//
запись...

Все статьи

Барабанные лупы, ваншоты, киты, паттерны – что это и как с ними работать


Любой аранжировщик сталкивается с задачей создания ритмических партий. Кто-то для этого использует драм-машину или семплер, кто-то барабаны из рабочих станций и ромплеров. Для электронной музыки нередко используются тонгенераторы на основе аналогового или цифрового синтеза.

Для продуктивной работы необходимо разобраться в терминологии и понять, чем барабанный луп отличается от семпла, а семплерный банк от драм-кита. Попробуем разложить все по полочкам, а потом поговорим о принципах создания качественной барабанной партии для аранжировки.


Какие бывают семплы

Семпл – небольшой файл, содержащий некоторую звуковую информацию. Она может быть как перкуссионного характера, так и любого другого. Например, в семпле может быть шум дождя, звук хлопающей двери, одна или несколько нот фортепиано, синтезатора и так далее.

Загрузив семпл в семплер, его можно воспроизвести с клавиатуры или из миди-секвенсора. Про семплеры я подробно рассказывал в отдельной статье, общие принципы их работы сохраняются вне зависимости от того, виртуальный он или аппаратный, старый или новый, но вот функционал и возможности могут различаться. Семплер может либо нейтрально проигрывать загруженные звуки, либо вмешиваться в них, изменяя высоту (в зависимости от нажатой клавиши), тембр (фильтрами и модуляцией), длительность (огибающими или функцией Time Stretch) и так далее. В некоторых случаях исходный звук меняется до неузнаваемости.

Луп и ваншот

Барабанные семплы бывают двух типов – луп и ваншот.

Ваншот (от англ. one shot – «один удар») – это семпл, содержащий звук одного удара по одному инструменту. Это может быть бочка, малый барабан, тарелка, любая перкуссия и что угодно еще. Из ваншотов вы можете составить барабанную партию даже в аудиосеквенсоре, расставляя их по тактовой сетке. Ваншоты не привязаны к темпу или тональности, они универсальны.

Луп (от англ. loop – «петля») – это определенным образом сформированный ритмический рисунок. Очень часто лупы могут содержать запись игры музыканта на реальной барабанной установке в заданном стиле. В других случаях это может быть созданный саунд-дизайнером грув из ваншотов и шумов, смикшированный в один звуковой файл. Закольцевав барабанный луп, можно получить готовую партию ударных для композиции.

Лупы длиннее ваншотов, обычно они привязаны к определенному темпу и обрезаны строго в пределах одного-двух тактов. Вы просто выбираете луп в нужном стиле и темпе и размножаете его в аудиосеквенсоре. Дальше можно работать над сбивками и драматургией.

В некоторых семплерах есть возможность менять темп лупа в разумных пределах. Скажем, если вы пишете песню в темпе 124 BPM, а подходящий по характеру луп играет в 120 BPM, это легко корректируется. Но лучше при работе с лупами избегать подобных вмешательств, так как они неизбежно отражаются на качестве, даже если это сразу и не заметно. Благо, сейчас не составляет труда найти лупы в любых стилях и темпах.

Кстати, лупы совсем не обязательно должны быть барабанными. Они бывают и саксофонные, гитарные, синтезаторные и любые другие.

Миди-лупы

Чтобы иметь возможность менять темп без потери качества звука, можно использовать так называемые миди-лупы.

Миди-луп (MIDI Loop) – это луп, содержащий набор миди-команд для создания на их основе полноценной барабанной партии из любых барабанных семплов.

Единственный момент: не путайте в этом контексте миди-луп с другим понятием, которое тоже называется миди-петля, но обозначает явление зацикливания миди-сигнала между клавиатурой и секвенсором.

Как я уже сказал ранее, для создания библиотеки из обычных лупов барабанщику придется наиграть ритмические рисунки в разных стилях и разных темпах. Миди-лупы тоже могут быть сыграны барабанщиками на электронной барабанной установке и записаны в виде миди-команд. Но чаще они просто программируются на секвенсорах и драм-машинах.

Драм-кит

Аранжировщик, имея файл с миди-лупом, может назначить на нужные удары любые звуки, создав собственный драм-кит или воспользовавшись уже готовым.

Драм-кит (от англ. drum kit – «барабанный набор») – это подборка перкуссионных звуков для озвучивания миди-партий. Иначе говоря, это что-то вроде нематериальной барабанной установки.

В любой рабочей станции и практически в любом ромплере есть вшитые драм-киты со стандартным расположением звуков относительно клавиатуры. Чаще всего самая нижняя «до» воспроизводит звук бочки, «ми» – малого барабана и так далее. Поскольку расположение этих звуков стандартно, вы можете переключаться не только между драм-китами одного инструмента, но и между инструментами разных производителей, выбирая, чьи звуки лучше всего подходят для ваших задач.

Также вы можете создать собственный драм-кит без привязки к стандартной сетке звуков.

Если вы работаете с библиотеками семплов известных производителей, то вам должна быть привычна их структура. Семплы собираются в программы (для барабанных семплов – драм-киты), а программы объединяются в банки по стилям. Обычно у пользователя, в зависимости от семплера и объема его памяти, есть возможность загрузить в память либо целый банк, либо одну из программ, либо отдельные семплы.

В сумме миди-луп и драм-кит (программа) дают вам то же самое, что и обычный луп – готовый ритмический рисунок в определенном стиле и в заданном темпе. Однако у такого набора перед стандартными лупами есть ряд преимуществ:

  • Темп легко меняется в любой момент работы над аранжировкой.
  • Семплы не подвеграются растягиванию и сжатию в зависимости от темпа, сохраняется качество звука.
  • Любой звук в любой момент можно заменить на другой во всей песне.
  • Любой семпл можно отредактировать в аудиоредакторе.
  • Любую ноту можно воспроизвести сразу несколькими звуками одновременно.
  • Любую ноту в миди-партии можно удалить, сместить или отредактировать по велосити.
  • Звуки можно индивидуально вывести на разные каналы звуковой карты или пульта для панорамирования, обработки и сведения.

Паттерны и сонги

Паттерны (от англ. pattern – «шаблон, узор, образец») – это определенная комбинация миди-лупа и драм-кита применительно к драматургии конкретной аранжировки. То есть это короткий рисунок, сыгранный нужными звуками.

К примеру, в одной песне вы можете использовать различные повторяющиеся рисунки для вступления, куплета и припева. Это и есть паттерны. Чередование паттернов – это и будет ритм-секция вашей песни.

Аппаратные драм-машины и секвенсоры позволяют переключать паттерны на лету или программировать их последовательность. Запрограммированная последовательность паттернов дает сонг (от англ. song – «песня»).

Сонг вместе с необходимыми для его воспроизведениями наборами семплов (китами) вместе будет занимать очень мало места, ведь кит состоит из маленьких ваншотов, а сонг – это файл с наборами команд. Такие объемы легко загружаются даже в небольшую память старых семплеров.

Драм-эдитор и триггеры

В некоторых компьютерных миди-секвенсорах есть специальный режим, позволяющий легко работать с барабанными партиями. Он называется Drum Editor (барабанный редактор). Отличие драм-эдитора от обычной сетки для миди-команд в том, что здесь вы увидите только стартовые точки семплов, как бы удары барабанными палочками, и внимание не будет отвлекаться на длительности нот.

Режим воспроизведения команд, при котором можно воздействовать только на старт звука, но не на его длительность, называется триггер (от англ. trigger – «спусковой крючок»). В некоторых случаях триггеры могут фиксировать также и громкость сигнала.

Почему для барабанных партий не так важны длительности? Да потому, что в большинстве случаев барабанщик, в отличие от пианиста, саксофониста или гитариста, в процессе игры не влияет на длительность бочки, малого барабана, томов. Впрочем, он может остановить рукой звучание тарелки, и для создания подобного эффекта в аранжировке придется вмешиваться в звук на уровне семплов.

По этому же принципу работают барабанные триггеры и пэды. Триггер снимает сигнал с барабана и превращает его в команду, которую потом можно послать на любой тонгенератор, звук которого либо заменяет живой барабан, либо дополняет его. Это удобно, когда нет возможности качественно записать или подзвучить барабаны.

Барабанные пэды (от англ. pad – «подкладка») это кевларовые или резиновые приспособления с электронной матрицей, передающие на тонгенератор удар барабанщика. Если триггеры просто реагируют на удар по обычному барабану, то пэды срабатывают только тогда, когда удар приходится по ним самим.

Благодаря использованию пэдов многие барабанщики получили возможность играть на звуковысотных инструментах – синтезаторах и семплерах. В качестве одного из ранних примеров использования этой технологии в поп-музыке можно привести песню Тони Эспозито – «Kalimba de Luna» (1984), где главный музыкальный рифф вступления сыгран перкуссионистом на электронных пэдах с характерной подачей и ритмикой барабанщика, которую вряд ли смог бы придумать обычный аранжировщик.

Несколько слов о стереосемплах

Я уже неоднократно писал об этом в разных статьях, однако здесь тоже хочу уделить этому особое внимание. При работе с барабанными семплами очень важно использовать звуки в моно. Почему?

  • В природе источник звука всегда точечный, а восприятие его – бинауральное (стереофоническое), поэтому и в аранжировке исходный звук должен быть моно, а его пространственная обработка – стерео. Некоторые основные принципы маршрутизации сигнала для обработки изложены в этой статье.
  • Стерео не лучше, чем моно, это расхожее заблуждение. В большинстве случаев даже наоборот, стерео может привести к появлению проблем с фазой и к сложностям на стадии сведения.
  • Монофонические звуки проще панорамировать, в миксе они будут четче локализованы в пространстве, а общее звучание будет прозрачнее.
  • Большинство современных библиотек рассчитаны на работу с виртуальными семплерами в нативных DAW, которые вообще не дружат с моно. Поэтому специально под них записанные в моно семплы искусственно преобразуются в стерео, хотя звук их в реальности стереофоническим не является. Помещая такой семпл в микс, вы просто множите идентичные сущности, засоряя звуковую ткань. Как грамотно преобразовать семплы из стерео в моно и подготовить их для работы – в этой статье.

Программирование барабанных партий

Конечно, использование готовых лупов (как в аудиоформате, так и в миди) позволяет значительно сэкономить время. И это бывает оправданно при выполнении коммерческих задач.

Но держите в уме, что помимо вас этими же рисунками и семплами пользуются сотни других музыкантов. Поэтому композиционно самые интересные лупы – те, которые созданы с нуля самостоятельно.

Создание хорошего лупа – не такая простая задача, как может показаться сначала. Как научиться создавать грамотные партии барабанов и ритм-секции? Какие принципы нужно соблюдать, чтобы партия была интересной и самобытной?

Первое. Обратите внимание на работу живых барабанщиков. В идеале – попробуйте сами поиграть на ударной установке, возьмите несколько уроков, почувствуйте координацию и взаимодействие рук и ног. Часто при имитации живых барабанов аранжировщики забывают, что главный фактор, по которому их можно «выкупить», – невозможность исполнить придуманную партию живьем.

В электронной музыке таких ограничений нет, но основа ритмического воспитания все равно нужна. И, кстати, обязательно изучите все основные барабанные стили. Их не так уж много, но эти знания помогут вам быстрее прорабатывать концепцию любой аранжировки.

Второе. Обратите пристальное внимание на тайминг вашего секвенсора. К сожалению, многие DAW воспроизводят миди криво, многие миди-интерфейсы не обладают достаточной точностью трансляции сигнала, да и сам миди-протокол не идеален. Поэтому западные продюсеры часто отдают предпочтение железным секвенсорам.

Третье. «Очеловечивайте» партию. Далеко не всегда музыка звучит хорошо с монотонными, как робот, барабанами. Поэтому производители добавляют секвенсорам такие функции как swing и humanize, которые слегка «расшатывают» партию, придавая ей шарм живого исполнения. То же самое можно делать вручную, но для этого надо точно знать, на какие значения смещать в ту или иную сторону определенные удары. Если же партия сыграна на электронных барабанах, десять раз подумайте, прежде чем применять к ней квантизацию, ведь это убьет живость игры.

Кстати, между точным таймингом и «очеловечиванием» нет никакого противоречия. Любая раскачка должна быть предсказуемой и контролируемой, а вот кривизна воспроизведения миди никак не поможет придать живости барабанной партии.

Четвертое. Комбинируйте четкий ритм с дополнительными штрихами и лупами. В живых ансамблях нередко наряду с барабанщиком играет и перкуссионист для дополнительной краски. Никто не запрещает накладывать несколько партий и лупов друг на друга, если они не вступают между собой в частотные и ритмические конфликты.

Иногда наложение двух разных рисунков дает совершенно новый эффектный луп. Послушайте ритм-секцию в песне «In the Air Tonight» Фила Коллинза, где сначала играет аккуратный луп на аналоговой драм-машинке, а потом вступают яркие живые барабаны.

Пятое. Продумывайте драматургию линии барабанов. Переходы между частями, контрастные рисунки в разных отрезках, стоптаймы, интересные сбивки и так далее – все это делает барабаны интереснее, а композицию насыщеннее.

Не забывайте про взаимодействие барабанов с другими инструментами. Это не значит, что нужно придерживаться банальностей типа «бас должен играть с бочкой». Взаимодействие может быть и контрастным.

Шестое. Используйте обработку. Лупы очень хорошо поддаются обработке фильтрами, особенно аналоговыми, а еще лучше – с модуляцией частоты среза. Также в некоторых случаях лупы интересно обрабатывать линиями задержки. Иногда бывает полезно включать дилей на стадии создания лупа, чтобы понимать, как прямой сигнал взаимодействует с задержанным.

Седьмое. Сохраняйте стиль. Самое страшное – когда ритмическая партия превращается в кашу. И на трех звуках можно сделать шедевр, а вот двадцать разных одновременно звучащих перкуссионных звука практически гарантированно будут звучать колхозно. Послушайте, как виртуозно исполнены минималистичные партии Ринго Старра во многих песнях Битлз, например в «In My Life».

Относитесь к барабанам в своей композиции, как к полноценному музыкальному инструменту, а не просто как к ритмичному стуку на фоне остальной аранжировки. Послушайте, к примеру, как выстраивал партии легендарный Джон Бонэм из Led Zeppelin, буквально вплетая каждый штрих в гитару.

Если для вас музыка – это настоящая или будущая профессия, ну или даже просто большое увлечение, то, возможно, вас заинтересует моя книга о работе со звуком и создании музыки «Академия Мюзикмейкера». До нового года ее можно купить по специальной цене со скидкой 20% – всего за 720 рублей. Подробности акции в моем Инстаграме и в группе Вконтакте. Впрочем, в этом блоге публикуются основные выдержки из книги, так что если вы подпишетесь на обновления, то будете получать их на почту совершенно бесплатно.


© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: