//
запись...

Все статьи

Korg, Roland или Yamaha?


Знаменитая японская троица. Три бренда, завоевавших в 70-80-е годы весь мир. Из-за них терпели убытки Moog, Oberheim и Arp. Они получали самые передовые патенты и наводняли мир доступными и относительно недорогими синтезаторами.

Единомышленники или беспощадные конкуренты? Соперничество во имя прогресса или экономия ради увеличения объемов продаж?

Наверное, далеко не каждый клавишник знает про таких монстров синтезаторостроения как Sequential Cirquits, Buchla, Doepfer, Analogue Solutions. Многие также лишь краем уха слышали, или случайно натыкались на Waldorf, Quasimidi, Clavia. Для кого-то даже Kurzweil – неизведанные территории. Но практически каждый в самом начале задает себе вопрос – «Yamaha, Roland или Korg?».

С одной стороны, это действительно оправданно. Каждая из этих трех компаний на любой момент времени имела и имеет в своем арсенале довольно богатый выбор для музыканта. Это и цифровые пианино, и инструменты с автоаккомпанементом (самоиграйки, или, иначе, интерактивные синтезаторы), синтезаторы аналогового моделирования и рабочие станции, семплеры и ромплеры, миди-клавиатуры и бесклавиатурные тон-генераторы. Любой крупный магазин предложит Вам широкий выбор – плати деньги и забирай.

Ну так и что же из этого лучше? Некоторые рвут рубаху на груди – «Только Ямаха!». Другие оппонируют – «Ямаха – это для любителей, а профессионалы выбирают Корг!». Третьи всех перекрикивают – «Мой друг делает все аранжировки на Роланде, и они звучат фирменно!».

Каждый из них – в чем-то прав, а в чем-то заблуждается. И проблема не в том, что кто-то из этой троицы лучше или хуже, а проблема всего лишь в недостаточной информированности ораторов.

В истории каждой из этих трех фирм есть великие прорывы. Синтезаторы-супербестселлеры, которые сделали счастливыми тысячи клавишников по всему миру. Технологические решения, принесшие миллионные прибыли владельцам компаний. Популярнейшие инструменты всех времен и народов.

Yamaha DX7 (1983), Roland D-50 (1987), Korg M1 (1988) – легенды, поднявшие своих создателей на гребень волны. Отодвинув на какое-то время всех остальных на второй план и заставляя конкурентов собрать всю волю в кулак, консолидировать все доступные ресурсы для того, чтобы выдать что-то еще более совершенное.

Разве можно сказать, что один из трех перечисленных инструментов – лучше других? Нет, ни в коем случае. Каждый из них давал что-то новое, расширял возможности, стимулировал музыкантов к творчеству, открывал невиданные горизонты.

Но надо отделить зерна от плевел и, наконец, разобраться, почему так непросто сделать выбор – Yamaha, Korg или Roland.

Yamaha

Одна из старейших мировых корпораций, Yamaha была основана японцем Торакусу Ямахой (Torakusu Yamaha) в 1897 году. Все началось с изготовления экземпляра фисгармонии (небольшой духовой орган с педальным нагнетанием воздуха), а выросло в огромный диверсифицированный бренд, пустивший свои инновационные щупальца в совершенно разные сферы – от производства спортивного инвентаря (ракеток, луков и так далее), авиационных пропеллеров, компьютеров, до мотоциклов, электроорагнов, роялей, синтезаторов, профессионального и бытового музыкального оборудования и многого другого. Компания Yamaha также значительно вовлечена в сферы образования и лабораторных исследований. Несмотря на все вышеперечисленное, музыкальные корни Ямахи подчеркиваются их логотипом, на котором изображены три перекрещивающихся камертона.

Но, поскольку нам больше интересны именно синтезаторы, не будем углубляться в другие сферы. Свой первый электронный инструмент Yamaha создает в 1959 году. Это был электроорган D-1 Electone, в основу которого легли лабораторные исследования Ямахи в области аналогового моделирования.

Далее, в течение почти 20 лет на этой стезе не было сделано особых прорывов. Основное внимание фирмы было направлено на производство акустических инструментов – гитар, барабанов, духовых. Кроме того, 1967 год был ознаменован тем, что сам Святослав Рихтер для гастролей по Италии выбирает рояль производства Yamaha. В скором времени ямаховские фортепиано выбиваются на лидирующие позиции в мире, и уверенно конкурируют с более старыми брендами.

А еще через некоторое время Ямаха представляет миру уникальный инструмент под названием Дисклавир (Disklavier, 1982). С виду как обычное фортепиано, Дисклавир обладал встроенной электронной системой, позволявшей воспроизводить мелодии, заранее записанные на диск, имитируя при этом их исполнение движением клавиатуры и всего молоточкового механизма. Дисклавир был не просто очередным интересным изобретением. К сожалению, он сослужил и не очень добрую службу. Но подробнее об этом чуть позже.

Вернемся к органам. Здесь Yamaha не прекращает выпуск новых моделей и до сих пор. С конца 50-х и до начала 80-х все органы были аналоговыми. Начиная с 1983 года, когда Ямаха купила права на эксклюзивное использование технологии FM-синтеза, которую разработал Джон Чоунинг, частотная модуляция ложится в основу генерации сигнала органов Ямахи, начиная с серий FC, FE, FS, FX. В серии FX также впервые были использованы засемплированные волны, пока еще только для имитации перкуссии в секции органной драм-машины.

Ну а с 1987 года в сериях органов HS и HX ямаха уже вовсю эксплуатирует собственную разработку под названием AWM (Advanced Wave Memory), по сути представляюшую собой технологию на основе семплированного звука. Последней ласточкой среди аналоговых органов Ямахи стала модель Electone D-500, выпущенная в 1983 году.

Были среди органов Yamaha и действительно выдающиеся модели. Орган Yamaha Electone GX-1 (1974) был уникальным, огромным и очень дорогим монстром с четырьмя мануалами (два стандартных органных, один ножной педальный, и один сольный). Цена на этот орган даже в то время составляла около 60 тысяч долларов. Верхний мануал представлял собой интегрированный в огромное тело инструмента монофонический синтезатор, схожий с Yamaha SY-1, который выпускался в отдельном небольшом корпусе. Немного подробнее об этом органе я писал в статье про аналоговые синтезаторы.

Конечно, этот инструмент был замечательным и очень мощным. Но нельзя сказать, что он принес фирме успех. Вознесение к синтезаторному олимпу было еще впереди, но к этому времени (середина 70-х), его очертания прорисовывались все яснее.

Первым реальным прорывом было создание одного из самых значительных синтезаторов всех времен и народов, могучего и безудержного Yamaha CS80 (1976). В уже упомянутой статье Вы сможете прочесть и о нем кое-какую техническую и общую информацию. Преувеличить значимость появления CS80 невозможно. До сих пор многие вполне оправданно считают его королем синтезаторов. С появлением этой модели Ямаху стали воспринимать как крайне серьезного конкурента на рынке электронных инструментов.

Однако главным свершением для корпорации Ямаха навсегда останется создание Yamaha DX7 – одного из самых распространенных в мире синтезаторов. Цифровой до мозга костей, он, фактически, похоронил будущее аналоговых синтезаторов. Но, говоря об этом синтезаторе, невозможно придумать ни одного отрицательного эпитета.

Как ни крути, прогресс остановить было невозможно, и цифровая эпоха заявляла о своих правах все громче. Изобретение Джона Чоунинга, вкупе с проницательностью и прозорливостью руководства Yamaha, создали уникальные условия для появления DX7.

Полифонический синтезатор, обладающий возможностью сохранения довольно большого числа пресетов, с широчайшей палитрой звуков от сольных и шумовых, и до тембров электропианино, мягких подкладов, имитации гитар, басов… Плюс ко всему – железная стабильность строя, небольшой вес и небольшая (относительно) цена. Да, дни аналоговых синтезаторов были сочтены. Было продано 160 тысяч экземпляров этого синтезатора, и он остался в числе самых продаваемых синтезаторов в мире.

От триумфа вернемся к прозаичному. Технологический успех привел к успеху финансовому. И без того небедная компания, Yamaha, познав многомиллионные радости в долларовом выражении, переходит к мировой экспансии.

Два слова, сказанных Ямахой в начале 80-х, DX7 и Дисклавир, обрекли компанию на постоянные метания из стороны в сторону. Одна Ямаха – это производитель профессиональных музыкальных инструментов. Другая – развлечение для домохозяек и подростков.

В 1983 появляется первая Yamaha Clavinova YP-40. На тот момент это было всего лишь компактное цифровое пианино с немного расширенным набором звуков. Но уже с 1985 года появляются серии Clavinova CLP и CVP. В основе лежали простые идеи, годом ранее реализованные в Disclavier – возможность исполнения партий самим инструментом, почти без участия музыканта. Клавиновы наделяются способностью играть партии барабанов, баса и гармонического заполнения, заменяя клавишнику партнеров по музыкальной группе.

Параллельно, Ямаха развивает еще одну линейку инструментов – Porta Sound. Сначала серия PSS (1982), а затем PSR (1984). В отличие от громоздких Клавинов, это были небольшие переносные синтезаторы, оборудованные теми же функциями автоматического аккомпанемента. Постепенно возможности PSR-инструментов расширялись, интерактивные средства множились, синтезаторы становились все более приспособленными к нуждам «солиста». И теперь уже не было необходимости уметь хорошо играть. Обладая самыми базовыми знаниями в музыкальной теории и гармонии, а также некоторыми вокальными способностями, музыкант с такой Ямахой легко мог выступать как «все-в-одном», человек-оркестр.

Только вот благодаря всему этому Ямаха отдалила инструменты от их корней. С одной стороны – конечно, это еще один шаг к прогрессу. С другой – уход от творчества к техногенности. Это уже были не в прямом смысле синтезаторы. Появляются термины оркестратор, позднее интерактивный синтезатор. В профессиональной среде за такими инструментами закрепилась слава кабацких, и их вполне заслуженно стали называть не очень-то приятным термином «самоиграйка».

Yamaha до сих пор продолжает выпускать инструменты серии PSR. С каждым новым инструментом множатся обещания производителя о самом лучшем звуке, о супернавороченных способностях, и так далее. Однако, смысл инструмента не меняется. Как и раньше, это инструмент с не очень качественной клавиатурой, двумя динамиками по бокам (чтобы избежать необходимости подключения к профессиональному оборудованию), разноцветными (чаще всего) кнопками на панели управления. Гораздо большее значение, нежели звуку, в этих приборах придается размерам дисплея и прочим внешним факторам.

Бесспорно, PSR-серия принесла и до сих пор приносит Ямахе миллионные доходы от музыкантов-любителей, а также от желающих получить дома музыкальную игрушку для веселого времяпрепровождения. Однако, распространение этих инструментов нанесло удар в спину компании, подорвав в глазах многих профессионалов и начинающих музыкантов репутацию Yamaha как производителя серьезных музыкальных инструментов.

Учитывая все вышесказанное, можно в чем-то согласиться с теми, кто кричит, что «Yamaha это для любителей». При этом, нельзя забывать все заслуги этой компании перед музыкой. Инструменты, созданные на протяжении нескольких десятилетий, навсегда останутся в истории. И сотни, тысячи музыкантов будут охотиться за Yamaha CS80, DX7, RX5, SY77, EX5, FS1R, как и за десятками других моделей – до тех пор, пока последний их экземпляр не будет стерт временем в пыль.

Korg

Компания была основана в 1962 году предпринимателем Цутому Като (Tsutomu Kato) и музыкантом Тадаси Осанаем (Tadashi Osanai). Инициатива исходила от последнего, и смысл ее сводился к необходимости создания удобной и качественной модели драм-машины. Дело в том, что Тадаси выступал, играя на аккордеоне в сопровождении ритм-машины Wurlitzer Sideman, о которой он был не слишком высокого мнения, как с точки зрения звука, так и с точки зрения удобства. Так что он убедил Като инвестировать средства в проект новой ритм-машины, которая бы удовлетворяла основным потребностям музыкантов того времени.

Первоначально компания была названа Keio, и уже через год своего существования она представила музыкантам свой первый инструмент – им стала ритм-машина Donca Matic DA-20. В сравнении с современными потомками, она была просто гигантской. Огромный ящик с управлением на верхнем торце, и со встроенным ламповым усилителем и большим динамиком. Более того, это был электромеханический прибор, то есть он издавал звуки не электронного происхождения, а механического. Технология была схожей с Wurlitzer – механический вращающиийся диск, вращаясь, специальными контактными пластинками запускал определенные перкуссионные звуки, генерация которых осуществлялась при помощи вакуумных ламп. Кстати, свое название «донка» получила благодаря артикуляционной схожести этого словечка со звуками, которые она издавала.

Тремя годами позже, в 1966, Keio выпускает уже Donca Matic DE-20 – уже на основе электроники, твердотельных накопителей. Правда, эта штука была не сильно меньших размеров.

В 1967 году Като поступило предложение от Фумио Миеды заняться разработкой клавишного инструмента. В скором времени на суд общественности был представлен программируемый электроорган. К этому времени фирма Keio получает новое название – KORG, созвучное со словом «орган».

С производством органов у Korg связана первая волна успеха. Пока еще скромная молодая фирма начинает создавать конкуренцию более серьезным компаниям, в числе которых на тот момент уже плотно закрепилась Yamaha. Однако, Като решает сделать ход конем и прорваться на новый рынок, пока еще недоступный японским компаниям – рынок синтезаторов.

В 1973 появляется первый синтезатор Korg MiniKORG. Это был небольшой, как следует из названия, инструмент. Идеологически, это был японский ответ Moog Minimoog – портативный аналоговый монофонический синтезатор, который клавишник мог таскать с собой на репетиции и возить на гастроли. Спустя некоторое время, Korg снова удивляет музыкантов, выпуская Korg MaxiKorg 800DV (1975), один из первых в мире дуофонических синтезаторов. Лично я, как обладатель этой модели, могу сказать, что это один из самых красивых инструментов. Причем как в плане звука, так и внешне. Также, в 1976 году была выпущена еще одна похожая модель, Korg 770 (на фото).

В 1977 появляется корговская линейка синтезаторов серии PS. Это были большие синтезаторы-полумодуляры (полу – потому что модули неразборно скреплены в едином корпусе), которые скорее были схожи с Arp 2600. Всего было выпущено три прибора в этой серии – Korg PS-3100, PS-3200 (на фото) и PS-3300. В соответствии с численным обозначением изменялась и степень навороченности инструмента. Самым мощным из них был 3300, который до сих пор многими считается одним из лучших в мире полифонических синтезаторов, наравне с Yamaha CS80. PS-3300 предлагал невиданную на тот момент времени полифонию в 48 голосов, которым могла позавидовать и легендарная Ямаха.

Этой линейкой Корг окончательно закрепился в сознании музыкантов как одна из фирм-законодателей в области синтезаторостроения. Огромные возможности модуляции и маршрутизации сигналов с помощью патч-кордов, уникальная полифония, отменное качество звука – ставили эти инструменты в один ряд с лучшими модульными системами того времени. Сейчас эти инструменты – сверхраритетны, и на иностранных аукционах за них идут ожесточенные торги, взвинчивающие цены до запредельных высот. Конечно, во многом виной тому коллекционеры, отбирающие у музыкантов синтезаторы ради пополнения своих коллекций.

Помимо дорогих и довольно больших инструментов PS, Корг выпускает еще одну легендарную серию синтезаторов. Конечно, это была всеми любимая (и мной, в частности, особенно) – линейка MS (1978). В эту линейку вошли не только синтезаторы. Она была представлена сразу пятью приборами, объединенными внешним видом и некоторыми элементами звуковой архитектуры и конструкции. Это были два монофонических синтезатора Korg MS20 и MS10 (упрощенная модель своего старшего брата 20-ки), экспандер MS50 (бесклавиатурная «надстройка» к MS20, которую, впрочем, можно использовать и как самостоятельный прибор), а также аналоговый секвенсор SQ10 и вокодер VC10.

MS20 и на сегодняшний день имеет поистине культовый статус. Неимоверно мощное и агрессивное звучание, которое можно получить из этого инструмента, удивительным образом сочетается с мягкостью и теплотой двух фильтров. Сами эти фильтры оказались настолько удачными, что многие производители модульных систем стали пытаться клонировать эти фильтры, в частности – Doepfer, MOTM, Analogue Solutions и другие. Сам MS20 был не просто синтезатором, а полумодуляром, то есть, как и более дорогие PS-синтезаторы, он позволял осуществлять маршрутизацию сигнала с помощью патч-кордов, что существенно расширяло его возможности.

В 80-е годы компания несколько переориентировалась на выпуск электронных пианино. Однако, и про синтезаторы Korg не забывал.

В 1980-м появляется на свет очень интересный инструмент Korg Trident (в 1982 была выпущена его вторая версия, Trident MkII). Его уникальной особенностью было сочетание в себе трех секций – синтезаторной, струнной (strings) и духовой (brass). Естественно, струнная и духовая секция были также созданы средствами аналогового синтеза, но благодаря комбинации всех трех секций появилась возможность получать богатые и интересные созвучия.

В 1981 выходят сразу два великолепных инструмента. Korg MonoPoly и Korg PolySix. Схожие по дизайну, они были несколько разными идеологически. MonoPoly представлял собой четыре независимых монофонических синтезатора, управляемых с одной панели, тогда как PolySix был полноценным шестиголосым полифоником.

Именно PolySix вошел в историю как один из самых лучших аналоговых инструментов в мире. Его звучание сложно перепутать с чем-либо еще. Все благодаря чипам SSM (которыми оснащались гораздо более дорогие инструменты), уникальным фильтрам, а также (что немаловажно) способности сохранять звуки в память инструмента, и даже затем перекидывать их на внешний носитель (кассету) через специальный интерфейс.

Полисикс может звучать мягко, может резко. Он умеет делать глубокие и красивые басы, но и мягкие пэды ему тоже по зубам. Он прекрасно читается в любом миксе. Пресеты с названиями, схожими с «полисикс», уже давно включаются практически в любую рабочую станцию и в любой концертный синтезатор.

К сожалению, дни аналоговых синтезаторов на момент выхода PS-6 (так иначе назывался Полисикс) уже были сочтены, в скором времени музыканты оказались во власти цифровой эпохи. Тем не менее, до сих пор PolySix является объектом вожделения многих электронщиков, да и не только.

Но настоящий прорыв для Корг был еще впереди. В 1988 году, когда уже отгремела ямаховская «семерка», выходит легенда всех времен и народов, Korg M1. 16-голосная полифония, отличный звук, разноплановые тембры (от синтетических до акустических), сочетание семплированного звука с цифровым синтезом, удобная клавиатура, навороченные возможности музыкальной рабочей станции, позволявшей создавать готовые аранжировки прямо внутри одного инструмента – все это обеспечило невероятный успех M1.

Инструмент был продан в количестве 250 тысяч экземпляров, и остался в истории как самый продаваемый синтезатор всех времен и народов. Даже Yamaha DX7 со своими 160 тысячами осталась позади. Но, между тем, успех Корга в выпуске M1 был неразрывно связан с Yamaha. Дело в том, что на момент появления модели 40 процентов компании Korg принадлежало… Yamaha. Вот такой вот поворот. Сделка была заключена еще в 1987 году, Ямаха тогда была на пике после нескольких лет продаж DX7 в различных модификациях. Цутому Като выкупил обратно долю Ямахи в своей фирме лишь в 1993 году.

Тем не менее, с появлением M1 Корг выбился в лидеры среди производителей синтезаторов. Остальные вынуждены дышать в спину, изыскивая ресурсы для покорения новой высоты, заданной Като и его фирмой.

В 90-е Корг продолжает выпуск рабочих станций. На это теперь было переориентировано все производство. Появляются серии 01/W (1991), затем X (1993), Trinity (1995), Triton (1999). И всему этому толчком был тот самый M1.

Кстати, интересная история была связана с названием инструментов серии 01/W. Первоначально ее хотели назвать M10, как продолжение M1. Но, один из разработчиков, увидев рабочее название, по ошибке прочел его вверх ногами – 01W. Случайность переросла в идею, и так понравилась всем остальным, что было принято решение сменить рабочее название. В результате оно таким и осталось.

Как бы то ни было, Корг наращивал потенциал своих рабочих станций. Постепенно уходя непосредственно от технологий синтеза. Каждая новая их станция получала новое название типа синтеза, но сущность была неизменной – все больший упор на семплированные звуки. По отзывам самих музыкантов, каждая следующая модель звучала хуже предыдущих. Производитель пытается впихнуть в ограниченную память инструмента как можно больше семплов. Сами семплы становятся все более увесистыми. Чтобы сэкономить на возрастающих потребностях в объемах памяти, применяется компрессия семплов. В результате, при воспроизведении семплов синтезатор вынужден очень быстро осуществить их декомпрессию. И, даже несмотря на то, что исходно эти семплы были очень высокого качества, на выходе декомпрессия приводит к существенному ухудшению звука.

Такая гонка за экстенсивным улучшением своих синтезаторов привела к тому, что одно время Korg полностью забросил разработки в области синтеза. Уже спустя годы компания снова вернулась к истокам, уже в виде инструментов аналогового моделирования, и выпустила серию MS2000. К сожалению, от классики в этом инструменте осталась только буквенное обозначение. А по звуку он уже не дотягивал ни до собственных стандартов 70-80-х годов, ни до новых стандартов, заданных современными производителями синтезаторов аналогового моделирования Clavia и Access. Хватаясь за соломинку, Korg эксплуатирует свою историю, выпуская программные пародии на свои легендарные синтезаторы прошлого. Правда, их качество сильно не дотягивает до уровня своих прародителей.

Поэтому и отношение к Korg сегодня двойственное. С одной стороны – великое прошлое, с другой – невыразительное настоящее. Но нельзя ни в коем случае отметать все, что было сделано этой фирмой. Помимо уже перечисленного, Korg создал очень много интересных и отлично звучащих инструментов – атмосферный Korg Wavestation, великолепный легкий концертный синтезатор Korg X5D, гибридный DW-8000, на основе физического моделирования Z1, ФМ-синтезатор DS-8, не говоря уже о различных процессорах обработки звука, семплерах, драм-машинах.

В 2010 году Korg неожиданно выпускает настоящий аналоговый инструмент – Monotron. Недорогой и компактный, он вызывает всплеск интереса к фирме со стороны серьезных музыкантов. Кто знает, возможно – это символ возврата к былой славе Корга, хотя загадывать тут сложно.

К сожалению, в 2011 году скончался основатель и бессменный лидер компании Цутому Като. Он всегда стремился соответствовать требованиям современности, и во многом подавал пример другим производителям. Но на сегодняшний день Корг продолжает выпускать все более навороченные и дорогие рабочие станции. Все те же большие дисплеи, куча зачастую ненужных функций, огромные возможности, но все меньше внимания главной составляющей – звуку.

Лично мне хотелось бы верить, что однажды Korg (а может и кто-то еще) совершит очередной прорыв в индустрии синтезаторов. Возможно, это, наконец, будет сделано не ради увеличения числа продаж, а ради того, чтобы в истории отпечатался еще хотя бы один действительно прекрасный инструмент, по значимости сопоставимый с MS20 или PolySix.

Roland

На мой взгляд, самый плодовитый синтезаторный бренд. Не по количеству наклепанных инструментов (хотя вообще и по этому критерию тоже), а по своеобразному «коэффициенту полезного действия» – соотношению интересных и качественных приборов в общей массе произведенного.

Основатель Roland, Икутаро Какэхаси (Ikutaro Kakehashi), до этого руководил другой компанией по производству органов и ритм-машин для них, Ace Tone, которая была создана в 1960-м году. Позднее она превратилась в японское отделение Hammond. В 1972 году Какэхаси покинул ее, чтобы создать в Роланд. Так что, формально это самая молодая корпорация из Большой Японской троицы.

С рождением названия Roland связана одна история. По информации из некоторых источников, Какэхаси, еще будучи руководителем Ace Tone,начал задумываться о том, что это название на международном уровне имеет не совсем правильное значение, и не ассоциируется с чем-то музыкальным (acetone – по-английски «ацетон»). На тот момент уже существовали фирмы Yamaha и Korg, и две яркие, по его мнению, заглавные буквы уже были заняты этими брэндами. Другие буквы – были заняты мировыми производителями музыкальных инструментов (О – Oberheim, М – Moog, S – SCI, L – Linn, A – Arp, и так далее). Так что, Какэхаси решил придумать яркое и запоминающееся название, используя какую-нибудь букву, которая до тех пор не ассоциировалась ни с какой фирмой. Выбор пал на литеру R, и родилось название Roland. Кстати, в японском языке нет звука «л», так что по-японски это название произносится как «рорандо». Казалось бы, незначительный факт, но если вдуматься – уже на этапе задумки перед компанией ставились планы глобального характера. И, как показало время, эти амбициозные планы были выполнены сполна.

Уже в первое десятилетие своего существования, Roland уверенно заявляет о себе как о производителе совершенно разного профессионального музыкального оборудования.

Началось все с драм-машин TR-77, TR-55, TR-33 – в качестве наследства от Ace Tone (1972 год). Уже в 1973 появляется первый монофонический синтезатор Roland SH-1000 (параллельно с корговским Миникоргом). Дальше – практически каждый год был ознаменован чем-то новеньким.

Приборы пространственной обработки звука – Roland Space Echo RE-201 (1974) – эта модель до сих пор считается эталоном в своем роде. Первое в мире электропиано с чувствительностью к силе нажатия – Roland EP-30 (тот же 1974).

Модульные системы Roland System-100 (1975) и гигантская System-700 (1976), занявшая почетное место в списке лучших модуляров мира, и получившая свое продолжение через несколько лет в более демократичной и компактной версии System-100M (1981) (на фото).

Комбо-усилитель Roland GC-120 Jazz Chorus (1975) – прибор, который изначально создавался как гитарный, но который полюбили клавишники всего мира в сочетании с электромеханическими пианино Rhodes Piano.

Великолепный гитарный синтезатор Roland GR-300 (1977), который до сих пор высоко ценят гитаристы, экспериментирующие со звуком, цифровой секвенсор Roland MC-8 (1977), программируемые драм-машины Roland CR-78 (1978) и CR-8000 (1980) (на фото).

Один из лучших клонов Hammond B3 – Roland VK-1 (1980).

И все вышеперечисленное – в неполное десятилетие. Внушительный разброс, согласитесь. Практически весь спектр приборов, необходимый целому музыкальному коллективу или любой студии звукозаписи.

Но это было только начало! Начиная с 1980 года Roland совершает революцию за революцией, производя инструменты, которые до сих пор последователи и завистники тщетно бьются не только превзойти, но даже и аутентично клонировать. Каждый инструмент становится вершиной звуковой эстетики. Их используют в своих записях и на концертах звезды мировой величины, разнося славу компании Roland по всей планете.

В 1980 году свет увидела драм-машина, которой была уготована судьба стать культовой на все времена. Roland TR-808. Роланд доказывает всем, что звук аналоговой бочки может не только пытаться приблизиться по звучанию к настоящему акустическому большому барабану. Он может диктовать совершенно новые музыкальные форматы. С этого времени драм-машина становится самостоятельным, равноправным участником музыкальных процессов. Уникальная мягкая, но одновременно глубокая и массивная бас-бочка (kick) и сегодня остается наиболее желанной основой ритма для многих музыкальных стилей, в частности – хип-хоп, электро, техно и R’n’B . Однако, этими жанрами не ограничивается сфера применения 808-й машинки. Часто ее звук (оригинал или семплированный) используется и в других электронных жанрах, а также в танцевальной музыке.

Не дав миру толком опомниться от одной великолепной драм-машины, в 1983 компания выпускает еще один шедевр – Roland TR-909. В чем-то похожий на предшественника, этот прибор обладал также рядом определенных достоинств. В частности, к этому времени уже появился MIDI-протокол, и инструменты стали оснащаться миди-интерфейсом. 909-й был одним из первых. У 808-го этого интерфейса еще не было, но для ценителей классики сегодня это не является преградой. Во-первых, 808-й, тем не менее, обладает интерфейсом DIN Sync для интеграции с другими устройствами, а во-вторых, сегодня на рынке есть миди-ретрофиты, благодаря которым инструмент можно интегрировать в современный миди-сетап.

Отличительной чертой 909-го также было наличие семплированных звуков. Для большей реалистичности в звучании «железа» такие звуки как хет и тарелки воспроизводились посредством семплов. При этом, основное «мясо» – бочка, малый, томы, клэп – генерировались силами аналогового синтеза, как и в 808-м.

Цифровое происхождение «железа» в 909-м, тем не менее, не лишило его обилия поклонников среди электронщиков. К примеру, открытый хай-хет TR-909 и сегодня уважают транс-продюсеры. А клэп 909-го многие электронщики признают лучшим среди всех драм-машин.

По звуку 909-й отличается от 808-го более собранным звучанием кик-драма, и благодаря этому инструмент гораздо шире реализовал себя в танцевальной музыке. Огромное количество танцевалки и электроники в 80-е и 90-е годы было создано с использованием именно этой машины. От этого, конечно, к репутации инструмента некоторым образом прилип термин «заезженности», но, учитывая стоимость этих приборов на сегодняшний день и нежеланием владельцев расставаться с ними, эта заезженность довольно условная.

Скорее, заезженными стали семплы этих инструментов в библиотеках для разных семплеров. И пресеты, имитирующие их звучание, в других, более современных драм-машинах. Правда, надо сказать откровенно, довольно сложно создать «семпл 909-го» на все случаи жизни. Он, как и 808-й, хоть и имеет существенные ограничения в рулежке звука, тем не менее – требует подстройки питча и длительности звуков (decay) в процессе работы над миксом. И чаще всего это довольно тонкая работа, осуществление которой силами семплеров лишает звучание того самого шарма. Так что, наличие семплов 808/909 и обладание оригиналами – это большая разница.

Кстати говоря, помимо уникального и неповторимого звука, эти приборы обладают и другими качествами – собственный очень музыкальный тайминг. Встроенный в них секвенсор позволяет получить раскаченный грув, и даже простые барабанно-перкуссионные партии с ограниченным набором звуков начинают дышать и эмоционально заряжать. Так что, даже если насемплировать их в сотнях различных настроек, достойно заменить классические инструменты не удастся.

Этими двумя драм-машинами Роланда далеко не ограничился. Также существуют более поздние цифровые машинки Roland TR-505, TR-707, TR-626, TR-727 (последняя со звуками латинской перкуссии), ну и аналоговая Roland TR-606. Все они тоже очень интересны, по-своему уникальны, но до легендарного статуса 808/909 они не дотянули.

Следующим явлением мирового масштаба стали синтезаторы Roland Jupiter-8 (1981) и Jupiter-6 (1983). Оба великолепные полифоники, с развитой архитектурой и возможностями модуляции, очень богатой палитрой и плотным жирным звуком. «Восьмерка» получила более культовый статус, прежде всего благодаря тому, что для генерации сигнала в ней были задействованы разработанные самими роландовцами дискретные схемы, тогда как в «шестерке» применены более распространенные среди синтезаторов топ-класса в то время чипы аналоговых осцилляторов CEM 3340. Соответственно, за уникальность звука многие готовы платить больше, и стоимость Jupiter-8 на аукционах сегодня может достигать 7-10 тысяч долларов, в зависимости от состояния. Это ставит инструмент в один ценовой ряд с упомянутыми ранее Yamaha CS80 и Korg серии PS. При этом, в отличие от JP-6, он, естественно, не обладал интерфейсом миди, а только собственный протокол Роланда DCB, и то только более поздние модели.

С инструментами Jupiter-6 и Jupiter-8 в 80-е годы было связано создание просто огромного количества величайшей музыки в разных жанрах – и поп, и танцевальная электронная, и даже рок.

Стремление Roland к мировому первенству проявлялось и в другом. В частности, модель Roland JX3P (1983) была одним из первых синтезаторов в мире, оборудованных интерфейсом MIDI.

Особого внимания заслуживает задумывавшийся как замена бас-гитаристу инструмент Roland TB-303. Который, кстати, провалился как коммерческий проект ввиду того, что подражание звуку бас-гитары у него получалось… эээ… в общем, вообще не получалось. И только спустя годы, распробовавшие уникальные 18-децибельные фильтры и грувастый секвенсор электронщики, в основном приверженцы techno и acid, открыли охоту на эти миниатюрные машинки. В результате этой охоты сегодня такую штучку дешевле чем за 2500 долларов купить практически нереально.

Охватить в рамках статьи всю продукцию, сделанную Роландом, невозможно. Лично мне достаточно лишь упомянуть, что в числе более чем 40 моих синтезаторов в студии, примерно треть – производства Roland. И это не учитывая приборы обработки, контроллеры и так далее. Причем в этом заслуга не какой-то личной приязни конкретно к этому бренду. Просто роландовцы оказались настолько плодовитыми, что в течение первых трех десятилетий своего существования насытили рынок действительно классными приборами, избежать появления которых в сетапе просто невозможно. Кстати говоря, великолепные гитарные «примочки» фирмы Boss – по сути, тот же Roland, вид сбоку. Boss, Edirol – это ответвления глобального концерна. Достаточно подумать, какое количество гитаристов во всем мире говорит спасибо им за крутейшие овердрайвы, дисторшны, фленджеры и прочие педальки.

Возвращаясь к основной теме, нельзя также не упомянуть такие аналоговые синтезаторы с цифровым контролем как Roland серии Juno (прежде всего модели 6/60/106), серии JX (прежде всего, JX8P и JX10), разноплановую серию MKS, в которую входили и семплер, и синтезаторы, и один из первых в мире ромплеров с зашитыми звуками электропиано (кстати, MKS20 Digital Piano даст фору практически всем современным дорогим рабочим станциям по качеству звучания именно электропиано).

Легендарная серия инструментов с маркировкой JV/JD/XP/XV (в общей сложности в производстве с 1991 по 2002 год) – много лет занимает самые почетные места во всех студиях мира.

Семплеры серии S на момент своего появления задали конкурентам настолько высокий уровень качества и удобства, что даже сегодня такие инструменты как Roland S-760 не теряют актуальности в студийной работе.

Но особо хотелось бы остановиться на уникальном синтезаторе Roland D-50, появление которого хронологически несколько опередило Korg M1, и при этом стало серьезным конкурентом владевшему на тот момент миром Yamaha DX7. И это была не просто конкуренция. Roland D-50 (а также рэковый вариант D-550) был продан в количестве более 200 тысяч экземпляров (напоминаю, M1 – 250 тысяч, а DX7 – 160 тысяч). Так что, значимость этого инструмента сложно переоценить.

В D-50 был реализован совершенно новый и уникальный тип синтеза – линейно-арифметический. Сущность его сводилась к тому, что для полноценной имитации инструментов использовался небольшой фрагмент семпла этого инструмента, содержащий только атаку звука. Все остальное звучание формировалось средствами цифрового синтеза, с применением алгоритмов, схожих с классическим субтрактивным аналоговым. Дело в том, что именно атаку таких звуков как фортепиано, гитара, духовые и так далее – сложнее всего имитировать. Но при этом большие по продолжительности семплы потребовали бы огромного количества дорогой памяти, что сделало бы синтезатор неконкурентоспособным в сравнении с DX7, к примеру. Немного подробнее Вы можете прочесть в специальной статье про линейно-арифметический синтез.

Как всегда, Роланд нашел идеально верное решение. Скомбинировав два подхода внутри одного прибора, создал инструмент стоимостью примерно в 2 тысячи долларов, и совершил очередной прорыв – как технологического, так и экономического характера.

D-50, кстати говоря, в отличие от M1 и DX7, оказался способным и сохранить свою ценность и в сегодняшнем мире. Правда, не совсем в тех проявлениях, ради которых он создавался. Благодаря уникальному внутреннему строю, игра на этом инструменте оказывается очень аутентичной в рамках восточных музыкальных жанров, прежде всего – в армянской музыке. Поэтому огромное количество любителей Roland D-50 – среди армянских музыкантов. Так что, если M1 сегодня продают за 200-300 долларов, DX7 – за 400-500, то D-50 в хорошем состоянии на вторичном рынке вполне может стоить до тысячи долларов. И, в отличие от других производителей, Roland часто снабжал свои приборы специальными программаторами для доступа к параметрам звука в режиме реального времени, и D-50 был не исключением (его родной программатор – PG-1000).

Сегодня Roland, как и остальные два участника «большой тройки» из Японии, в основном занимается не инвестициями в новые музыкальные разработки, а конкурентной борьбой за рынки сбыта и максимизации прибыли при минимуме издержек. Производство дорогих и навороченных рабочих станций – тренд десятилетия, и, как и в случае с Korg, чем больше в одну станцию пытается впихнуть функций производитель, тем больше он вынужден в результате экономить на элементарных составляющих своих детищ.

Большинство моделей Roland (а может даже и все) сегодня производятся в Китае. Качество инструментов от года к году заметно ухудшается. Если на рубеже тысячелетий все-таки еще появлялись хорошие приборы, то спустя десяток лет все скатилось в обычную рутину. Дешевле комплектующие, ниже качество, больше вложений в рекламу и внешнюю мишуру, и, как результат – насыщение рынка некачественным товаром, радоваться которому могут разве что неопытные любители. И то – до тех пор, пока впервые не столкнутся с реально хорошими синтезаторами предыдущих лет.

По странной иронии судьбы, именно 2001 год связан с уходом от дел бессменного руководителя и идеолога корпорации Roland Икутаро Какэхаси, который, кстати, за неоценимый вклад в развитие и популяризацию электронных инструментов десятилетием раньше был удостоен звания Почетного Доктора наук. После его ухода компания не произвела ни одного прибора, в котором бы существовали хотя бы намеки на что-то радикально новое. Единственное, чем Roland отметился за последние десять лет, так это довольно бессовестная эксплуатация прошлых заслуг ради получения прибыли.

Так, в 2005-м было начато производство дешевых, почти игрушечных, синтезаторов Roland Juno D, а затем эта серия пополнилась еще рядом моделей со схожими названиями. Ничем, кроме имени, эти инструменты не были связаны с великолепными Джунами из роландовского прошлого.

2006 год был ознаменован появлением синтезатора аналогового моделирования Roland SH-201, название которого явно намекает на серию прекрасных инструментов тридцатилетней давности – SH-101, SH-1/2/5/7/09.

В 2011 году в результате очередной маркетинговой реинкарнации миру был представлен Jupiter-80, а в 2012 году – его урезанное продолжение, Jupiter-50. Как и в случае с предыдущими инструментами, «новички», будучи обычными рабочими станциями, не имеют ничего общего с Юпитерами 80-х годов. Даже несмотря на то, что производитель попытался максимально приблизить их внешний вид к оригиналу.

Ну что ж, за всю историю Роланд наделал много инструментов. Еще вовсю можно наживаться на названиях с использованием маркировки TR, TB, RS, SDD, MKS и так далее.

Как Вы уже поняли, делать выводы о фирме по современным приборам – не стоит. Это действительно замечательный, очень достойный и хороший бренд. Просто надо уметь видеть разницу между инструментами, рожденными изобретателями, и инструментами, созданными бизнесменами ради наживы.

Что лучше?

В 80-е годы Япония дала музыкантам настоящие инструменты. И это не какая-то там жалостливая ностальгическая проповедь, это реальность. Yamaha, Korg и Roland дали понять всему миру, что они не просто достойные конкуренты, мнение которых можно учитывать. Они равноправные участники процесса раздела мира, хоть и не в воинственном понимании. И, вне зависимости от чьего-либо желания, с их авторитетом придется считаться всем.

Три небольших цифровых инструмента, Yamaha DX7, Roland D-50 и Korg M1 – поставили на колени весь мир производителей синтезаторов. Один за другим, лопаются сильнейшие бренды Америки, и все из-за прорыва, который осуществила могучая «японская троица».

В 1981 году исчезает с лица земли один из величайших производителей синтезаторов, американская компания Arp.

В 1985 банкротится Oberheim.

В 1986 Роджер Линн закрывает свою компанию Linn Electronics и уходит работать в японскую компанию Akai, в рамках которой создает несколько замечательных приборов.

В 1986 Роберт Мог, некогда подаривший нам первый коммерческий синтезатор Minimoog, объявляет о банкротстве компании Moog.

В 1987 году не выдержавший конкуренции Дейв Смит продает компании Ямаха свое детище Sequential Cirquits, создавшую, в числе прочего, великий Prophet-5.

В 1990 году изобретатель Рэй Курцвейл, изобретатель одного из первых семплеров в мире, Kurzweil 250, продает свою компанию корейцам Young Chang.

На этом, конечно, история американских синтезаторов не закончилась, но как Великая синтезаторная держава США перестали существовать, уступив все лавры японцам. Сегодня в Америке существует немалое количество фирм, производящих качественные и дорогие инструменты бутикового класса. Таких как Studio Electronics, Buchla и так далее. В отличие от современных японских разноцветных рабочих станций с огромными цветастыми дисплеями, из рук американских производителей выходят очень приличные синтезаторы.

На склоне лет, незадолго до своей кончины, Роберт Мог возродил компанию Moog и выпустил ряд хороших инструментов. И хотя они все же уступают по качеству его же старым детищам, тем не менее – это достойные внимания приборы.

Tom Oberheim также не так давно реинкарнировал свою фирму, добавив в название к своей фамилии еще и имя.

Также вернулись к производству Roger Linn и Dave Smith, каждый в своей ипостаси – первый с новыми моделями своих старых драм-машин, второй – с возрождением линии синтезаторов Prophet и некоторыми другими новыми моделями на старую тематику. В основном, кстати, аналоговыми.

Итак, что же лучше, Korg, Roland или Yamaha? Ответ – все они – просто прекрасны. Прекрасны как часть истории синтезаторов, как компании, подарившие музыкантам десятки, или даже сотни удивительных инструментов. Если Вы увлечены электроникой, синтезаторами – не нужно отдавать свои предпочтения только одному бренду. Оглянитесь вокруг! Причем не только на японцев! Столько недорогих и качественных инструментов продается в объявлениях, на форумах, на аукционах! Расширяйте свой сетап, получайте новые возможности, создавайте музыку на этих великолепных инструментах.

И не забывайте подписываться на этот блог, чтобы первыми узнавать о появлении новых статей. Как и раньше, всех приглашаю дружить в ЖЖ и вступать в синтезаторную группу ВКонтакте.

Легкого Вам выбора и интересного творчества!

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: