//
запись...

Все статьи

Недорогие процессоры эффектов


Любой аранжировщик, формируя свой рабочий сетап, начинает с компьютера и синтезаторов. Некоторые ограничиваются обычным домашним компьютером с мультимедийной звуковой картой и комплектом виртуальных инструментов. Более продвинутые подходят к вопросу взвешенно, выбирают себе набор синтезаторов, приобретают приличную систему записи и хорошие мониторы.

Те, кто работает в ресурсозависимой среде (компьютер с программой Logic или Cubase и куча плагинов), рано или поздно сталкиваются с проблемой отсутствия глубины микса, замыленности звука, сложности формирования баланса между разными инструментами. Добавил гитару – утонул вокал, выдвинул бочку – заглушил бас, убавил секвенцию – она вообще пропала за другими звуками. Но и приверженцы более качественного подхода со временем оказываются перед необходимостью расширения своего инструментария внешней обработкой.

Поэтому сегодня я хотел бы немного рассказать о хороших недорогих процессорах эффектов. Конечно, это не панацея, которая спасет виртуальный микс от мыльности и вялости. Но, возможно, для кого-то приобретение такого устройства будет первым шагом к серьезной работе с железом.

Принято считать, что внешние процессоры эффектов – недешевые приборы, и обычная домашняя студия не может себе их позволить. Это не так. Конечно, есть немало очень дорогих процессоров обработки сигнала, ценность которых не только в их качестве, но и в уникальном звучании, а иногда и в редкости. Кто-то слышал и знает о таких старых и уважаемых брендах как AMS, Quantec, Lexicon, Eventide, TC Electronic и так далее. Топовые модели этих производителей могут стоить несколько тысяч долларов, и за экземплярами в рабочем состоянии идет охота на аукционах.

Но помимо этих дорогих монстров есть также процессоры эффектов за вполне умеренную цену. При этом, как это ни странно, они звучат очень убедительно, качественно, и в правильных руках и на хорошем контроле могут дать результат не хуже, чем их старшие братья. Конечно, нельзя требовать от процессора за 200 долларов отдачи на 3000, но такая обработка, тем не менее, позволит Вам выполнить работу на достойном уровне. А если подойти к вопросу творчески – то можно найти собственные «фишки» и приемы, и тогда даже недорогой процессор эффектов может стать серьезным орудием креатива и интересного саунда.

Виды приборов обработки звука

Для начала, давайте распределим всю обработку на группы. Все приборы этого рода делятся на динамические процессоры и непосредственно эффект-процессоры. К динамическим относятся компрессоры, гейты, экспандеры, лимитеры, де-эссеры, параметрические и графические эквалайзеры и прочие инструменты, принцип работы которых строится на изменении громкости всего сигнала или какой-то его части.

Сразу хочу внести ремарку: кто-то возразит против того, чтобы причислять эквалайзеры к динамическим процессорам. В чем-то они будут правы, ведь задача эквалайзера – в первую очередь работа со спектром, с частотами. Но, если вдуматься, любой эквалайзер для корректировки частоты использует повышение или понижение уровня громкости определенной полосы спектра, а именно это и подразумевает понятие «динамического процессора». Компрессоры, между тем, тоже бывают многополосные – с возможностью компрессировать звук только в определенном частотном диапазоне. Так что, считаю логичным включение эквалайзеров в эту группу.

Вторая группа – эффект-процессоры, или процессоры эффектов – это любая обработка, которая позволяет сделать наш микс шире, объемнее, интереснее, внести в звучание новые интересные элементы. Это ревербераторы, дилеи, хорусы, флэнжеры, фэйзеры, дабллеры, питч-шифтеры, гармонайзеры и так далее.

Именно о таких приборах и пойдет речь. Причины, по которым я пока что упускаю из вида динамическую обработку – простые. Во-первых, если динамическая обработка используется при записи – то это уже тема для разговора о довольно серьезной студии, которая может себе позволить тон-камеру с нейтральным звуком, дорогие микрофоны, предусилители и прочее звукозаписывающее оборудование. Во-вторых, если необходима динамическая коррекция в процессе трекинга/сведения – то для этих целей можно использовать плагины Вашей DSP-системы (например, TDM-плагины ProTools). Обычно такие плагины «съедают» не так много ресурсов, как модуляционная обработка или ревербераторы, поэтому их использование внутри системы вполне оправдано.

Динамическая обработка обычно используется посредством включения ее в INSERT Вашего пульта (или соответствующие ячейки программного микшера). А хорусы, ревербераторы, дилеи и прочие эффекты – в стандартных случаях подключаются к каналам AUX железного или программного пульта, основной сигнал посылается на обработку ручкой SEND на каждом канале, и, уже обработанный, возвращается в микс через RETURN. В общем, строго говоря, в рамках этой статьи нас интересует все, что можно подмешать к основному сигналу через AUX-ы.

Разновидности процессоров эффектов и типы эффектов

А теперь разделим процессоры эффектов на еще более мелкие группы.

Первая группа – пространственная обработка. Сюда относятся ревербераторы, симуляторы пространства, дилей-машины. То есть все, что позволяет нам сформировать трехмерную картину нашего микса, расширить его не только по панораме, но и вглубь, дать возможность услышать определенный инструмент в определенной точке относительно слушателя (пространственная локализация). Нужно обратить внимание, что такой алгоритм как дилей может использоваться и как элемент формирования пространства, и просто как эффект повтора.

Вторая группа — модуляционные процессоры. Их работа, в основном, построена на изменении основных характеристик звука – частоты (высоты звучания), фазы сигнала и так далее. Самые распространенные модуляционные эффекты работают по принципу задержки сигнала относительно основного. Несколько слов о каждом из модуляционных эффектов.

Хорус (chorus) – наиболее востребованный и любимый многими эффект, применяется для придания звуку объема, расширения стереобазы. Как я уже говорил, в основе его лежит задержка, правда в отличие от дилея – очень короткая (5-50 миллисекунд). Обычно сигнал задерживается не в одну линию, а в 2-3, иногда в 4. Нужно быть осторожным с эффектом хоруса – порой кажется, что его хочется добавить все больше и больше, но результат может оказаться плачевным. Поскольку хорус, по сути, дублирует сигнал, это может привести к проблемам с фазой, и звук потеряет читаемость.

Флэнжер (flanger) – также построен на принципе задержки сигнала (5-15 миллисекунд), но, в отличие от хоруса, эта задержка не постоянная. Из-за «плавающего» времени задержки возвращающийся сигнал вступает в своеобразное взаимодействие с основным. Этот эффект используется гораздо реже, чем хорус, ввиду его специфичности. А также, наверное, из-за слишком частого его использования в 70-80-е годы прошлого столетия, в результате чего звучание флэнжера перестало быть чем-то уникальным и удивительным.

Фэйзер (phaser) – схож с флэнжером и хорусом, но задержанный сигнал в нем дополнительно проходит через фазовый фильтр, в результате чего сдвигается его фаза (отсюда и название). Кроме того, фэйзер имеет меньшее время задержки (1-5 миллисекунд).

Питч-шифтер (pitch shifter) – изменяет частоту (высоту звучания) сигнала. При незначительном изменении частоты, после возвращения обработанного сигнала в микс, можно существенно обогатить звучание источника. Особенно это бывает актуально для обработки бэк-вокальных партий. Также с помощью питч-шифтера можно корректировать интонационные ошибки исполнителя, изменять высоту звучания какого-либо инструмента и так далее.

Ансамбль (ensemble) – разновидность хоруса, с применением питч-шифтера в линиях задержки для небольшого изменения их высоты. Результат – более насыщенное, богатое звучание. Эффект довольно характерный, с явным винтажным оттенком, так что сегодня, когда в цене минимализм, его также применяют нечасто.

Гармонайзер (harmonizer) – эффект, получаемый посредством применения нескольких линий питч-шифтера, каждая из которых сильно изменяет высоту звучания сигнала. Его также называют «интеллектуальным питч-шифтером», так как он используется для автоматической гармонизации вокальной линии или инструментальной партии. Применение гармонайзера дает возможность превратить сольного исполнителя в хор. Иногда этот эффект используется на концертах, для имитации бэк-вокала, иногда в студии для схожих целей. Если такой эффект как ансамбль позволяет получить, образно говоря, из одной скрипки – квартет скрипачей, играющих в унисон (с помощью микрорасстройки), то гармонайзер дает возможность полноценного гармонического (аккордового) заполнения, смещая частоту основного сигнала на интервалы. Обычно гармонайзер позволяет задать лад (диатонику), внутри которого происходят сдвиги, чтобы избежать неприемлемого движения голосов хроматическими интервалами.

Модели недорогих процессоров эффектов

Перейдем непосредственно к конкретным моделям процессоров эффектов. Для начала, нужно определиться, что именно нам потребуется.

Для формирования пространства микса нам обязательно будет нужен хотя бы один ревербератор (reverb) и хотя бы один дилей (delay). Так как в большинстве своем студийные приборы рассчитаны на использование только одного эффекта единовременно, за каждый из этих пунктов должен отвечать отдельный прибор.

Кроме того, в необходимый набор эффектов мы включим хорус, потому что он, помимо простого уплотнения и раскрашивания звука, позволяет также сделать запись более объемной, широкой, то есть – воздействовать на воспринимаемое пространство микса.

Соответственно, нам может захотеться добавить какой-то изюминки в запись – для этого нужно иметь дополнительно хотя бы один прибор, из которого мы сможем брать различные модуляционные эффекты.

Таким образом, для полноценной работы нам потребуется как минимум четыре процессора эффектов. Если Вы работаете в аналоге (выводите звук на аналоговый пульт), то Ваши возможности в какой-то мере ограничены ресурсами пульта, а именно – количеством ячеек ауксов. На больших пультах обычно не менее 6-8 ауксов, а на менее дорогих микшерах с меньшим количеством каналов – иногда их бывает 4, а иногда и вообще 2.

На самом деле, даже двумя ауксами вполне можно обойтись, если Вам нужен просто качественно звучащий микс. Ведь модуляция – это украшение, и оно, скажем так, опционально, тогда как формирование пространства микса – задача первоочередная. Если Вы стеснены в количестве ауксов – значит, можно обойтись только одним ревербератором плюс одним дилеем.

Нужно также учитывать, что процессоры бывают узконаправленные и мультирежимные. К примеру, часто встречаются приборы, заточенные только под реверберацию или только под линии задержки (дилеи). А бывает – наоборот, внутри одного девайса собрано много разных алгоритмов. Естественно, реверберация будет более высокого качества, если Вы ее будете получать из прибора, специально разработанного именно для этого алгоритма. Но это не значит, что при необходимости нельзя воспользоваться мультипроцессором для формирования пространства.

Рассмотрим недорогие варианты обработки. Здесь и далее под словом «недорогие» я понимаю приборы, цена на которые на вторичном рынке не превышает 500-600 долларов. Некоторые из упомянутых ниже приборов могут стоить и гораздо дешевле – 100-150 долларов.

Ревербераторы

Как я уже говорил, это наиболее важный пункт в любом сетапе внешней обработки. Именно наличие качественной реверберации обычно отличает хорошую студию от «так себе». Многие опытные звукорежиссеры советуют в качестве недорогой рабочей лошадки модели Lexicon MPX500 и MPX550. Несмотря на то, что главной силой этих процессоров является реверберация, они также имеют на борту и другие эффекты, в том числе модуляцию, и даже некоторые алгоритмы динамической обработки (которая воздействует на обработанный сигнал либо на входящий звук еще до его обработки). Эти два инструмента незначительно отличаются друг от друга. Оба имеют возможность управления по MIDI, редактирования параметров обработки, цифровые и аналоговые интерфейсы для связи с внешним миром. Любой из этих приборов обычно можно купить с рук примерно за 300-350 долларов, что, согласитесь, весьма разумно за хороший аппарат. Оба процессора имеют высоту 1U.

Другой вариант приличной реверберации – Yamaha Rev5/Rev7. Ямаховские ревербераторы звучат иначе, не так как Лексиконы. Звук более насыщенный и теплый, зернистый. При этом нельзя сказать, что Lexicon хуже – просто это разные приборы, и при наличии тех и других – они будут применимы в разных контекстах. Стоимость Yamaha Rev7 на вторичном рынке составляет примерно 350-400 долларов, а Rev5 немного выше – около 450-500. И это отличный вариант заполучить в свое распоряжение интересную, качественную обработку. Оба прибора дают возможность редактирования различных параметров реверберации, и, несмотря на довольно почтенный возраст, имеют интерфейс MIDI, посредством которого этими параметрами можно управлять с компьютера. Любая из этих Ямах займет в Вашем рэке два юнита.

Дилей-машины

Среди недорогих дилей-машин встречаются весьма интересные приборы, которые находят свое место и в серьезных звукозаписывающих студиях. Одним из таких инструментов является американский Symetrix 606 – классический дилей в однорэковом корпусе. Обладает уникальным характером звучания, очень теплым и красивым. А благодаря наличию качественных фильтров и возможности модуляции сигнала – позволяет добиться очень насыщенного, объемного звучания. Прибор двухканальный, и Вы можете выбрать сами способ его использования – раздельные линии задержки (лево и право), либо взаимопроникающие сочетания двух каналов. В последнем случае можно навести много красоты из ничего, всего лишь используя один этот прибор. Инструмент легко рулится с лицевой панели, имеет интуитивное управление, а также MIDI. Его стоимость может варьироваться, да и попадается он в продаже нечасто. Лично мне несколько лет назад подфартило купить 606-й Симетрикс за 100 долларов, но вообще его стоимость обычно колеблется от 450 до 600 американских рублей.

Roland SDE-330 – прибор из линейки dimensional (что означает «пространственный»). Стереофоническая версия серии SDE, топовой (и более ранней) моделью которой является SDE-3000A (правда, эта модель существенно дороже, особенно если учесть, что она монофоническая). 330-й звезд с неба не хватает, но с поставленными задачами может справиться весьма квалифицированно. Найти его можно за 300-350 долларов, и при грамотном обращении и умелой рулежке – он послужит Вам хорошую службу. Как и другие перечисленные выше модели, имеет MIDI. Кстати говоря, если Вам интересны корни 330-го – можно поискать также модели SDE-1000 или SDE-2000. От 3000-го их отличает меньшее время задержки, но для большинства задач они будут весьма актуальны. Думаю, что цены на эти приборы также будут не более 400 долларов. Правда, поскольку они тоже монофонические, для получения стереофонического эффекта нужно будет заиметь их парочку.

Мультипроцессоры

Мультипроцессоры (или Multi FX) – приборы, имеющие на борту много различных алгоритмов пространственной обработки, линий задержки, модуляции. Одним из самых дешевых вариантов качественного мультиэффект-процессора является старый американский прибор, который стал классикой и полюбился многим звукорежиссерам – Alesis Midiverb II. Это однорэковый инструмент, на борту которого имеется всего 100 эффектов. При этом все эти эффекты не имеют возможности редактирования. Все пресеты разбиты на условные банки. С 1 по 49 ячейки содержат алгоритмы реверберации с различными настройками, далее по 10 фленжеров и хорусов, потом 20 дилеев и еще десяток различных спецэффектов. Таким образом, из существующих пресетов всегда можно подобрать близкий Вашему контексту. Самой вкусной стороной этого процессора эффектов является его цена – его можно купить всего лишь за 100-200 долларов, в зависимости от везения, состояния и прочих факторов. И, что интересно, за эти деньги Вы получаете очень достойное качество, плюс миди-интерфейс, с помощью которого можно переключать пресеты (хотя, это и вручную делается моментально). Как мне сказал один знакомый звукорежиссер, «этот прибор создан в то время, когда инструменты еще делались музыкантами для музыкантов» – как Вы понимаете, «для себя» всегда делается максимально качественно. Кстати, многие используют Midiverb II как ревербератор, потому что реверберационные пресеты звучат очень интересно, красиво и музыкально.

Еще один отличный процессор эффектов с разными алгоритмами на борту – не вылезающий из райдеров многих звезд Yamaha SPX-990. Подороже, чем многие другие, он в хорошем состоянии может стоить и 600 долларов, и даже дороже. Но если поискать и покараулить – можно найти дешевле. По крайней мере, я как-то купил себе такой за 500 долларов. Особенно в этом приборе радуют хорусы и прочие модуляционные эффекты. Они мягкие, ласковые, и очень красивые. Любое электропиано, электрогитара на чистом звуке, пэды и другие гармонические инструменты обретают удивительно приятную для слуха окраску. Естественно, есть и любые другие эффекты – задержки, ревербераторы и разные комбинированные звуки. Кстати, реверберация весьма юзабельная для ритм-секции, и если с умом подходить к наруливанию звука (а возможности рулежки очень широкие), то получаются просто отличные шумовые хвосты для малого барабана, румы для всей установки и так далее. Конечно же, прибор оборудован MIDI.

Если SPX-990 оказывается дороговатым – то есть и альтернатива – Yamaha SPX-90/SPX-90II. Более ранняя модель этой серии, она попроще, покондовее, имеет более зернистый звук, и для многих вещей подходит даже больше. К примеру, классические gated reverb (ревербератор с гейтом, эффект обрубания хвоста реверберации) являются своего рода стандартом для малого барабана а-ля Фил Коллинз. Да и вообще, это отличный дешевый прибор, которому Вы всегда найдете применение. А купить его можно, думаю, долларов за 150-200. И он тоже имеет MIDI.

Хотелось бы рассказать о еще одном неплохом приборе, которым я какое-то время пользовался для получения модуляционных эффектов. Это Roland SDX-330 – родной брат уже упоминавшегося дилея SDE-330. На самом деле, этих братьев было трое, третий – ревербератор SRV-330, все они принадлежат к серии dimensional. Мне с ревербератором иметь дела не приходилось, но по отзывам пользователей я знаю, что он не особо интересен. Однако, экспандер, о котором я говорю (SDX-330) – весьма достойный кандидат на место в рэке. Вообще, к модуляционным эффектам требования обычно не такие высокие, как к реверберации, и конечный результат в большей степени зависит от Ваших художественных задумок. Он имеет на борту самые различные пресеты модуляции – хорусы, флэнжеры, фэйзеры, различные их вариации, комбинации, и так далее. В общем – этот процессор эффектов заслуживает внимания, особенно учитывая его невысокую цену (в районе 350 долларов).

Варианты комбинаций процессоров эффектов

Итак, я перечислил десяток очень хороших недорогих процессоров эффектов. Вы сами можете выбрать, исходя из потребностей и бюджета, что именно подойдет Вам. В самом бюджетном варианте можно приобрести парочку Alesis Midiverb II или один Midiverb и один Yamaha SPX-90. И всего за 200-300 долларов (в зависимости от удачи и от Ваших склонностей к торгу) получите в сетап два хороших железных процессора эффектов. Как их применить – решать Вам, но эти приборчики дадут Вам широкий выбор – реверберация, дилеи, модуляционные эффекты – все на борту.

Если же Ваш бюджет позволяет побольше (скажем, 1000-1200 долларов на обработку) – можно придумать другие комбинации. Например, весьма актуальной будет связка Lexicon MPX500, Symetrix 606, Alesis Midiverb II – и Вы вполне уложитесь в бюджет, а может еще даже и останется на Yamaha SPX-90. Дорогой 606-й можно заменить парой более дешевых приборов, скажем – Roland SDE-330 плюс Yamaha SPX-90, и примерно за те же деньги Вы получите уже четыре прибора.

Самое главное – как и с вопросом о том, какой выбрать синтезатор, учтите, что обработка должна быть разноплановой и разнохарактерной. Не нужно брать два дилея или два ревербератора, если у Вас больше ничего нет. Не нужно покупать две модели одного и того же производителя, если это Ваша первая покупка такого рода. Чтобы найти собственное звучание – нужно поле для экспериментов.

Можно ли записывать звук через процессор эффектов

Еще я бы хотел несколько слов сказать о том, как правильно коммутировать процессоры в домашней студии. Многие по незнанию или по ошибке записывают инструменты прямо с обработкой, включая синтезатор или гитару напрямую в процессор эффектов, а затем забирая звук из выхода последнего.

Это неправильно, и вот почему. Практически любой процессор эффектов – стереофонический. То есть, получая звук даже по одному каналу, он его обсчитывает и обрабатывает внутренними алгоритмами в режиме стерео, и на выходе выдает соответствующий результат. Если Вы пишете синтезатор или гитару через стереофоническую обработку – то Вы либо забираете обработанный сигнал только из одного канала (и теряете половину Вашего пространства, а вернее – все пространство, оставляя только монофонический звук), либо выводите его на запись из двух каналов одновременно (и получаете различные проблемы на сведении – такие как сложность панорамирования, плохая читаемость, противофаза).

Конечно, есть ряд случаев, при которых имеет смысл записывать инструменты напрямую через обработку, но это исключения из правил. В штатном режиме обработка применяется уже после записи, на этапе сведения. Только тогда инженер сведения сможет детально контролировать уровни этой обработки, и при необходимости их корректировать. Записанный же вместе с обработкой сигнал – коррекции не подлежит. Ревербератор, дилей или хорус из записи уже никуда не вырежешь.

Подключение эффект-процессоров к микшерному пульту

Учитывая все вышесказанное, нужно знать, каким образом происходит направление записанных звуков на обработку при сведении. Для этого несколько слов об архитектуре обычного микшерного пульта.

Практически любой пульт имеет, помимо основных каналов, каналы AUX. Как раз они и предназначены для подключения обработки. Пульт Вашей системы записи внутри компьютера имеет такую же архитектуру, просто вся маршрутизация проработана на программном уровне.

Пульт имеет набор выходов на обработку – например, четыре штуки. Эти выходы называются SEND (посыл). Они соединяются с входами Ваших процессоров эффектов. Имейте в виду, что в стандартной ситуации любой процессор используется на вход как «моно». Реально стереофонические по входу процессоры эффектов стоят очень дорого.

В некоторых случаях дилеи коммутируются по двум каналам, но тогда они используются как «два моно», соответственно – как два отдельных прибора. Все вышеперечисленные приборы, хотя и имеют по два входа (L и R, A и B, 1 и 2 – названия могут быть различными) – на деле должны использоваться в режиме моно на входе (Читайте также Моно или Стерео). Обычно один из входов специально помечен – например, надпись может быть вида «L (mono)» – именно сюда подключается соответствующий выход пульта.

А вот в обратную сторону поток идет уже как стерео. Два выхода процессора эффектов соединяются с входами на пульте, которые называются RETURN. Проследите, чтобы разъемы на выходах и входах соответствовали характеристикам приборов – баланс/небаланс, джек/XLR (информацию о типе входов и выходов Вашего прибора можно найти в мануале, либо в поисковиках).

Подключайте инструмент (синтезатор, гитару, микрофон) в нужный канал пульта. Например, выберите первый канал. На этом канале есть специальные ручки, обычно помеченные красным (но не всегда) – это посылы (они могут быть подписаны SEND или AUX). Если ауксов на Вашем пульте четыре, и к каждому из них по вышеописанной технологии подключены процессоры, то поворот каждой из четырех ручек ауксов на линейке пульта отправит чистый сигнал инструмента на этой линейке на соответствующую обработку. В нужной пропорции Вы можете использовать на этом инструменте все четыре эффекта.

Соответственно, если у Вас на пульте 20 каналов – то каждый из этих каналов может задействовать каждый из четырех эффектов в нужном количестве. Главное – не забудьте о том, что на пульте есть регулировки общего уровня SEND и RETURN (обычно в мастер-секции) – установите их в нужное положение, отличное от нуля, чтобы сигнал с линеек попадал в нужном количестве в каждый из процессоров, и затем возвращался на нужном уровне обратно в пульт.

Такова технология работы с аналоговым пультом. Как я уже сказал, в цифровой среде это реализовано несколько иначе, но суть неизменна.

Подключение эффект-процессоров к компьютерной системе записи

Приведу вариант коммутации четырех процессоров на примере системы ProTools. Допустим, выходы 1 и 2 Вашего интерфейса (888 или 882) задействованы под контрольные мониторы. У Вас осталось еще шесть свободных выходов и восемь входов. Чтобы подключить четыре процессора – нам нужно задействовать 4 выхода (как и в случае с пультом, эти выходы условно будут называться SEND, а мы помним, что посылы у нас монофонические) и 8 входов (четыре стереопары из нашей обработки по ним направятся обратно в ProTools). Не забудьте про соблюдение технологии подключения баланс/небаланс.

Аппаратная часть настроена, осталось настроить программную. В меню Setups выбираем вкладку I/O Setup. Там жмем закладку Output и создаем четыре посыла (Path) в режиме моно (см. картинку). Расставляем посылы в матрице, в соответствии с Вашими предпочтениями. Например, если Path 1 у Вас занят под выход на мониторы (стерео), то Path 2 пускаем на выход номер 3, Path 3 на номер 4 и так далее. Лучше всего названия Path переименовать, чтобы было проще ориентироваться. Назовите их названиями Ваших процессоров обработки – кликните дважды по Path и введите имя – к примеру, Lexicon.

Затем переходим на вкладку Input и делаем то же самое, но поскольку возвраты у нас стерео – создаем четыре новых Path в режиме стерео (см. картинку). И указываем для них соответствующие входы интерфейса. К примеру, Path 1 возвращается на входы 1/2, Path 2 – на 3/4, и так далее. Присвойте и им имена по названию Ваших приборов.

Выходим из установок и попадаем в наше основное рабочее поле. Если у Вас уже есть записанные дорожки – используем их, если нет – создаем, записываем или загружаем на них нужные звуковые файлы. Для доступа к посылам нужно в верхнем левом углу (под кнопками управления) поставить галочку на Sends View (см. картинку ниже). После этого Вы увидите новое поле Sends чуть правее поля с названиями дорожек. В этом поле есть ячейки. Кликаем по верхней ячейке, появляется меню выбора направления посыла. Выбираем Interface (не перепутайте с Bus) и далее – название нужного Вам Path. Если Вы переименовали пути – то Вы сразу же увидите в выпадающем списке, куда нужно направить сигнал. Выбираем нужный процессор, и прибавляем уровень посыла с помощью появившегося виртуального слайдера. Теперь наш сигнал поступает в процессор эффектов, Вы можете в этом удостовериться, глянув на индикацию входящего сигнала. Помните, что индикатор будет срабатывать как моно, потому что мы подключили все приборы по моно на вход.

Чтобы услышать нашу обработку, нужно настроить еще и возвраты (RETURN). В основном меню выбираем «добавить дорожку» (New track). Выбираем в выпадающем меню справа Aux Input, и в центре режим – стерео. После создания аукса – у нас появилась новая дорожка, которая и будет регулировать уровень возврата какого-то одного процессора. Если процессоров четыре – создаем четыре аукса, и можем сразу же назвать их нужными именами, дважды кликнув по названию в левой части экрана.

На той дорожке, которую мы назвали Lexicon, жмем Input, далее Interface – и выбираем нужный Path – Вы его тоже, наверное, назвали Lexicon. Проделываем то же самое с остальными дорожками, выбирая для каждой из них соответствующий путь. Output каждого из ауксов отправляем на контрольные мониторы (туда же, куда идут и все обычные дорожки с звуковыми файлами).

Вуаля – теперь мы можем слышать возвраты нашей обработки. Кликаем по иконкам в колонке Sends, выбирая нужные посылы на нужных каналах, и посылаем сигнал на нужном уровне на обработку. Кстати, если Вы работаете под Mac – то удерживая клавишу Shift Вы можете активировать для отображения сразу несколько посылов на одной или на разных дорожках Вашего виртуального микшера. Под Windows также за это отвечает одна из служебных кнопок, возможно тоже Shift. И Вы сможете сделать то же самое (см. картинку).

Организация посылов-возвратов в рамках программно-аппаратного комплекса на первый взгляд кажется сложной и запутанной. Но если понять логику всех действий – то оказывается, что в этом нет абсолютно ничего сложного. Просто на внешнем пульте все разъемы закреплены на своих местах, а в системе записи типа ProTools мы можем их организовать на тех входах-выходах аудио интерфейса, на которых нам хочется.

Глаза боятся, а руки делают

Если Вы работаете в какой-либо другой среде, то логика действий полностью сохраняется. В качестве интерфейсов могут выступать любые другие конверторы, либо входы-выходы Вашей звуковой карты. Программно это также реализовано во всех системах примерно одинаково, и Вы всегда в случае возникновения вопросов сможете обратиться к документации Вашей DAW.

Если Вы сделали все, как я описал, но не слышите звука – проверьте еще раз, правильно ли Вы подключили все каналы интерфейса, отрегулированы ли входные и выходные громкости процессоров эффектов, включен ли усилитель, не нажата ли где-то ненужная кнопка Solo или Mute. Удостоверьтесь, что все пути (Path) назначены корректно, и нигде не допущено ошибок. Проверьте маршрутизацию сигнала в поле Sends – иногда вместо Interface случайно выбирается графа Bus, и в результате звук направляется не туда, куда Вы хотите.

Если и после этого что-то не ладится – придется проверить Ваши провода, возможно, они имеют неправильную распайку (особенно если Вы их сами спаяли, ну а в магазинах обычно все спаяно так, как надо), или где-то нарушены контакты.

Но больше чем уверен – Вы все сделали правильно, и уже наслаждаетесь качественным звуком и объемностью картинки, посылая сигнал в Ваши процессоры эффектов и параллельно подписываясь на этот музыкальный блог. Ну а желающие также могут читать эту статью, комментировать и добавляться в друзья в ЖЖ

Всем удачной охоты на хорошие приборы!

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: