Привет всем!
Меня зовут Алексей Данилов.
Некоторые из Вас знают меня лично. Многие знают меня по разным музыкальным форумам и сообществам. Кто-то пересекался со мной в профессиональной сфере, будь то концертно-гастрольная жизнь или студийная работа.
Любой, кто обладает существенным объемом информации и знаний, со временем сталкивается с ситуацией, когда все больше знакомых и просто случайных людей просят проконсультировать их по разным вопросам. Часто эти вопросы оказываются однотипными, и ты ловишь себя на мысли, что уже в десятый раз рассказываешь одно и то же. Отказывать, вроде бы, неудобно, да и помочь всегда приятно. Но, даже если это не составляет для тебя особых трудов, ты начинаешь замечать, что это отнимает все больше и больше времени.
Поэтому я пришел к выводу, что большую часть моих знаний можно сделать общедоступными. Чтобы все, у кого возникают схожие вопросы, могли обратиться к одному и тому же источнику информации и получить исчерпывающие ответы. Таким образом, я смогу сэкономить собственное время, а спрашивающий – досконально изучить представленную в виде текста или видеоролика информацию, перечитывая или прокручивая сложные моменты до полного понимания. Ну, а если уже ее оказывается недостаточно для конкретной ситуации – я с радостью уточню ее и дополню. По телефону, по электронной почте, или в виде комментариев к записям.
Я постараюсь максимально доступно и понятно рассказать о тех сферах, в которых считаю себя наиболее компетентным. Каждой из этих сфер будет отведена своя рубрика.
Музыкальная теория
По первому образованию я музыкальный теоретик и музыковед. Не так уж часто встречающаяся «птичка» на просторах шоу-бизнеса и вообще среди концертирующих музыкантов. Что это значит? Это значит, что все, что я делаю, играю, придумываю, аранжирую – опирается на серьезные академические знания в области гармонии, музыкальной теории, сольфеджио, музыкальной формы, полифонии и так далее.
Подробнее о том, как это помогает.
Экономия времени
Многие действия, на которые у других уходят часы или даже дни, я могу осуществить за считанные минуты, а это очевидная экономия времени на выполнение различного рода музыкальных задач.
- бывает, что Вы хотите сыграть произведение, но никак не можете понять, что там за аккорды?
- бывает, что никак не можете определить тональность?
- бывает, что вроде бы все подобрали правильно, но из-за какой-то неуловимой мелочи теряется шарм?
- бывает, что друзья по музыкальному коллективу наигрывают незнакомую песенку, а Вы никак не можете «въехать» в гармонию?
- бывает, что в песне «просится» второй голос, Вы его где-то внутри слышите, но никак не можете воспроизвести?
- бывает, что Ваша инструментальная партия мечется из одного регистра в другой, а Вы никак не можете найти для нее нишу, чтобы не мешать другим музыкантам?
- бывает, что Вы начали что-то придумывать, но зашли в тупик, потому что не знаете, как развивать Вашу идею?
Да. На выполнение любой из этих задач у музыканта, обладающего знаниями, уйдут считанные минуты. Как раз такими знаниями я собираюсь с Вами поделиться. А однажды освоив эти знания, Вы больше никогда не будете тратить время на ерунду или переживать неудобные ситуации.
Избежание ошибок
Я легко могу предвидеть распространенные ошибки, которые заставляют в конечном итоге возвращаться к началу работы и переделывать ее с нуля. А если ошибки можно предвидеть — то их можно и избежать.
Каждый может вспомнить в своей практике случаи, когда какая-то глупая ошибка, сделанная в самом начале, сводит на нет многодневный труд.
Например, Вы предполагали в аранжировке живую бас-гитару. А когда пригласили бас-гитариста, выяснилось, что его инструмент не может брать таких низких нот, как Вы хотите. Неожиданно. Но в результате теряется «драйв», ритм-секция начинает разваливаться, нет нужной глубины. Приходится переделывать аранжировку.
Подобных примеров можно привести немало.
Взаимопонимание с другими музыкантами
Мне легко находить общий язык с большинством музыкантов, даже если я не владею их инструментом. Мои знания позволяют мне аналитически подойти к работе и быстро адаптироваться к незнакомым музыкантам.
К примеру, не любой клавишник сможет легко объяснить гитаристу, что именно он от него хочет, и не любой певец сходу даст понять саксофонисту требования к его партии. Если Вы обладаете знаниями, у Вас не возникает проблем с тем, как объяснить бэк-вокалистке, что она должна петь, или как записать партию синтезаторного пэда, чтобы он не мешал ни голосу, ни гитаре. Все эти навыки сэкономят не только время, но во многих случаях и деньги, ведь часто за время нам приходится платить – например, на репетиционной базе или в студии звукозаписи.
Предвидение результата
Для меня не составляет труда влиться практически в любой музыкальный коллектив. Более того, я могу стать связующим звеном между всеми остальными участниками, выступая в роли «переводчика» между музыкантами.
Поэтому периодически различные коллективы обращаются ко мне только за тем, чтобы я поприсутствовал на их репетициях и подсказал каждому из музыкантов, что можно улучшить и как лучше сыграть. На этом строится вся продюсерская деятельность. Музыкальный продюсер без музыкальных знаний – беспомощен, и его удел – всего лишь нажимать кнопку «рекорд» и «стоп». Согласитесь, это «совок».
В общем, я думаю, Вы убедились, что обладать знаниями – это очень полезно, и это сильно облегчает жизнь. Дает неоспоримые преимущества в работе. Не заморачиваясь на технологических деталях, Вы просто отдаете себя эмоциям и творчеству.
Да, и еще один очень важный момент. Он касается того, чем принципиально мои знания и мой опыт отличаются от знаний и опыта других музыкантов с академическим образованием.
Лишь немногие из тех, кто получает академическое музыкальное образование, продолжают свою деятельность в этой сфере. Пути большинства же из них – расходятся с музыкой. Но среди тех, кто с ней остается – в основном те, кто идет преподавать в школы или училища, либо занимаются частной практикой преподавания. Некоторые устраиваются в классические или эстрадные оркестры и навсегда остаются нереализованными как музыканты. Кто-то идет работать по ресторанам и заводит дружбу с алкоголем. Это все очень грустно. Потому что коэффициент полезности академического образования падает до критически низкого уровня.
Очень немногим классическим музыкантам удается вырваться за пределы академизма и понять, что кроме фортепиано есть синтезаторы, кроме акустической гитары – бас, кроме кларнета – саксофон. Обычно таких музыкантов в коллективе ценят очень высоко, прислушиваются к их мнению, стараются приблизиться к их уровню. А если коллектив состоит полностью из таких музыкантов – этот коллектив называют профессиональным.
С другой стороны, очень немногие эстрадные музыканты, музыкальные продюсеры, сессионники, обладают системными музыкальными знаниями. Нехватка этих знаний усложняет выполнение простых задач. А значит, в следующий раз вместо такого музыканта пригласят кого-то более «продвинутого».
Так вот, мой музыкальный опыт охватывает и академическую, и неакадемическую (современную) сферу. Я владею не только классической гармонией, но и джазовой. Умею не только играть на фортепиано, но и владею синтезаторами, знаю саунд-дизайн и аранжировку. Я могу не только сделать классическую струнную оркестровку или оформить хорал, но и продумать грамотное построение партий бэк-вокала в рок или поп-музыке, а также джазовых и фанковых духовых секций, и так далее.
Поэтому очень важно понять главное. Большая часть информации, которую Вы получите здесь, будет преподноситься таким образом, чтобы в конечном итоге Вы не просто знали элементарную теорию музыки, но и понимали, что с ней делать в современных условиях. Чтобы Вы смогли применять эти знания при написании Ваших песен или инструментальных композиций (будь то джаз-роковые мюзиклы, попсовые песенки или треки в жанре минимал-электро). Чтобы Вы могли подсказать своему товарищу по коллективу, как грамотнее взять аккорд, чтобы он прозвучал «фирменно». Чтобы, в конце концов, Вы могли осознанно нарушать правила, а не бездумно тыкать в миди-клавиатуру, оправдывая безграмотность «собственным видением».
Я не претендую на истину высшей инстанции, я лишь хочу показать, как расширить свои возможности тем, кто этого хочет. Если Вы с чем-то несогласны – с радостью выслушаю конструктивную критику и учту предложения. Возможно, совместными силами мы сможем сделать что-то еще более полезное.
Итак, читайте и смотрите этот блог, если Вы:
- репетирующий и концертирующий командный музыкант;
- студийный сессионный музыкант;
- креативный композитор, занимающийся собственным творчеством;
- работник студии, постоянно имеющий дело с разными инструменталистами и певцами;
- диджей или электронный музыкант, чувствующий необходимость в расширении своих выразительных средств;
- студент или ученик, желающий выйти за рамки академических знаний;
- просто желаете пополнить знания, или освежить их, или подискутировать на музыкальные темы.
Синтезаторы
Уже более десяти лет я увлекаюсь синтезаторами. Сначала это был простой интерес к чему-то отличному от фортепиано. Синтезатор ассоциировался со сценой, а владение им – с концертной жизнью и рок-н-роллом. Затем синтезаторы стали моей профессией. Передо мной вставали все те вопросы, на которые я сейчас регулярно отвечаю:
- как выбрать синтезатор?
- опасно ли покупать синтезатор с рук и какие при этом могут быть подводные камни?
- какой среди легких концертных синтезаторов лучше звучит?
- какое выбрать цифровое пианино?
- из какого инструмента лучше всего брать струнные? электропиано? брасс? лиды?
- какой аналоговый синтезатор выбрать в качестве первого?
- в каком инструменте пэды «жирные», а в каком «прозрачные»?
- отключать или не отключать внутреннюю обработку при записи синтезатора?
- в моно или в стерео писать бас? бочку? лиды?
- как сделать, чтобы аналоговый синтезатор без миди принимал миди-сообщения?
- какую ритм-машинку купить для пробивной бочки?
- в каком инструменте найти самые близкие к живым барабаны?
- какую лучше всего выбрать миди-клавиатуру для разных целей?
Не говоря уже о большом количестве вопросов о типичных проблемах и сложностях конкретных моделей (например, фильтры Roland Juno, афтетач у JX-серии Роландов или «опасная» батарейка Korg Polysix), о сохранении настроек, создании сложных тембров и программировании многослойных звуков.
Со всеми этими вопросами для себя я уже давно разобрался. Читайте мои записи, принимайте участие в обсуждениях, и для Вас они тоже окажутся пройденным этапом.
Сегодня я имею несколько десятков синтезаторов. Многие спрашивают, а зачем так много? Ответить на этот вопрос часто бывает сложно. Потому что достаточно окунуться в этот мир, чтобы понять, что предела разнообразию нет. Невозможно иметь внутри одного устройства все, что тебе может понадобиться в работе. А поскольку моя работа связана и с концертами, и с записью, и с аранжировками, и с саунд-дизайном – я просто не могу быть ограниченным в ресурсах. Да, действительно, каждый из моих синтезаторов может делать то, что все остальные не могут. Поэтому они нужны все.
Каждый понимает, что информацию об инструменте можно получить разными способами. Можно почитать о нем в интернете. Можно послушать демки на видеоресурсах. Можно сходить в магазин и пощупать то, что доступно сегодня.
А можно спросить у того, кто непосредственно работает с интересующими Вас инструментами практически каждый день. Мне абсолютно не жалко делиться накопленными знаниями. Если эти знания принесут кому-нибудь пользу, если они помогут сделать что-то новое и интересное, если благодаря полученным здесь знаниям наша музыка хотя бы на одну десятую процента станет более профессиональной и востребованной – значит все это имеет смысл. Тем более, что все материалы здесь будут выкладываться бесплатно.
Звукорежиссура
Звукорежиссура не является моей основной специальностью. Но поскольку работа со звуком — неотъемлемая часть любого студийного процесса, мне так или иначе постоянно приходится заниматься и звукозаписью, и сведением, и монтажом. А когда чем-то занимаешься постоянно, возникает потребность наладить процесс таким образом, чтобы результат был быстрее, лучше, интересней. Знания, которыми я обладаю в этой области, получены как на практике, так и из наблюдений за работой моих более опытных коллег и партнеров.
Вопросы звукорежиссуры, так или иначе, встают перед большинством музыкантов.
Например, если Вы занимаетесь созданием аранжировки – Вас наверняка интересует вопрос, как лучше записывать синтезаторную партию. Можно ли это делать через предусилитель или лучше прямо в линейный вход звуковой карты? Как настроить уровень при записи, чтобы избежать шумов, щелчков?
Или, например, по Вашей задумке в музыкальной ткани должна присутствовать гитара или бас. Тогда появляется задача наиболее грамотно и качественно записать незнакомые инструменты.
И так далее. Проблем возникает море. Их решения не всегда интуитивны. На некоторые уходит много времени, а какие-то без подсказки более опытного коллеги не будут найдены вовсе. Поэтому одной из рубрик этого блога будет рубрика «звукозапись».
В числе прочего, в этой рубрике Вы сможете прочитать о таких вопросах как:
- С чего начать формирование домашней студии?
- Какую купить звуковую карту в условиях ограниченного бюджета?
- Как сделать так, чтобы партии, записанные в домашних условиях, приняли в работу на любой студии?
- С чего начинается создание аранжировки?
- Как сделать так, чтобы аранжировка не была скучной?
- Как избежать в аранжировке «мыльного» звука и плохой читаемости партий?
- Почему записанная партия звучит не так, как когда я ее играл живьем?
- Основные отличительные черты аналоговой и цифровой записи?
- Основные принципы записи гитарных партий?
- Основные принципы создания и записи партий бэк-вокала и хоралов?
И так далее. В общем, если вопросы, затронутые выше, интересуют Вас, или если в обозримом будущем Вы планируете заняться чем-нибудь из того, что я перечислил — значит есть смысл подписаться на этот блог, и на Вашу почту будет приходить уведомление, как только для Вас появится что-нибудь интересное. Подписаться можно, нажав соответствующую кнопочку в верхнем правом углу страницы.
До встречи в комментариях,
Алексей Данилов