//
запись...

Все статьи

Драм-машины


Что ни говори, а ритмическая составляющая в современной музыке, пожалуй, имеет главенствующее значение. Современная аранжировка практически немыслима без продуманной, «качающей» партии барабанов – живых или электронных.

Будем честными перед собой – хорошо записать живые барабаны далеко не каждому по карману. Большинство студий отводят под ударную установку всего лишь так называемую «барабанную кабинку» площадью 10 – 12 метров. Однако, для действительно качественного звучания необходимо помещение не менее 30 – 50 метров, потому что для акустического инструмента, каким является установка, важен не только собственный звук, но и звук отражений от стен – то есть «пространство». Барабаны, записанные в кабинке, так и останутся сухими и скованными, как ни пытайся их потом размыть ревербераторами при сведении.

Но даже если Вы найдете студию с хорошим акустическим помещением для записи барабанов, стоимость такой работы влетит Вам в копеечку. Ведь под каждую конкретную композицию барабаны требуют индивидуальной регулировки и настройки, и время на эту работу обычно включается в арендную плату за пользование студией. В результате на запись барабанных партий для одной песни может уйти 8 – 10 часов, а то и больше. Если же Вам предлагают «записать барабаны часа за 3» – можете практически быть уверенными, результат будет скверным.

Поэтому музыканты, работающие над аранжировками самостоятельно, чаще предпочитают альтернативные решения:

  • Использование готовых барабанных лупов, расставляя их в нужной последовательности;
  • Использование имитации живых барабанов с помощью инструментов на базе семплов;
  • Использование чисто электронных звуков для создания ритмических партий.

Лупы – это «петли», отрывки партий, сыгранных реальными музыкантами и записанных в студии, а затем нарезанные и собранные в специальные банки. Они могут быть длиной в один такт, а могут, к примеру, в восемь. Аранжировщику всего лишь требуется собрать конструктор из готовых ритмических блоков.

Такой вариант работы позволяет максимально приблизить звучание ритм-секции к живому исполнению. Однако он имеет свои недостатки. Они заключаются, прежде всего, в ограниченной возможности вмешательства звукорежиссера в барабанную партию на этапе сведения. В большинстве случаев лупы – это микс из всех барабанов, а значит разделить их для изменения панорамы или индивидуальной динамической и частотной обработки не представляется возможным.

Что же касается семплерной имитации барабанов и работы с электронными звуками – то тут есть два возможных подхода.

Семплер плюс секвенсор

Первый подход – это использование привычного компьютерного MIDI-секвенсора. Сигнал с него направляется в семплер с загруженным барабанным банком или в другой тон-генератор с выбранной барабанной программой. Этот способ очень удобен, но при этом имеет свои недостатки.

Один из недостатков – тайминг Вашего компьютерного секвенсора. Ни для кого не секрет, что такие миди-секвенсоры как Cubase и Logic не всегда корректно воспроизводят партии с точки зрения их ровности.

Другой недостаток – аппаратного характера, а точнее – несовершенство миди-протокола, по которому передается сигнал из секвенсора в тон-генератор. Будучи по своей природе последовательным, этот протокол обеспечивает передачу миди-команд одна за другой. То есть добиться абсолютно точного совпадения, к примеру, бочки и тарелки не удастся. При прослушивании «в лоб» такие несовпадения Вам вряд ли удастся заметить, но на «качовости» результата это в конце концов отразится.

Один из главных способов свести на нет влияние миди-интерфейса на ровность барабанной партии – это использование не очень длинных миди-кабелей (3 – 4 метра) и подключение устройства, отвечающего за барабаны, первым в цепочке инструментов (не через MIDI Thru).

Драм-машины

Второй подход – обращение к помощи специально заточенных под работу с партиями барабанов устройств – драм-машинок. У этих приборов много разных названий – драм-машины, ритм-боксы, ритм-машинки, грувбоксы (термин groovebox ввела в употребление компания Roland) и так далее.

Классический вариант драм-машины имеет следующие элементы:

  • Тон-генератор со звуками различных барабанов и перкуссии;
  • Пэды(специальные широкие кнопки) для набивания вручную партии ударных;
  • Внутренний секвенсор, позволяющий редактировать партии;
  • Память для запоминания ритмических рисунков (паттернов).

По размеру такие инструменты обычно как небольшой чемоданчик или старинный ноутбук.

История драм-машин

Первые драм-машины появились очень давно. Еще во времена царствования электроорганов, их производители дополняли их специальным модулем, с помощью которого можно было добавить к игре исполнителя автоматический ритмический аккомпанемент. В большинстве случаев управление этим модулем сводилось к выбору стиля (например – свинг, танго, вальс и так далее) и темпа исполнения. Генерация сигнала, естественно, была аналоговая.

Исторически первой в мире драм-машинкой считается изобретение русского ученого Льва Термена (который также изобрел легендарный Терменвокс), получившее название Ритмикон (1930 год). Его работа была основана на ритмичном воспроизведении звуков определенной частоты, при этом высота издаваемых звуков опиралась на обертоновую сетку. Различные клавиши инструмента могли воспроизводить пульсации разной высоты и в разном темпе. Таким образом, комбинируя клавиши, можно было получить ритмический рисунок. Естественно, этот инструмент был очень далек от того, что мы сегодня называем драм-машинами. Да и сделано их было всего лишь три экземпляра.

В 1957 году свой вариант ритм-машины предложила компания Chamberlin, выпустив инструмент под названием Rhythmate. Ритмические паттерны теперь воспроизводились с помощью кусочков магнитной ленты. Позднее этот же производитель представил миру легендарный Меллотрон, работавший по схожему принципу.

А уже в 1959 году компания Wurlitzer представила миру первую коммерческую драм-машину, в задачи которой как раз входил аккомпанемент для органов их же производства. Это был прибор, построенный на основе вакуумных ламп (как и все в те времена), который мог воспроизводить 10 различных перкуссионных звуков.

В 60-е годы появляются ритм-машины на основе транзисторов, а в 1967 году в индустрию вливается компания Ace Tone, которая позднее сменила название на Roland и стала крупнейшим мировым синтезаторым брендом. Одна из ее разработок – FR-1 Rhythm Ace – через некоторое время была взята на вооружение органной фирмой Hammond, все для тех же целей автоматического аккомпанемента. Эта машинка имела возможность воспроизводить с помощью специальных кнопок 16 различных ритмических паттернов (а также комбинировать их, зажимая две кнопки одновременно). Звучание, изобретенное тогда Roland, во многом предвосхитило развитие электронной музыки будущего.

Первой программируемой драм-машинкой стал ComputeRhythm, выпущенный фирмой Eko в 1972 году. С помощью кнопочной матрицы можно было составить нужный ритмический рисунок, почти так же, как мы сейчас это делаем в визуальных редакторах компьютерных секвенсоров.

А в 1978 году Roland выпускает Roland CR-78, в котором ритмы уже можно было не только создавать, но и сохранять в специальных ячейках памяти. Roland постепенно приближался к своему статусу законодателя в области драм-машинок. Всего лишь через два года, в 1980-м, компания выпускает культовый Roland TR-808, а еще через три – не менее легендарный Roland TR-909. Эти инструменты до сих пор пользуются популярностью у саунд-продюсеров по всему миру, а количество танцевальных шедевров, созданных с их помощью, даже счету не поддается.

В основе звучания всех вышеописанных инструментов лежал аналоговый синтез. Имитация малого барабана производилась с помощью белого шума, а звук электронной бочки получался из волны синусоидальной формы. Однако в начале 80-х начинает свое стремительное развитие цифровое синтезаторостроение, результатом которого стало появление инструментов на основе воспроизведения цифровых семплов.

Первым таким инструментом стало детище Роджера Линна, Linn LM-1, появившееся в 1980-м году. На тот момент цена этого уникального прибора составляла 5000 долларов, что было неимоверно большой денежной суммой. Вслед за Линном свои варианты цифровых драм-машин предложили и другие компании. Oberheim DMX, Sequential Circuits Drumtraсks и Tom, E-mu Drumulator и так далее. А вышедший позднее уже упоминавшийся Roland TR-909 имел на борту, помимо аналоговых звуков основных барабанов, засемплированные звуки хай-хета и тарелок. Кроме того, он же был одним из первых инструментов, имевших встроенный MIDI-интерфейс.

С середины 80-х все производители музыкальных инструментов повально начинают выпускать ритм-машины – Yamaha, Alesis, Korg, Casio, Pearl, Clavia и так далее.

Критерии выбора

Становясь перед очередным выбором – мы, как обычно, первым делом должны определить его критерии.

Во-первых, для начала решим, принципиально ли наличие MIDI. Не удивляйтесь, многие музыканты и сегодня предпочитают работать минуя этот протокол. Почему – я уже описал выше. Существуют альтернативные пути коммуникации с внешним миром. Но они гораздо более ограничены и требуют специфического подхода.

Однако, в данном случае речь идет еще и о том, что многие инструменты эпохи, предшествовавшей появлению MIDI, сегодня можно мидировать с помощью специальтых ретрофитов, а также искусственно заставить работать по миди через специальные конверторы сигнала. Естественно, это сложнее и дороже, чем просто купить прибор с уже готовым миди, но с другой стороны – это единственный способ получить звук настоящих Roland TR-808, Oberheim DMX или Linndrum.

Если Вы не гонитесь за каким-то конкретным звуком – то Вас, скорее всего, вполне удовлетворит хорошая драм-машина с фабричным MIDI-интерфейсом.

Во-вторых, стоит отдельно сказать про размеры. Если требуется сэкономить место – то одним из вариантов является приобретение рэковой версий инструментов. Существует много разных приборов, в которых отсутствует секция пэдов. На таком инструменте невозможно сыграть нужную партию руками, но зато они компактные. А в качестве пэдов можно использовать либо внешний контроллер, либо обычную клавиатуру Вашего синтезатора, подключенную по миди. Такие приборы можно назвать специально заточенными под барабанные звуки ромплерами.

Примеры рэковых драм-модулей – Roland R-8M (версия десктопной ритм-машинки Roland R-8), Kawai XD-5, Pearl SC-40 (кстати, аналоговый прибор!), Novation DrumStation (аналоговое моделирование) и так далее.

В-третьих, необходимо определиться, какой вид синтеза будет у Вашего будущего инструмента. Аналоговый, виртуально-аналоговый, на основе семплов или частотной модуляции и так далее.

Аналоговые инструменты обычно более ограничены в палитре звучания, и часто стоят очень недешево. Виртаналоги могут звучать гораздо разнообразнее, но характер звука у них тоньше, не такой насыщенный. FM-синтез (частотная модуляция) может дать Вам очень интересное звучание, но далеко не универсальное. Поэтому чаще всего, если у Вас пока еще нету опыта работы с драм-машинами, стоит остановиться на семплерных инструментах. Они обычно имеют много разнохарактерных наборов барабанов для разных стилей, чаще всего имеют MIDI-интерфейс, ну и, что немаловажно, обладают возможностью использовать звуки с внешних носителей в виде карточек.

И в-четвертых, конечно же, цена. Многие инструменты, которые приобрели славу культовых, сегодня стоят запредельно дорого. Те же TR-808 и 909 практически не найти дешевле 2000 долларов. Linndrum, Oberheim DMX, старички от E-mu и SCI либо приближаются по цене к 1000 долларам, либо уже успешно преодолели этот рубеж. Но с другой стороны – большое количество инструментов, сделанных начиная с середины 80-х, сегодня стоят очень недорого, и при этом имеют качественный и пробивной звук. Это такие приборы как Roland R-8 (в разных модификациях) или R-70, Yamaha серии RX, Alesis HR-16, SR-16, D4 (недорогая, но тоже легендарная машинка в небольшом однорэковом корпусе), разные небольшие инструменты Boss, и так далее. Все эти инструменты стоят в пределах от 200 до 600 долларов.

Roland R-8

Лично я, как и многие мои более опытные коллеги и товарищи, советую первым делом обратить внимание на очень простую и недорогую драм-машинку с отличным звуком и разнообразным стилистическим охватом – Roland R-8. Этот инструмент имеет три версии. Первая, оригинальная, так и называется – R-8. Она была выпущена в 1989 году. Примерно в то же время увидела свет ее рэковая версия, R-8M. Из нее был выброшен секвенсор, ну и, естественно, она не оборудована пэдами для набивания барабанных партий. Но зато ее преимущества – меньшая цена, меньшие размеры, и возможность воспроизводить все те же звуки, что и десктопная версия.

Есть и еще одно преимущество у рэковой версии. Дело в том, что звуки в R-8 можно загружать со специальных карточек. Всего таких карточек было выпущено 11 штук. На них подобраны звуки по стилистике – современные, акустические, перкуссия, джазовые, электронные и так далее. Но стандартная версия инструмента может одномоментно читать только одну карту, тогда как рэковая может использовать звуки сразу трех карт! А ведь иногда может быть очень удобной возможность дополнить партию, сыгранную звуками одной карты, чем-то свеженьким из другой подборки.

Правда, R-8M имеет на два индивидуальных выхода меньше, чем R-8 – шесть против восьми.

В 1992 году выходит новая модификация – Roland R-8 Mk II – с расширенной памятью под ритмические пресеты (паттерны) и увеличенным количеством вшитых в постоянную память звуков. В фабричный набор были включены звуки с некоторых карточек.

Нерэковые версии этой модели имеют очень приятные на ощупь пэды, с помощью которых даже неискушенному в игре на барабанах музыканту будет несложно научиться создавать свои рисунки. Причем эти пэды – не просто кнопки. Они, как и клавиатура синтезатора, могут передавать исполнительскую нюансировку, в том числе акцентировать звук динамически и тембрально.

Инструмент нетяжелый, управление довольно интуитивное, цена доступная – от 350 – 400 долларов за первую версию и до 500 – 600 за вторую. Рэковая версия – так и вообще с рук стоит 200 – 250 долларов. Качество звука соответствует всем остальным инструментам Roland того периода – то есть оно очень высокое. Инструмент можно использовать как для игры живьем, так и в работе с компьютерным секвенсором. А самое главное для ритмических партий это то, что Roland R-8 обладает отличным таймингом, который обеспечит Вашим барабанным партиям «тот самый кач», без разваливания и рассинхрона.

Следите за обновлениями или подписывайтесь на новости, в ближайшее время я расскажу о серьезных инструментах, сочетающих в себе функции драм-машинок и семплеров – о легендарных Akai MPC60 и MPC3000, Linn 9000, E-mu SP1200 и так далее!

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: