//
запись...

Все статьи

Лучшие звуковые карты


Для давних читателей моего блога эта статья может оказаться неожиданной. Однако мне так часто приходится отвечать на вопросы о выборе звуковой карты, что я все же решил коснуться этой темы. Надеюсь, она не вызовет негодования со стороны профессионалов, ведь все мы когда-то с чего-то начинали. Кстати, буду рад компетентным дополнениям и интересным вопросам в комментариях.

Сразу оговорюсь, статья не даст универсального ответа на все случаи жизни. Также она будет бесполезна, если вы прямо сейчас стоите перед витриной магазина в муках выбора, а продавец неистово убеждает вас приобрести «самую лучшую и самую новую модель». Эта статья нужна для того, чтобы:

  • Не платить больше и сэкономить на ненужных опциях.
  • Правильно поставить цель приобретения звуковой карты.
  • Правильно подобрать конфигурацию и функционал звуковой карты.
  • Исключить программные и аппаратные конфликты с другим оборудованием.
  • Научиться распознавать и не поддаваться на рекламные уловки и обман производителей.

Зачем нужна звуковая карта

Для начала выясним, для чего вы покупаете звуковую карту. Основных вариантов не так много, разберем каждый из них подробнее:

  • Для прослушивания музыки дома.
  • Для организации бюджетной домашней студии звукозаписи.
  • Для создания аранжировок с последующей работой в профессиональной студии.
  • Для профессиональной работы со звуком.

Прослушивание музыки

Поскольку я в основном имею дело с профессиональным оборудованием, я вряд ли смогу дать развернутые рекомендации относительно бытовых и мультимедийных задач. Тем более что далеко не всё упирается в звуковую карту.

Для комфортного прослушивания музыки гораздо важнее подготовка помещения, хорошие акустические системы и усиление, качественные источники звука (для прослушивания mp3 вряд ли стоит сильно тратиться), качественная коммутация (не путать с «аудиофильством», достаточно просто хорошей коммутации без извращенств), грамотная синхронизация частот дискретизации (если есть цифровые соединения) и так далее.

Мне известны случаи, когда людям удавалось получить качественное звучание с помощью старой звуковой карты SoundBlaster Live! и колонок Yamaha NS-10M с бытовым усилителем. Но бывало и иначе, когда вкладывались огромные деньги в оборудования, приглашались высокооплачиваемые «специалисты» для его установки и настройки, а в итоге получался ужасный звук из-за банальной противофазы, путаницы с каналами или неверной расстановки колонок.

Покупая звуковую карту для прослушивания музыки, подходите к ее выбору комплексно, то есть учитывайте весь звуковой тракт в целом. Если собираетесь приобретать (или уже имеете) усилитель с цифровым входом и хорошими цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП), то можно брать карту без аналоговых выходов.

Если звуковых источников будет несколько, и при этом все они будут отдавать сигнал в аналоговом виде, то придется потратить побольше на карту с несколькими парами входных каналов. Либо, если желаете приобрести к карте какой-то особый АЦП (аналогово-цифровой преобразователь), стоит отдать предпочтение картам без встроенных АЦП, чтобы сэкономить.

Во всех случаях заранее продумайте цифровые протоколы, по которым будут соединяться в цепочку АЦП, звуковая карта и цифровой усилитель. Желательно, чтобы интерфейсы соединения совпадали, то есть нужно соединять S/PDIF с S/PDIF, ADAT с ADAT, а AES с AES. В случае необходимости конвертации сигнала вы можете столкнуться с джиттером, который ухудшит звучание.

Если же все соединения планируются в аналоге, обратите максимальное внимание на качество АЦП и ЦАПов выбранной модели звуковой карты, почитайте отзывы от опытных пользователей.

Кроме того, если звуковая карта приобретается исключительно для бытовых целей и вы не собираетесь записывать с ее помощью музыку, такие ее элементы как микрофонный предусилитель, микрофонный вход, фантомное питание, миди-интерфейс или директ-мониторинг будут для вас совершенно бесполезными, от них лучше отказаться, а вместо расходов на ненужные опции направить этот бюджет на повышение класса прибора. Чуть ниже будет приведено описание всех этих функций, так что вы сможете точнее определить для себя, насколько они необходимы.

Звуковая карта для домашней студии звукозаписи

Чаще всего в задачи подобных студий входит создание демо-записей для рассылки по продюсерским центрам или предложения своих песен артистам. В таком случае минимальные требования будут следующими:

  • Микрофонный предусилитель. Если преампа нет в звуковой карте, придется покупать его отдельно, а он может стоить недешево. А поскольку в подобных случаях не стоит задачи получить звук топ-качества, встроенного преампа будет достаточно для большинства ситуаций.
  • Аналоговые входы. Минимально их нужно два. Для записи микрофона или гитары потребуется один, а для некоторых партий синтезаторов нужна стереопара. Конечно, если входов будет больше – это только плюс: в таком случае можно будет, к примеру, одновременно записывать голос с аккомпанементом на синтезаторе или даже сделать запись небольшой группы исполнителей.
  • Аналоговые выходы. Также минимум два выхода – для подключения мониторов (колонок). Но не все звуковые карты имеют именно аналоговые выходы. Если таковых на устройстве нет, придется дополнительно приобретать ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), а это лишние расходы.
  • MIDI-интерфейс. Он пригодится, если захочется клавишного разнообразия. При помощи миди-интерфейса подключается внешняя миди-клавиатура или внешние тон-генераторы. Впрочем, миди-интерфейс всегда можно приобрести в виде отдельного устройства, но для старта удобно иметь хотя бы одну пару миди-разъемов прямо на звуковой карте.

Имея этот базовый функциональный набор, вы уже сможете работать над созданием музыки. Нередко производители пичкают приборы кучей ненужных опций, которыми затем оправдывают высокую цену. Различные цифровые интерфейсы (цифровые входы и выходы), лишние аналоговые входы и выходы, навороченные встроенные программные микшеры, дополнительный музыкальный софт – все это может быть приятным бонусом, но также может привести к значительной переплате.

Есть еще один нюанс. Практически гарантированно спустя некоторое время вы найдете много недостатков у выбранной модели и решите поменять ее на что-то подороже. А продавать старую придется со значительным дисконтом. Поэтому для начала берите то, что решает ваши задачи за минимальную цену.

Главное, на что стоит обратить внимание, помимо нужного набора функций, это стабильность работы устройства (прошерстите интернет-поисковики по выбранной модели, почитайте отзывы пользователей, проследите, часто ли наблюдаются конфликты у этой карты с материнскими платами компьютеров или другим оборудованием, «слетают» драйвера, «падают» программы). Еще желательно удостовериться в механической надежности прибора – покрутить ручки, понажимать кнопки. Понятно, что от дешевого устройства нельзя ждать высокого качества сборки, но явных дефектов и проблем лучше избегать.

Работа с аранжировками

Если вы не планируете проводить весь цикл работ в домашних условиях, но аранжировкой все же хотите заниматься дома, предыдущие рекомендации имеет смысл скорректировать, предварительно ответив на вопросы:

  • Какими вы будете пользоваться тон-генераторами и приборами обработки?
  • Готовы ли вы к периодическому апгрейду компьютера?
  • Готовы ли вы к работе с цифровой коммутацией или предпочитаете аналоговые соединения?
  • Готовы ли вы к проведению большей части работ в MIDI или собираетесь всегда записывать партии в компьютер в виде аудиофайлов?

Если планируется запись железных синтезаторов, то нужно увеличивать количество аналоговых входов (конечно, можно писать инструменты и по очереди, но далеко не всегда это удобно). То же можно сказать и про аутборд (процессоры эффектов): придется настраивать не только возвраты с них, но и посылы, то есть количество аналоговых выходов тоже придется увеличивать. Рекомендую дополнительно почитать про правильное подключение процессоров эффектов, если слова «посыл» и «возврат» оказались незнакомыми.

Если будете работать с виртуальными инструментами, то мощный компьютер будет иметь не меньшее значение, чем звуковая карта. Также будьте готовы, что с выходом новых версий софта и библиотек вам может потребоваться апгрейд памяти или иных компонентов компьютера. Здесь, понятное дело, на первый план выйдет надежность взаимодействия компьютерного железа и звуковой карты, поэтому убедитесь, что выбранные модели не замечены в аппаратных конфликтах. В частности, при выборе карты, работающей по FireWire, многие специалисты рекомендуют проследить за тем, чтобы в компьютере контроллер IEEE1394 (FireWire) был на основе чипа Texas Instruments (или если не Texas, то хотя бы не Via, потому что этот чип зарекомендовал себя с очень плохой стороны).

Иногда люди выбирают что-то среднее между двумя этими вариантами – работу с плагинами на основе DSP-систем типа Creamware (Sonic Core), UAD или ЕС PowerCore. Здесь нужно помнить, что это не «чистый» DSP, ввод-вывод звука остается под контролем центрального процессора, а дополнительные мощности лишь частично его разгружают. С точки зрения экономии пространства в помещении это может быть оправданным, но чаще всего это влечет за собой проблему насыщенной цифровой коммутации, а вслед за ней всяческие джиттеры и прочие радости. Для управления такими системами придется довольно глубоко вникать в цифровую коммутацию, синхронизацию и так далее, а вот дотянуть до стабильности работы и качества звука на уровне профессиональных аппаратно-программных комплексов не всегда удается. Впрочем, если вы обладаете, помимо музыкальных навыков, еще и хорошими инженерными познаниями, это может быть неплохим вариантом.

К недостаткам таких DSP-систем можно отнести то, что периодически производители отказываются от поддержки более ранних версий программ или вообще прекращают обслуживание своей продукции. Такая судьба постигла некогда популярную систему TC PowerCore, и, насколько мне известно, Creamware также имели схожие малоприятные факты в своей истории. Обычно это приводит к тому, что часть софта на компьютере начинает требовать более свежих операционных систем и нового компьютерного железа, а другая часть просто не в состоянии работать с современным окружением. В итоге, чтобы сохранить возможность пользоваться привычными DSP-плагинами, музыкант вынужден либо отказываться от новейших разработок, либо покупать дополнительный компьютер и синхронизировать хосты между собой (а значит – увеличение затрат, дополнительное место под компьютеры, не говоря уже о рисках получить джиттер).

И еще несколько слов о работе в MIDI. Вне зависимости от того, какие вы выберете тон-генераторы – железные, виртуальные или DSP, – грамотнее всего с точки зрения финального звучания вести всю работу в MIDI, без перевода партий в аудио. Этому посвящен целый параграф моей книги «Академия Мюзикмейкера», и, скорее всего, через некоторое время он будет опубликован и в блоге (чтобы не пропустить – не забудьте подписаться). Но некоторые основные тезисы я все же приведу здесь.

  • При работе с MIDI у вас всегда есть возможность изменить любой звук на любом этапе – от незначительных вмешательств в настройки до радикальной смены тембра.
  • В любой момент вы можете поменять какую-то одну ноту по высоте или длительности и даже перенести всю партию в другую октаву или тональность без потери качества звука.
  • Не происходит прямой оцифровки звука (особенно это важно при работе с железом).
  • Хранить и передавать проекты в MIDI гораздо проще, ведь миди-файлы весят несколько килобайт.

Конечно, этот способ имеет и определенные ограничения:

  • Для воспроизведения файла в других условиях вам понадобится точно такой же тон-генератор и сохраненный пресет для него.
  • Для разноплановых и насыщенных аранжировок одним синтезатором будет уже не обойтись, тогда как при работе с оцифровкой аудио звуки одного и того же инструмента могут многократно наслаиваться.

В зависимости от того, готовы ли вы к работе в MIDI, нужно будет подбирать итоговую конфигурацию звуковой карты и компьютера. При работе в миди с плагинами потребуется очень мощный компьютер, который сможет тянуть одновременно много софтовых инструментов, а в случае с железом потребуется звуковая карта с приличным количеством аудиовходов.

Профессиональная звуковая карта для звукозаписи

Выбор профессиональной аудиокарты для работы со звуком – вопрос холиварный. Все знают о существовании двух «противоборствующих» лагерей, отчаянно доказывающих друг другу свою правоту без перспектив перемирия. Почему перемирие невозможно? Да потому, что как только сторонник одного лагеря меняет свое мнение, бывшие «соратники» его тут же признают либо «сектантом», либо «глухим».

Поэтому я не буду ни с кем спорить, просто расскажу только о собственном опыте. Длительное время я работал исключительно с мультимедийным звуковым оборудованием и нативными программами записи. За это время я перебрал ряд карт от разных производителей – M-Audio, E-Mu, Echo, Creamware, RME и, конечно же, любимый всеми на пороге 2000-х Creative. Мне приходилось регулярно сталкиваться проблемами: слетающие драйвера, синий экран, внезапное прекращение работы программ, потеря связи хоста со звуковой картой, тормоза, зависание, нехватка оперативной памяти или мощности процессора, появление в звуке мыльности, щелчков и прочих неприятных артефактов.

Затем я по воле случая и по рекомендации более опытных коллег попробовал ресурсонезависимую систему и был приятно удивлен не только отсутствием всех перечисленных технических проблем, но и совершенно иным уровнем контроля над звуком. Естественно, выбор для меня оказался очевидным, и за 10 лет работы я ни разу не разочаровался в нем.

Конечно, с тех пор много воды утекло, производители и разработчики ПО научились если не полностью устранять некоторые проблемы, то хотя бы минимизировать ущерб от них. Например, раньше в случае внезапного вылета какого-нибудь Nuendo можно было попрощаться с несохраненным проектом и начинать работу с нуля. Теперь придуманы всякие автосохранения или краш-файлы, позволяющие восстановить проект практически без потерь. Мощности процессоров и объемы памяти на компьютерах тоже стали гораздо более значительными.

Тем не менее, ресурсозависимость таких систем все еще трепет нервы музыкантам. Даже лучшие компьютеры и дорогие звуковые карты в самый неподходящий момент могут зависнуть, а «мыльность» звука в проектах с большим количеством дорожек приводит к потере читаемости, сложности выстраивания баланса, ухудшению глубины микса и ясности панорамы, потере объемности звучания.

Для борьбы с подобными звуковыми неприятностями музыканты вынуждены прибегать к костылям – многочисленным эквалайзерам и компрессорам практически на каждой дорожке. Помогая решить какую-то проблему локально, эти приемы дополнительно повышают нагрузку на процессор, усугубляя ситуацию в целом.

Не буду скрывать, многие утверждают, что всё это выдумки, и что «многочисленные тесты доказали, что все DAW звучат одинаково», и за отрицание данного постулата на некоторых «профильных» музыкальных форумах даже банят. Но давайте будем объективны:

  • Тестирование в реальных рабочих условиях всегда проводили «знакомые знакомых», а не сами утверждающие это.
  • Чаще всего тесты сводились к простому суммированию даже без учета промежуточных значений панорамы и настроек баланса, не говоря уже о более тонких вмешательствах.
  • Даже если десять человек чего-то не слышат, а один слышит – не стоит считать этого одного выдумщиком. Очень вероятно, что как раз его слух – наиболее тренированный и ясный.

Но продолжение разговоров на эту тему неизбежно приведет к боданиям и конфликтам, поэтому убедительно прошу воздержаться от холиваров в комментариях. Если у меня найдутся силы в обозримой перспективе, я все-таки опубликую проделанный лично мной серьезный тест различных систем записи с подробным анализом результатов. Чтобы не пропустить этот материал, вы можете подписаться на блог.

Итак, многие профессионалы отдают предпочтение именно ресурсонезависимым системам, которые работают на собственных DSP-мощностях и не подвержены влиянию нативной операционки или центрального процессора. Понятное дело, такие аппаратно-программные комплексы стоят значительно дороже, однако всегда можно найти разумный компромисс, купив более старые версии систем за небольшие деньги на вторичном рынке.

Кое-что о работе в ресурсонезависимых системах вы можете прочитать в других статьях моего блога – здесь и здесь.

Устройство звуковой карты

Теперь разберем подробнее узлы и функции звуковых карт.

Аналоговые интерфейсы – аналоговые входы и выходы звуковой карты. Они могут быть на джеках – балансных (TRS) или небалансных (TS), на «каннонах» (XLR) или «тюльпанах» (RCA). Наличие разъемов RCA чаще всего говорит о том, что перед вами карта низкого класса. Дорогие звуковые карты имеют как минимум одну пару выходов на XLR и входы на джеках или XLR. Входные разъемы звуковой карты ведут к АЦП (аналого-цифровой преобразователь, ADC), а на выходы сигнал попадает после ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь, DAC).

Микрофонный вход – чувствительный входной канал для записи микрофона, он обычно на XLR. Присутствие микрофонного входа свидетельствует о наличии микрофонного предусилителя.

Фантомное питание – питание, необходимое для работы конденсаторных микрофонов (обычно +48V). Оно передается прямо по микрофонному кабелю к микрофону, а для его включения нужно просто нажать на соответствующую кнопку. Если фантомного питания на звуковой карте нет, то в нее получится записывать только динамические микрофоны, а для записи конденсаторных потребуется дополнительный источник фантомного питания.

Линейный вход – вход для приема сигнала с любых источников и инструментов, кроме микрофонов. К таким входам можно подключать выходы синтезаторов, драм-машин, микшерных пультов, магнитофонов, гитарных и универсальных предусилителей и так далее. Чаще всего линейные входы представлены разъемами TS или TRS, но бывают и иные варианты.

Инструментальный вход – иногда звуковые карты бывают оборудованы и таким разъемом. Обычно у этих входов более высокое, чем у линейных, сопротивление (высокоомный вход), и благодаря этому они лучше согласуются с гитарными и басовыми звукоснимателями, позволяя записывать инструменты в линию. Они обычно выполнены на джеках. Кстати, нередко инструментальный (или линейный) и микрофонный входы представлены на звуковых картах универсальным XLR/Jack-разъемом, а для переключения режима на панели предусмотрена кнопка.

Выход на наушники – опциональный разъем, имеющий специальное усиление для подключения наушников. Если наушники вставлять в обычный линейный выход, то сигнал будет тихим. Однако если вы по каким-то причинам желаете вывести аудиосигнал с аудиокарты на другие устройства – не стоит для этого задействовать выход для наушников, чаще всего звук из такого выхода хоть и громче, но ниже по качеству.

Предусилитель (преамп) звуковой карты – узел, необходимый для усиления слабого микрофонного сигнала. При отсутствии встроенного предусилителя для записи микрофона придется приобретать отдельный внешний. Зато если микрофон писать не планируется – на этом лучше сэкономить, тем более что встроенные преампы обычно не блещут качеством.

Ручки громкости и чувствительности – это элементы управления, позволяющие корректировать амплитуду входного и выходного сигнала. В некоторых случаях может показаться, что регулировка громкости и чувствительности дает идентичный результат, но это не так. Чувствительность позволяет регулировать уровень приема сигнала с микрофона или других устройств, это опция предусиления. Для чувствительных микрофонов и громких голосов чувствительность (Gain) придется убавлять, чтобы избежать искажений, в обратных случаях ее, возможно, нужно будет увеличивать, чтобы записать сигнал с достаточным уровнем. А управление громкостью на звуковой карте позволяет изменять формальную громкость выходного сигнала – при передаче его на усилитель или активные колонки.

Лимитер – ограничитель входного сигнала, который иногда устанавливается на входе звуковой карты, чтобы избежать перегрузки. Однако лимитером лучше пользоваться тогда, когда есть понимание принципов его работы: в бесконтрольном режиме он может привести к пагубным последствиям. Если вы уже используете звуковую карту с встроенным лимитером – обязательно прочитайте статью Компрессия звука.

Цифровые интерфейсы – разъемы для коммутации звуковой карты с другими приборами по цифровым протоколам (S/PDIF, AES, AES/EBU, ADAT, MADI и так далее). С помощью цифровых интерфейсов можно расширить функционал карты (например, подключив дополнительные аналоговые входы или выходы или соединив две карты для синхронной работы) или передать/принять цифровой сигнал от других устройств.

Бывает, что на карте вообще нет аналоговых интерфейсов, только цифровые. Это делается для того, чтобы не навязывать пользователю лишние ненужные опции. Профессионалы обычно предпочитают собирать системы модульным способом, а не покупать сразу «все-в-одном». В некоторых случаях специалисты вообще работают без аналоговых соединений, а в аналог звук выходит лишь после цифрового усилителя прямо на колонки. Логично, что в такой ситуации переплата за встроенные аналоговые входы и выходы будет лишней.

Клок (Word Clock, Superclock) – специальный разъем для синхронизации аудиопотоков. Если в работе используются цифровые соединения, то некорректная синхронизация может привести к звуковым потерям.

Direct Monitor (DM) – функция «прямого мониторинга», которая бывает нужна при записи аудиосигнала, чтобы избежать задержек (обычно такой переключатель бывает на USB-картах). При включении директ-мониторинга сигнал на мониторинг отправляется без прохождения через компьютер и программу звукозаписи. Режим директ-мониторинга может быть стерео или моно, в зависимости от записываемого сигнала: микрофон или гитара – моно, синтезатор или семплер – в некоторых случаях стерео. Заинтересовало, почему я сказал «в некоторых»? Тогда рекомендую прочесть статью Моно или стерео.

MIDI-интерфейс – позволяет подключать к карте синтезаторы, миди-клавиатуры или звуковые модули по MIDI. Чаще всего представлен как минимум двумя разъемами (портами) – MIDI IN и MIDI OUT (возможен также «сквозной» пор MIDI THRU). Но для серьезной работы все же требуется большее количество портов, в этих случаях разумнее приобрести внешний миди-интерфейс.

Индикация – цветные диоды, показывающие наличие или уровень входящего или исходящего сигнала для контроля громкости и недопущения перегрузки. На дешевых картах индикация может вообще отсутствовать или быть представлена одним диодом, показывающим наличие сигнала или перегрузку.

Протокол соединения с компьютером – интерфейс, с помощью которого вы подключаете звуковую карту к компьютеру. Если это внутренняя карта, то она вставляется непосредственно в слот на материнской плате (PCI,PCI Express и пр.), а если внешняя – то может соединяться с компьютером по USB, FireWire, Thunderbolt и так далее. Карты для ноутбуков обычно вставляются в слот в PCMCIA. Очень важно заранее понимать, каким способом будет происходить подключение звуковой карты, и исходя из этого планировать всю конфигурацию, особенно если приобретаете более старые модели.

Драйверы – служебные программы, необходимые для взаимодействия компьютера и звуковой карты. Чаще всего мультимедийные звуковые карты работают на стандартном универсальном звуковом драйвере ASIO. В некоторых случаях производители предлагают дополнительные драйверы.

Программная маршрутизация – виртуальный микшер, с помощью которого можно программно регулировать уровни сигнала и другие настройки звуковой карты. Иногда производители делают очень сложные и навороченные программные микшеры, в иных случаях приходится довольствоваться более примитивными решениями. Так или иначе – без достаточного для нормальной работы виртуального управления своей звуковой картой вы не останетесь.

Это все основные узлы и модули, которые в основном встречаются в звуковых картах. Иногда могут попасться и другие элементы – разъемы для подключения специальных расширений и прочее. Но когда дело доходит до подобных вещей, музыкант уже имеет опыт и сам в состоянии понять и разобраться в опциях.

Характеристики звуковой карты

Частота дискретизации и разрядность

Теоретически, если не учитывать других факторов, то чем выше эти параметры у звуковой карты, тем лучшее качество она должна обеспечивать. Однако, к сожалению, не все так просто. Многие современные карты (а также автономные конверторы), работающие на значениях 192/24, проигрывают в звуке более старым приборам с «худшими» показателями. Недавно я публиковал статью Частота дискретизации и разрядность, с которой рекомендую вам ознакомиться, чтобы не попадаться на рекламные уловки продавцов и производителей.

Задержка

К сожалению, любые процессы, связанные с цифровой записью или обработкой звука, подвержены задержке (Latency). Минимальная длительность задержки может составлять один семпл (1/41100 секунды при частоте дискретизации 41.1 кГц). Задержку можно наблюдать при игре на миди-клавиатуре звуками виртуальных синтезаторов, либо при «программном» мониторинге в процессе записи (когда сигнал доходит до программы звукозаписи, а затем возвращается в наушники или колонки, то есть без включения режима директ-мониторинга). Если в процессе записи вы еще и обрабатываете сигнал программной обработкой – задержка возрастает дополнительно.

В некоторых случаях задержка приводит к тому, что работа становится некомфортной, а иногда и вообще невозможной. Но чем лучше звуковая карта, тем меньше у нее задержка. Современные звуковые карты добились значительных успехов на пути к уменьшению задержек, однако, как я уже сказал, полностью ее устранить невозможно. Многие современные программы производят компенсацию задержки после записи, так что в ряде случаев о ее существовании можно и вообще не узнать.

Задержку можно уменьшать в настройках, но если вы зададите ее на уровне, выходящем за пределы рекомендованных для этой карты значений, то в звуке начнут появляться щелчки.

Режим Full Duplex

Режим Full Duplex (полный дуплекс) позволяет осуществлять одновременно запись и воспроизведение сигналов, то есть слышать дорожки, записанные ранее, в процессе записи очередного дубля. Для современных звуковых карт это функциональная норма, но если вам попадется в руки более старый экземпляр – уточняйте наличие этого режима в спецификациях.

Также с проблемами можно столкнуться при работе с картами по старым версиям протокола USB. Это бывает связано с недостаточной пропускной способностью шины при работе на высоких частотах дискретизации.

Если у карты нет режима полного дуплекса, то работа с ней может быть похожей на переговоры по рации вместо обычного телефона: вы либо слышите собеседника, либо говорите сами.

Уровень шума

Недорогие звуковые карты иногда заметно шумят, что, конечно же, отражается на качестве работы. Чтобы сравнить по этому признаку разные карты, обращайте внимание в спецификациях на показатель отношения сигнал/шум (SNR, Signal-to-Noise Ratio), измеряющийся в децибелах. 60-75 дБ – это достаточно плохой показатель, 75-90 дБ – приличное качество, а более 90 дБ – очень хорошее качество.

Иногда вместо параметра SNR указывается просто «уровень шума». В этом случае сам сигнал приравнивается к 0 дБ, а шум показывается на отрицательном векторе. К примеру, если в спецификациях карты указано «уровень шума: -100 дБ», то SNR будет равняться 100 дБ.

Учитывайте, что шумы в тракте накапливаются, так что подбирайте все элементы звуковой системы в согласовании друг с другом. Кстати, стоит также отличать цифровой шум от обычного аналогового: первый на звуке сказывается гораздо более критично.

И еще, не всегда заявленные характеристики соответствуют действительности, так что если вы действительно серьезно подходите к выбору, то обязательно обращайте внимание на отзывы реальных пользователей.

Частотный диапазон и АЧХ

Чем шире частотный диапазон выбранной карты, тем лучше будут «отрабатываться» все нюансы звуковой палитры. Однако АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) должна быть не только широкой по охвату частот, но и ровной! В спецификациях обращайте внимание на допустимые отклонения при измерении АЧХ карты.

Условно, если диапазон указан как 15–25000 Гц с допустимым отклонением 3 дБ, лучше будет предпочесть диапазон 20–20 кГц с допустимым отклонением 1-2 дБ. Конечно, не факт, что первый вариант будет хуже, ведь самые сильные отклонения могут быть только от 15 до 20 Гц и от 20 до 25 кГц, однако честные производители всегда стремятся делать измерения с минимальными допусками, показывая АЧХ честно. Те же, кто преследует цель продать любыми способами, всегда стараются отвлечь внимание неопытного покупателя от наиболее важных аспектов.

АЧХ и частотный диапазон обычно указывается для каждого типа входов и выходов звуковой карты.

Динамический диапазон

Динамический диапазон – это разница между самым тихим и самым громким звуком, который может быть записан или воспроизведен звуковой картой или конвертором. Чем шире динамический диапазон, тем лучше. Для систем, работающих с разрядностью 16 бит, максимальный динамический диапазон составляет 96 дБ. Для 24-битных систем – 144 дБ. Впрочем, это не значит, что от вашей звуковой карты нужно требовать диапазона в 144 дБ. Даже 105-108 дБ – уже весьма неплохой показатель.

Как нас обманывают производители

Систематизируем информацию об уловках в рекламных текстах и спецификациях звуковых карт, к которым прибегают производители, продавцы и маркетологи. Вот небольшой перечень основных уловок:

  • Демонстрация высоких характеристик частоты дискретизации и разрядности (например, 192 кГц/24 бит) без указания на качество фильтров, применяемых в конверторах (многие старые приборы на 18-20 бит работают значительно лучше).
  • Заявленный широкий частотный диапазон без поправки на допустимое отклонение при измерениях (честный диапазон в 20-18000 Гц лучше, чем более широкий диапазон с отклонениями в 3-5 дБ).
  • Не все DSP-системы истинно ресурсонезависимы. Если ввод-вывод осуществляется под управлением центрального процессора компьютера, такая система остается нативной даже несмотря на наличие специализированных процессоров (DSP) для обсчета работы плагинов.
  • Если вы знаете, что старшая версия аппаратно-программного комплекса работает на собственном железе, то не стоит ожидать идентичного звучания при работе в той же программе на дешевых звуковых картах. Например, ProTools, работающий на M-Audio, это совершенно не то же самое, что ProTools, работающий на собственном TDM-железе.
  • Если вы видите, что в описании к карте за 1000 долларов указано, что в ней применены высочайшего качества микрофонные предусилители (или предусилители «класса А») или топовые конверторы (преобразователи АЦП, ЦАП), помните, что за 1000 долларов нельзя купить ни настоящий «class A» предусилитель, ни реально топовый конвертор. Даже на один канал.
  • Приставки PRO или STUDIO в названиях звуковых карт – это всего лишь набор букв, а не гарантия «профессионального» или «студийного» качества.

Лайфхак для самых терпеливых

Ну вот, теперь вы гораздо больше знаете о том, что собираетесь приобрести. Возможно, конечно, вы ждали конкретных рекомендаций – «берите это или это»… Вынужден разочаровать. Я не рекламный агент и в мои задачи не входит продажа вам какого-либо товара. Я уверен, что после внимательно изучения всего вышеизложенного, вы без особых трудов сами подберете лучшую звуковую карту именно для себя, в зависимости от задач, потребностей и бюджета.

На рынке представлено очень много звуковых карт для любого кармана – от нескольких тысяч до десятков, а иногда и сотен тысяч рублей. Помните, что не всегда раскрученный бренд гарантирует вам прирост в качестве, пропорциональный цене. Нередко карта за 5-10 тысяч рублей решает практически все те же задачи, которые решает ее аналог за 1000 долларов.

Подходите к выбору обдуманно и осознанно, не замирайте с раскрытым ртом при виде рекламных плакатов, пиар-статей в музыкальных журналах и завлекающих лозунгов на сайтах.

Ну и напоследок – лайфхак, который позволит вообще не тратиться на звуковую карту. На сегодняшний день даже штатные звуковые карты компьютеров и ноутбуков позволяют без особых проблем делать запись и даже сведение с приемлемым уровнем качества. Да, встроенные аудиокарты часто имеют скудный функционал, заметную задержку и примитивные интерфейсы на миниджеках (1/8” TS или TRS), однако если в вас бурлит творчество – начинайте работать прямо сейчас, не оправдывайте свое бездействие отсутствием возможности купить дорогую звуковую карту!

Если вдруг остались вопросы – задавайте их в комментариях здесь или в моей группе ВКонтакте о синтезаторах и аранжировке. Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на обновления блога, а если хотите освоиться в музыкальном мире как можно скорее – обратите внимание на мою книгу «Академия Мюзикмейкера», которую можно приобрести в книжных магазинах (адреса указаны на сайте).


© Алексей Данилов
Иллюстрации: А. Рублевский
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: