//
запись...

Все статьи

Джиттер и цифровые соединения


Если маршрутизация сигналов в студии производится не аналоговым, а цифровым способом, то все приборы системы должны быть синхронизированы, чтобы при воспроизведении и записи информация перемещалась между ними без искажений.

При передаче сигнала по цифровому интерфейсу – например, из системы записи в ревербератор – стартовые точки каждого семпла в хосте и в ревербераторе должны совпадать, а скорость «пролистывания» семплов должна быть идентичной. Только в этом случае не возникнет их случайного «раздробления». Чтобы лучше понять, о каких семплах идет речь, прочитайте статью про Частоту дискретизации.

Клок и синхронизация

Стабильность передачи информации в системе обеспечивает хороший клок (от англ. Clock — «часы»). Клок отсчитывает время, задает темп движению семплов. Каждый цифровой прибор оснащен генератором клока. Чем он качественнее, тем лучше звук. От клока напрямую зависит качество работы АЦП и ЦАПов.

Если собственный клок у устройства оставляет желать лучшего, для улучшения качества его работы ему можно раздать клок от других инструментов. Кроме того – если комплекс приборов работает в единой цифровой связке, они должны быть «запитаны» от одного клока, то есть синхронизированы.

Большинство приборов могут работать как от внутреннего, так и от внешнего клока. Инструмент с самым стабильным клоком обычно выбирается как ведущий (Master). От него синхронизируются остальные устройства, которые становятся управляемыми (Slave). Чем стабильнее мастер-генератор, тем лучше. Клок в цифровой среде так важен, что многие производители выпускают отдельные генераторы клока.

От Master к Slave клок передается по интерфейсу Word Clock специальными кабелями с разъемами BNC. Выход Word Clock Out мастера соединяется с входом Word Clock In ведомого устройства. Кабели должны быть качественными и максимально короткими, чтобы избежать потерь. Желательное соединение — «звезда», то есть напрямую от мастера к каждому слейву. Впрочем, в некоторых случаях последовательное подключение может оказаться неизбежным.

Существует также алгоритм Super Clock, разработанный создателями системы ProTools — фирмой Digidesign. Суперклок синхронизирует цифровые потоки с более высокой частотой (в 256 раз больше), благодаря чему стабильность повышается. Соединение по Super Clock идентично Word Clock.

Джиттер

Невозможность синхронизировать прибор с другими устройствами негативно сказывается на качестве звука. Явление, возникающее в результате рассинхронизации потоков цифрового аудио, называется джиттером. Джиттер (от англ. Jitter — «дрожание») приводит к искажениям и щелчкам, а также к потере качества звучания. Он также может возникнуть в результате нестабильности генератора клока, конвертации цифровых форматов, применения некачественной цифровой коммутации и т.д.

Джиттер аудио

Частота дискретизации в процессе работы АЦП задается его кварцевым генератором. Чем выше качество генератора, тем лучше звучание преобразователя. Но если классный конвертор подключить в режиме Slave к устройству с нестабильным клоком, можно получить низкое качество звука.

На картинке вы можете увидеть схематичное изображение того, как джиттер влияет на звук. Нижний график показывает стабильный клок (вертикальные линии находятся друг от друга на одинаковом расстоянии, равном одному семплу). На верхнем графике — джиттер (вертикальные линии как бы разъезжаются). А посередине наглядно демонстрируется результат плохой синхронизации — вертикальные линии не совпадают.

Джиттер может выражаться в уменьшении детализации звучания тембров, потере разборчивости («мыльности»), ухудшении стереобазы и прозрачности микса. Чтобы избежать джиттера – по возможности используйте аналоговые соединения. Ну а ниже приводится ряд рекомендаций, которые позволят его минимизировать при работе с цифровой коммутацией:

  • Выберите прибор с самым стабильным клоком в качестве Master. Для этого, вероятно, придется пройтись по профессиональным форумам.
  • Если самый стабильный клок все же недостаточно хорош, купите внешний генератор клока.
  • Соедините все цифровые приборы через Word Clock «звездой», соблюдая направление от мастера к слейву.
  • Используйте качественные кабели и разъемы.
  • Минимизируйте длину кабелей.
  • Минимизируйте конвертацию цифровых потоков (например, S/PDIF–ADAT).
  • Следите за тем, чтобы все приборы работали на одной частоте дискретизации.
  • Если прибор все же дает джиттер, рассмотрите возможность его использования по аналогу.
  • Сохраняйте неизменной частоту дискретизации проекта от начала до конца.

Кстати, меня многие спрашивали, веду ли я Инстаграм. Ну — теперь веду. Заходите, подписывайтесь, задавайте вопросы: Инстаграм: MusicMaker.Pro. Также спрашивать можно здесь в комментариях или в группе ВКонтакте. Чтобы не пропустить новые статьи — подписывайтесь на обновления блога. Кроме того, обратите внимание на мою книгу «Академия Мюзикмейкера», которая охватывает полный спектр вопросов о музыкальном производстве. Ее можно приобрести в книжных магазинах (адреса указаны на сайте).


© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: