//
запись...

Все статьи

Домашняя студия звукозаписи


Не так давно я озадачился вопросом формирования сетапа для домашней студии звукозаписи. Ведь, несмотря на то, что в моем распоряжении профессиональная студия звукозаписи, очень удобно иметь некий рабочий минимум прямо дома. Потому что появившаяся идея не будет ждать, пока ты доберешься до студии (даже если это всего 10 минут на велосипеде, как в моем случае), включишь оборудование, скоммутируешь его под новый проект и так далее. Кроме того, все-таки коммерческая студия есть коммерческая студия, и если есть возможность сократить расходы заказчика, выполняя часть работы дома – почему бы нет?

Естественно, возникают некоторые ограничения.

Во-первых, качество работ, которые выполняются дома, ни в коем случае не должно быть ниже студийных требований. Конечно, в домашних условиях, в неподготовленном или условно подготовленном помещении нельзя сделать нормальное сведение или хорошо записать голос или гитарные риффы.

Во-вторых, не всегда хочется тратиться на дорогостоящее оборудование, если проще все-таки сделать работу, для которой оно требуется, непосредственно в студии. Конечно же, в первую очередь речь идет о контроле – колонках и усилителе. Для дома можно взять либо недорогие активные колонки, либо вообще работать в хороших наушниках.

Так что фронт работ домашней студии не слишком широкий, однако это не означает бессмысленности затеи. В чем же преимущества?

Первое преимущество – можно делать наброски аранжировки и формировать примерное звучание будущей композиции. Для этого не требуется чрезмерно дорогого контроля, но нужен набор синтезаторов, миди-секвенсор и система записи с оцифровщиком, если какие-то звуки мы решим оставить для окончательной версии.

Второе преимущество – домашняя студия это прекрасная возможность монтировать аудиофайлы, предварительно записанные в большой студии. Ведь редакция и монтаж голосов некоторых вокалистов часто занимает даже больше времени, чем непосредственная их запись! В этом случае мы должны быть уверены, что мы не испортим звук некачественной рабочей средой, то есть важна преемственность систем записи дома и в студии.

Третье преимущество – домашняя студия всегда под рукой, любая идея может быть зафиксирована в течение считанных минут. Чтобы обеспечить такую возможность, нам потребуется продуманная и четкая конфигурация, позволяющая избежать возни с проводами, переключениями, ползанья на корточках под столом и так далее. Согласитесь, подобная суета знакома каждому, и именно она часто отбивает желание лишний раз что-то делать, а это печально.

Итак, необходимо реализовать три пункта – собрать минимальный объем оборудования, обеспечить высокий качественный уровень и создать максимально удобные условия для быстрой работы.

Система записи и компьютер

Начнем, конечно, с системы записи. Сегодня самыми распространенными системами записи среди домашних музыкантов являются продукты фирм Steinberg (Cubase и Nuendo) и Apple (Logic). Достоинства и недостатки этих продуктов обсуждались и обсуждаются ежедневно тысячами музыкантов на десятках форумов по всему миру.

Но не будем забывать, что речь идет не об абстрактной домашней студии, а о студии, которую я сам формирую для себя. Поэтому я буду описывать решения, актуальные для меня лично, приводя разумную аргументацию в их пользу. Все эти решения являются следствием глубокого изучения вопроса как в теории, так и на практике в ходе студийных работ.

Убедившись на личном опыте в низком качественном уровне ресурсозависимых систем, какими являются Cubase, Nuendo и нативный Logic, я выбрал для дома старый добрый ProTools, который теперь уже на вторичном рынке стоит неприлично дешево.

Перед тем как продолжить, мне хотелось бы развеять некоторые мифы относительно системы ProTools, которыми некоторые закоренелые дилетанты запугивают начинающих музыкантов. Об этом я недавно писал в статье Мифы о ProTools, с которой очень рекомендую Вам ознакомиться.

Итак, ProTools для домашней студии: какие могут быть шероховатости у этого выбора?

Первое – нужно смириться с необходимостью отдельного компьютера под эту систему. Ведь если в Ваши планы не входит трата средств, сопоставимых со стоимостью хорошего автомобиля, Вам придется брать более старую версию протулзовского железа, а именно ProTools Mix TDM. Разницы в качестве звука с современными дорогими аналогами ProTools нет (по крайней мере старая система точно не хуже). Есть ограничения по количеству одновременно звучащих голосов, но эти ограничения некритичны – ведь 64 дорожек вполне достаточно для нормальной работы практически в любом жанре. Тем более, Ваша аранжировка вряд ли будет одновременно играть 64 звука, а разные звуки можно комбинировать на общих дорожках. Современные системы протулз тянут большее количество дорог, так что Вы можете сопоставить цену с ограничениями. Лично в моем случае эти ограничения не имеют никакого значения.

Да, хотелось бы еще предостеречь Вас от ложных выводов в духе «а вот у Cubase таких ограничений нет». Такой тезис не совсем верен. Ресурсы Cubase и других аналогичных программ ограничены ресурсами Вашего компьютера. Соответственно, компьютерная мощность равномерно распределяется на все воспроизводимые программой дорожки. Если дорожек 2-3 – кубейс летает. Если их 20-30 – он их воспроизводит нормально, по крайней мере пытается. Если их 70-80 – он начинает скрипеть и пыхтеть, но не отказывается от выполнения поставленных задач. Ну а когда их 200 – Вы можете ожидать чего угодно. От щелчков, затыканий и рассинхрона – и до «синего экрана смерти». На какой именно очередной добавленной дорожке у Cubase начнутся проблемы с воспроизведением – отследить очень сложно. Мыло в звуке будет нарастать постепенно, а уши будут к нему адаптироваться. В этом разрезе гораздо честнее выглядят жесткие лимиты ProTools – «господа, я могу играть без проблем 64 дороги, но не пытайтесь мне впаять 65-ю». Но зато обещанное система выполнит без сучка и задоринки. Ну и плюс ко всему, любые ограничения отлично дисциплинируют.

Итак, вслед за системой ProTools в необходимой конфигурации (об этом также подробнее в указанной статье) мы приобретаем компьютер. Радость хотя бы в том, что такой компьютер стоит очень дешево. Для работы с железом протулзом требуется компьютер с разъемами PCI, соответственно никаких Windows 7 или MacOSX Snow Leopard на них не поставишь. Но те операционки, под которыми он будет работать, не такие уж старые – Windows XP или MacOSX Panther. Особые гурманы предпочитают работать на более старой MacOS Classic, но до этого нужно еще дозреть, при этом MacOSX также прекрасно справляется с задачами, ну и визуально выглядит современно.

Таким образом, из Mac нас интересует либо Macintosh G4, либо ранние модификации Macintosh G5, которые еще были оборудованы разъемами PCI. Второй вариант компьютера более современный, и, соответственно, дороже. Если Вы не отметаете идею о возможности перехода в дальнейшем на старую MacOS – Вам нужно будет подойти более щепетильно к покупке Macintosh. Тут Вам надо будет искать G4 с возможностью установки OS Classic. Обычно эта информация находится по названию модели Макинтоша в интернете. Для работы под Windows XP берем компьютеры эпохи Pentium4. На любой из этих древних «гаджетов» Вы не потратите более 150 долларов, кроме G5 – он чуть подороже.

Для себя я выбрал ProTools в составе Mix Core, конвертор Digidesign 882, один интерфейсный кабель. И компьютер Macintosh G5 PCI.

Следующие шаги, которые нам предстоит сделать по пути к формированию полноценной домашней студии, это:

  • синтезаторы;
  • миди-интерфейс;
  • коммутация.

Синтезаторы

О том, как грамотно подобрать недорогой сетап качественных синтезаторов, я написал уже немало. Предлагаю Вам ознакомиться с более ранними материалами по этим вопросам:

Так что здесь я лишь приведу список инструментов, которые я выбрал для своей домашней студии:

  • Kurzweil K2000R – семплер, основной универсальный источник любых звуков;
  • Roland S-760 – семплер, еще один универсальный прибор;
  • Alesis QuadraSynth S4 Plus – хороший ромплер с качественным американским звуком;
  • Korg X5DR – полурэковый ромплер/синтезатор с отличным японским звуком;
  • Roland JV-1010 – еще один хороший японский полурэковый ромплер;
  • Yamaha TX7 – десктопный вариант DX7, классический FM-синтезаторы;
  • Peavey SpectrumBass – американский ромплер с басовыми звуками;
  • Roland R-8 – хорошая универсальная драм-машина.

Как видим, сетап подобран довольно скрупулезно: представлены приборы разных типов (драм-машина, семплеры, синтезаторы, ромплеры, частотная модуляция), разных производителей, и что немаловажно – разных стран производства (все знают, что японские и американские синтезаторы звучат по-разному, при этом одинаково хорошо). Практически все приборы компактные, что позволит сэкономить дома место. Общее количество рэковых юнитов – 8 (если считать полурэковые приборы за 1U), или 7 (если их поставить вместе в одну ячейку). Плюс два настольных прибора. Вопрос мастер-клавиатуры открыт, и для этой цели я могу либо использовать свой концертный Korg TR76, либо понадобится еще MIDI-клавиатура.

Осталось две задачи – грамотно раздать MIDI на все синтезаторы и завести аудио в ProTools.

MIDI-интерфейс

888&Emagic

Чтобы решить первую из них, нам потребуется MIDI-интерфейс. Выбор тут довольно широкий, но нас интересует качественный прибор, который будет ровно играть миди и стабильно работать в нашей системе. Таких вариантов меньше, перечислю их все.

Всего инструментов с MIDI у меня получилось восемь штук, что очень удобно, поскольку большинство миди-интерфейсов имеют 8 портов на выход. Несмотря на то, что на каждый порт можно вешать без существенных потерь в тайминге до 3-4 приборов, соединяя их через MIDI-Thru, все-таки гораздо правильнее будет раздать миди по схеме «один прибор – один порт».

В студии для работы я использую миди-интерфейс OMS Opcode Studio 5, но там другие объемы – на одном этом приборе висит несколько десятков синтезаторов. Он позволяет это сделать, так как имеет аж 15 портов MIDI out. Для дома же можно использовать более простое решение, а именно:

  • Emagic Unitor 8 MkII / Emagic Amt 8
  • OMS Opcode Studio 4

Первые имеют возможность коммутации с компьютером по USB, второй – через более старый Serial Port. У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.

Недостатки Emagic – все-таки USB-протокол менее надежный и точный в сравнении с Serial. Недостатки Studio 4 – он может работать только с MacOS. Кроме того, компьютеры Mac G4 и G5 являются достаточно современными устройствами, в базовую конфигурацию которых уже не включался Serial Port, они снабжены универсальным серийным портом USB. Так что появится необходимость снабжения компьютера этим портом. Благо, в случае с G4 это не проблема, компания GeeThree разработала специальный адаптер Stealth Serial Port, который устанавливается в компьютер вместо модема. Для G5 такой адаптер тоже в теории где-то существует, но достать его практически невозможно.

Преимущество миди-интерфейсов Emagic – в том, что они «включил и работай» – не требуют ничего дополнительного. Преимущества Opcode более серьезные – во-первых, они не USB (а значит будут лучше играть), а во-вторых – даже вместе с стелз-портом они обойдутся дешевле.

Так что, если Вы выбрали Mac G5 или PC – Вам подойдет Emagic Unitor 8 MkII или Amt 8. Если же все-таки Mac G4 – Вам доступен также и более серьезный альтернативный вариант, Stealth Serial Port плюс Opcode.

После того как Вы определились с миди-интерфейсом, осталось купить (или спаять) миди-провода и подвести коммутацию к Вашим синтезаторам. Рекомендую заранее продумать расположение всех инструментов, чтобы не ошибиться с длиной коммутации. Дело в том, что MIDI – последовательный протокол, то есть события передаются по проводам друг за другом. Чем длиннее провод, тем больше вероятность появления проблем при трансляции сигнала. Идеальный вариант – если у Вас интерфейс и все синтезаторы стоят в одной рэковой стойке, и тогда можно все соединить проводами длиной не более 1-1,5 метров. Но и 3-4-метровые провода вполне справятся с задачей. Ограничение здесь есть только одно – не допускать слишком длинных цепей из проводов в случае коммутации через MIDI Thru. Желательно следить, чтобы вся длина цепи не превышала 8 метров. Но я думаю, что Ваша домашняя студия и не рассчитана на такие расстояния.

Коммутация

patchbay

Ну и последний, и, пожалуй, самый важный пункт – это коммутация аудио-сигналов. Здесь придется мыслить индивидуально в каждом случае. Наверняка Ваш набор синтезаторов может сильно отличаться от моего, а это значит, что Вы будете задействовать иное количество аудиоканалов. Здесь могут быть разные варианты.

Если у Вас 1-2 инструмента с общим количеством выходов не более 8 – то можно просто напрямую соединить выходы синтезаторов со входами на конверторе.

Если у Вас количество выходов с синтезаторов от 9 до 16 – удобно будет приобрести еще один интерфейс к ProTools, и также скоммутировать все напрямую. Но тут нужно учитывать, что покупка дополнительного интерфейса влечет за собой не только покупку еще одного интерфейсного кабеля, но и необходимость приобрести Y-кабель, который позволит Вам подключить оба интерфейса к одной карте Mix Core. Если же Вы имеете две карты, Mix Core и Mix Farm, то покупать Y-кабель не нужно, просто подключаете по одному интерфейсу на карту. Y-кабель недешевый, как и интерфейсные кабели. Их редко продают отдельно от интерфейсов, а если и продают то цена обычно не менее 100-120 долларов.

Ну и третий вариант – если у Вас, как у меня, количество выходов с синтезаторов превышает 16. Покупать третий интерфейс и вторую карту – не всегда оправданная роскошь, так что в этом случае гораздо проще и грамотнее базировать конфигурацию студии на основе патчбея.

Патчбей (PatchBay) – панель, в которую заводятся все инструменты, аудио-интерфейсы, обработка, компрессоры, предусилители и так далее. На лицевой стороне этой панели находятся отверстия, которые можно соединять между собой с помощью специальных коротких проводков – патчкордов (PatchCord). Использование патчбея позволяет рационально использовать ресурсы Ваших аудио-интерфейсов. Правда, покупка патчбея повлечет за собой также траты на его распайку (если, конечно, Вы сами не дружите с паяльником). Но этот на первый взгляд незначительный прибор сильно облегчает и ускоряет работу.

Как это все работает

Если под один проект Вам требуется один набор синтезаторов, а под второй – другой, то патчбей позволит удобно конфигурировать Ваш сетап в соответствии с текущими требованиями.

К примеру, у меня один интерфейс, и я хочу для первого проекта задействовать 4 выхода из Kurzweil K2000, 2 выхода из Alesis S4 и 1 выход из Yamaha TX7. Я соединяю отверстия на патчбее, соответствующие выходам этих синтезаторов, с отверстиями, соответствующими входам моего 882. После этого в настройках программы I/O Setup назначаю маршрутизацию сигнала, а именно:

  • Path 1 (Kurzweil) – stereo – Interface A, channel 1,2
  • Path 2 (Kurzweil) – mono – Interface A, channel 3
  • Path 3 (Kurzweil) – mono – Interface A, channel 4
  • Path 4 (Alesis) – stereo – Interface A, channel 5,6
  • Path 5 (Yamaha) – mono – Interface A, channel 7

После этого создаю аудио-дорожки в секвенсоре – две моно и три стерео, в соответствии с конфигурацией – и указываю в графе Input на каждой дорожке соответствующий путь (Path). Осталось указать, куда сигнал должен идти на выход, и секвенсор готов к трансляции звука синтезаторов.

working

Аналогично поступаем с MIDI – создаем пять дорожек и указываем в графе Output каждой дорожки соответствующее направление сигнала.

  • MIDI Track 1 – Emagic Port 1 – channel 1 (Kurzweil)
  • MIDI Track 2 – Emagic Port 1 – channel 2 (Kurzweil)
  • MIDI Track 3 – Emagic Port 2 – channel 1 (Alesis)
  • MIDI Track 4 – Emagic Port 3 – channel 1 (Yamaha)

Обратите внимание, что при таких назначениях Kurzweil должен быть подключен к Port 1 Вашего миди-интерфейса, Alesis к Port 2, Yamaha к Port 3, и так далее – в соответствии с Вашим сетапом.

Теперь создаем миди-события на дорожках, нажимаем на кнопки R на каждом аудиоканале, чтобы они стали красными (все каналы, которые должны в этот момент звучать), и жмем Play – все наши синтезаторы играют живьем по MIDI.

Когда мне требуется сменить набор инструментов под второй проект – я изменяю конфигурацию на патчбее (аналогично соединяю с другими инструментами нужные входы аудио-интерфейса по моно или стерео) и делаю новые назначения в I/O Setup.

Таким образом, мне не приходится лазить по полу и переключать пыльные провода, подбираться к задней части рэковой стойки, ковыряться в джеках и разглядывать с фонариком надписи над выходами синтезаторов – все манипуляции происходят сидя на стуле, прямо на рабочем месте. Это позволяет реализовать третье преимущество домашней студии, о котором я говорил в самом начале статьи – максимально удобные условия для быстрой работы.

Сколько стоит домашняя студия

Итак, мы имеем представление о том, как создать и подобрать оборудование для домашней студии звукозаписи в условиях ограниченных ресурсов – как денежных, так и пространственных. Я указал примерный перечень оборудования, который я решил купить для выполнения собственных задач. Естественно, Ваши задачи могут отличаться от моих, но концептуально подход при формировании студии будет схожим.

Давайте прикинем, какова цена оборудования домашней студии на моем примере.

  • Digidesign Mix Core – $350;
  • Digidesign 882 – $100;
  • Digidesign Interface Cable – $100;
  • Macintosh G5 – $300;
  • Emagic Unitor 8 Mk II – $350;
  • PatchBay – $400;
  • Kurzweil K2000R – $600;
  • Roland S-760 – $500;
  • Alesis QuadraSynth S4 Plus – $300;
  • Korg X5DR – полурэковый $300;
  • Roland JV-1010 – $250;
  • Yamaha TX7 – $300;
  • Peavey SpectrumBass – $250;
  • Roland R-8 – $300;

Итого – $4400. Плюс к этому надо еще добавить наушники и усилитель для наушников, компьютерный монитор, клавиатуру, мышь, рэковую стойку, провода и разъемы для коммутации и так далее. Также придется предусмотреть расходы на SCSI-периферию для семплеров, если они предполагаются.

В любом случае, домашняя студия профессионального качественного уровня мне обошлась в сумму, на которую я мог бы купить в магазине какую-нибудь современную рабочую станцию. Ну а про стоимость «продвинутых» мультимедийных звуковых карт и навороченных компьютеров под «нужды современного музыканта» я вообще не говорю.

Указанные выше затраты можно условно разделить на необходимые и опциональные. К опциональным отнесем патчбей и синтезаторы – ведь не факт, что Вам тоже понадобится столько же инструментов. Так что, вероятно, в Вашем варианте эту сумму можно сократить в 2-3 раза.

Любой трекинг, сделанный в условиях такой домашней студии, без проблем будет принят на сведение в любой студии России и мира.

Но я хочу напомнить, что описанный выше вариант создания домашней студии нацелен, прежде всего, на работу с аранжировкой, редакцией и монтажом. Для того чтобы в без ущерба качеству в домашних условиях полноценно заниматься звукозаписью и сведением, то есть иметь возможность записать песню от «а» до «я» – Вам потребуются серьезные вложения в акустический дизайн помещения и приобретение контрольных мониторов и усилителя. Это уже совсем другие бюджеты.

Надеюсь, все написанное выше будет Вам полезно. Если темы звукозаписи Вам интересны, не забудьте подписаться на обновления блога. До новых статей!

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: