нелинейно. Поэтому их применяют там, где требуется не специфический микрофонный окрас (с «модными» разогнанными верхами, к примеру), а близкое к естественному улавливание источника сигнала. В частности, это бывает полезно при записи электрогитар. Своеобразным индустриальным стандартом при работе с гитарными комбо и кабинетами стал ленточный Royer R-121, увидевший свет в конце 20 века – в 1998 году.

Еще одним условным недостатком этих микрофонов является довольно низкая чувствительность, которую необходимо компенсировать чувствительностью предусилителя, что может привести к ухудшению соотношения сигнал/шум, особенно в случае с преампами среднего и бюджетного ценовых диапазонов. Недостаточная чувствительность предусилителя может привести к демпфированию ленты и к ухудшению частотных характеристик. Зато эта особенность делает ленточные микрофоны предпочтительными для записи очень громких живых инструментов, особенно барабанных тарелок и медных духовых, позволяя музыканту не сдерживаться в динамической подаче.

Обычно ленточный микрофон не требует фантомного питания, однако если он реализован на активной схеме (со встроенным усилителем), оно все же может быть необходимо.

Заключение

Ну вот, с базовой классификацией микрофонов, их достоинствами, недостатками и областью применения мы ознакомились. Не забывайте, что лучший микрофон – это тот, который лучше всего подходит вашему голосу или нужным образом записывает тот или иной инструмент. Цена – совсем не главный определяющий фактор при выборе микрофона. Более того, далеко не каждому исполнителю подойдут для записи ламповые микрофоны, в некоторых случаях их окрас может оказаться ненужным.

Так что выбор в большинстве случаев – сугубо индивидуальный процесс, всегда нужно проверять микрофон на себе, а не просто ориентироваться на чужие отзывы. Также не стоит забывать, что в студийной звукозаписи, помимо самого микрофона, участвуют и другие элементы – предусилители, компрессоры, рекордеры или системы записи и так далее. Все эти элементы должны быть согласованы и работать как единое целое, в противном случае даже самый дорогой и качественный микрофон может оказаться бесполезным.

Для овладения технологией звукозаписи очень важно не только знать модели хороших микрофонов, но и разбираться в их технических особенностях, таких как диаграмма направленности, чувствительность, АЧХ и так далее. В частности, правильно подобранная диаграмма направленности обеспечит наиболее качественную запись в студийных условиях, а на концертах позволит избежать многих распространенных проблем, в том числе докучающей обратной связи, чрезмерно громкой сцены, проникновения в микрофоны нежелательных сигналов и так далее. Некоторые из этих вопросов будут затронуты в недалеком будущем в одной из новых статей, так что если вопрос выбора микрофона для вас актуален, подписывайтесь на этот блог, оставляйте комментарии, присоединяйтесь к группе ВКонтакте, следите за новостями в Инстаграм.

Также хочу напомнить увлеченным музыкантам и продюсерам про книгу «Академия Мюзикмейкера», которая охватывает широкий спектр вопросов музыкального производства – от музыкальной теории до подготовки студийного помещения, звукозаписи, аранжировки и сведения.


© Алексей Данилов
Фото: Reverb, VintageKing, Shure, Lofty, Facebook
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: