//
запись...

Все статьи

Как написать мелодию

Как и обещал, в продолжение статьи о том, как играть соло на гитаре, синтезаторе или любом другом инструменте, рассказываю о базовых структурах в построении мелодии.

Если вы не читали предыдущую статью, рекомендую вам с ней ознакомиться, так как она содержит много теоретического материала, также необходимого для грамотного построения мелодических линий. В этой же статье я подробнее расскажу об одном из пунктов предыдущего материала, а именно – о том, как чередовать в мелодии фразы, чтобы они складывались в единую картину. Проще говоря, как написать мелодию.

Итак, базовые законы для развития мелодии охватывают следующие понятия.

Период

Период – это завершенное построение, объединенное общим смыслом. Это может быть, например, куплет. А может часть куплета. Куплет может состоять из двух или более периодов.

Период современные музыканты иначе называют квадрат. В классическом понимании период называется квадратным (или «квадратом») только тогда, когда он состоит из 4, 8, 16 тактов, или из любого количество тактов, являющегося степенью числа два. Если же период содержит другое количество тактов, то он называется неквадратным. Но для простоты взаимопонимания в среде джазовых и рок-музыкантов слово «квадрат» прижилось как синоним слова «период». Нередко можно услышать диалог вроде «Сколько квадратов ты будешь играть соло?», – «Парочку».

Если мелодия развивается периодами, то такой тип изложения мелодии называется структурой периодичности. В масштабах произведения период – это какая-то его существенная часть. Но, кроме этого, периодом может называться и более мелкое ритмически повторяющееся построение, например на 1 такт:

| жили у бабуси | два веселых гуся |

Вне контекста данное построение имеет структуру периодичности – два одинаковых, равных по продолжительности периода, складываются в общую форму. Есть много произведений, построенных только на основе структуры периодичности. Правда, это довольно бедный и примитивный способ формообразования, и если применять только его – можно скатиться до банальности.

Приведу еще один пример из музыки моей любимой группы Queen – песня «We Are The Champions», где куплет в основе своего развития имеет структуру периодичности. Послушайте, как звучит в этой песне мелодия, и сопоставьте длину фраз:

I’ve paid my dues
Time after time
I’ve done my sentence
But committed no crime

Ритмически каждая из этих фраз длится примерно с 4 доли предыдущего такта до 1 доли следующего. Каждое построение, вместе с паузой в звучании мелодии, занимает один такт. Cтруктура периодичности в чистом виде. Как мы все знаем, эта песня – стопроцентный хит всех времен и народов, и примитивность мелодического изложения никак этому не помешала.

Суммирование

Суммирование – следующая ступенька в развитии мелодии. Эта структура – одна из самых значимых для музыки структур. Логически суммирование означает именно то, что мы привыкли понимать под этим словом. Два плюс два – четыре. Пример:

| жили у бабуси | два веселых гуся |
| один серый, другой белый, два веселых гуся |

Видим, что в первой строке у нас две коротких фразы, а во второй – одна длинная. Она как бы суммирует первые две фразы. В идеальном варианте суммирования (как в приведенном примере) – длительность фраз складывается по тактам. Первая строка – две фразы по одному такту, вторая – одна фраза на два такта.

Вернемся к «We Are The Champions» и проследим, что происходит во второй части куплета:

And bad mistakes
I’ve made a few
I’ve had my share of sand kicked in my face but I’ve come through

Первые две строки продолжают структуру периодичности, заданную в начале. Дальнейшее построение занимает два такта, а не один, и содержит более длинную мелодическую фразу. Это весьма четкий пример структуры суммирования, а также хорошая демонстрация плавного перехода от одной структуры к другой.

Вы можете использовать эту структуру при работе над мелодической линией для текста песни, или при работе над сольной партией. Не бойтесь показаться банальным, форма изложения скрыта от прямого внимания слушателя, она усваивается на подсознательном уровне. И подсознание скажет «да» вашим стараниям, вне зависимости от того, отдает ли слушатель себе в этом отчет.

Кстати, помимо прочего, в предыдущей статье я касался такого понятия как кульминация. Обратите внимание, какими способами и в каких местах мелодия достигает кульминации в двух приведенных примерах.

В «Жили у бабуси» (я думаю, мелодия ее знакома каждому) наиболее развитая, яркая и выразительная часть отрывка – первая половина второй строки. Здесь же мелодия захватывает самые высокие ноты. Это и есть кульминация. Локальная. И она приходится как раз на точку золотого сечения. Поскольку глобально форма этой песни очень простая – один и тот же запев из четырех строк с повтором последних двух строк звучит четыре раза с разным текстом, кульминация в точке золотого сечения – оптимальное решение.

В песне Queen форма другая – куплетно-припевная. Напряжение увеличивается по мере движения к припеву, поэтому локальная кульминация куплета – в самом его конце (самая длинная фраза, самые высокие ноты, самая насыщенная аранжировка).

Прогрессирующее суммирование

С прогрессирующим суммированием также все просто, особенно если вам из математики знакомо понятие «прогрессия». Сумма первых тактов суммируется еще раз с подобной себе фразой. Элемент прогрессирующего суммирования есть и в приведенной песенке. Смотрим:

| жили у бабуси | два веселых гуся |
| один серый, другой белый, два веселых гуся |
| один серый, другой белый, два веселых гуся |

Все знают, что в оригинале этой песни длинная фраза повторяется дважды, а значит мы получаем структуру 2/2/4/4. В полном виде она будет выглядеть как 2/2/4/4/8… Ряд чисел вида 2/4/8… — как известно, называется «геометрической прогрессией». Этой структурой вы тоже можете пользоваться, но не переусердствуйте, а то могут получиться уж слишком длинные фразы.

Дробление

По аналогии с суммированием, при дроблении одна длинная фраза разделяется на две (или более) коротких.

В качестве примера дробления на три части – мне вспомнилась латиноамериканская песенка «Quizas». Если вдруг Вам она незнакома – можете найти по названию и послушать. А текст там такой:

Siempre que te pregunto
Que cuando,como y donde
Tu siempre me respondes
Quizas,
………….Quizas,
…………………..Quizas

Первые три фразы – по структуре периодичности, а последняя, четвертая – дробит третью фразу на три части.

Следующий пример показывает дробление на две части:

Давай никогда не ссориться,
Никогда,
………….Никогда.
Пускай сердце сердцу откроется
Навсегда,
………….Навсегда.
Пусть в счастье сегодня не верится
Не беда,
………….Не беда.
Давай еще раз помиримся
Навсегда,
………….Навсегда.

Четко видно, что каждая нечетная строчка дробиться на две коротких фразы в четных строчках. Кроме того, внимательный читатель также заметит, что здесь присутствует и периодическая структура. Но если в примере с испанской песней период охватывал ту фразу, которая дробится, то здесь период охватывает по две строки – и дробящуюся, и само дробление. Вы видите, что периодичность, несмотря на кажущуюся банальность, может играть очень важную роль в формообразовании, если ее использовать с умом.

Прогрессирующее дробление

По аналогии с суммированием, дробление тоже может быть прогрессирующим. Привести текстовый пример довольно сложно, но ноты гораздо более податливый материал, и при написании музыки композиторы этой структурой пользуются весьма успешно. Прогрессирующее дробление дает нам следующую последовательность фраз: 8/4/4/2/2…

Замыкание

Из всех предложенных структур замыкание – наиболее изощренное. Эта структура не самостоятельная, она применяется в совокупности с дроблением или прогрессирующем дроблением, и по сути представляет собой обычное суммирование последних раздробленных фраз. В теории сложно, на примере – элементарно: 8/4/4/2/2/4.

Второй и третий куски – каждый в два раза меньше первого. Четвертый и пятый – в два раза меньше третьего. А шестой – в два раза больше четвертого и пятого. Вместо «4» в конце может быть и «8», тогда эта фраза будет замыкать последние три, то есть 4 + 2 + 2 = 8.

Очевидно, что замыкание представляет собой комбинацию дробления и суммирования.

Подведем итог

Вот перечень основных структур, которыми можно и нужно пользоваться при построении мелодии. Окинем взглядом все вышесказанное, чтобы уложить в голове и убедиться, что на деле все очень просто.

Периодичность – это когда мелодия развивается одинаковыми по длине фразами.

Суммирование – это когда после двух или более коротких фраз идет одна длинная.

Дробление – это когда после одной длинной фразы идет две или несколько коротких.

Прогрессирующие суммирование и дробление – это когда структура применяется подряд два или более раз, отталкиваясь от результата предыдущей структуры.

Замыкание – это комбинация дробления и суммирования, когда несколько раз раздробленные фразы напоследок один раз суммируются.

Чтобы освоиться в этих типах структур, не нужно никаких сверхусилий. Просто, когда будете слушать в следующий раз какую-нибудь песню – следите, какими фразами излагается мелодия. Равными? Увеличивающимися? Уменьшающимися? Или, может, то одно, то другое? Немного слуховой практики – и вы сможете анализировать все это на автомате. А когда знания улягутся в голове – они сами собой будут применяться в процессе придумывания мелодий.

Если у вас появились какие-либо вопросы или дополнения – добро пожаловать в комментарии. А если хотите обсудить другие темы, связанные с музыкой – заходите группу Вконтакте и беседуйте с единомышленниками.

Интересно читать о сложных музыкально-теоретических вопросах простым и доступным языком? Следите за этим блогом, самый легкий способ – подписаться на него. Уже скоро я расскажу и о других секретах грамотной работы с музыкальным материалом.

Услышимся!

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: