//
запись...

Все статьи

Компрессия звука: во время или после записи?


В статье Компрессия звука описывались параметры управления компрессором, которые необходимо знать и понимать каждому звукорежиссеру и саунд-дизайнеру. Но этот материал охватил далеко не все нюансы работы с компрессором, особенно касательно их использования на разных этапах музыкального производства — записи, сведении, мастеринге. О них пойдет речь ниже.

Вопрос применения компрессоров на записи иногда попахивает холиваром. Часть специалистов ратует за то, что компрессия должна применяться только к уже записанному сигналу, другие уверяют, что на стадии фиксации звука компрессор более чем оправдан.


Сторонники компрессии после записи аргументируют свою позицию тем, что, во-первых, записанный с компрессором звук практически невозможно «разжать» без потерь, а во-вторых, современные технологии позволяют компрессировать дорожки без каких-либо усилий. Несмотря на это, компрессор все же используется на записи весьма часто. Почему?

Динамический диапазон и разрядность системы

Чтобы разобраться, вспомним про разрядность сигнала в цифровой среде. Компрессируя звук, мы понижаем пиковые значения на дорожке, уменьшаем ее динамический диапазон и поднимаем среднюю громкость. При компрессии уже оцифрованного сигнала вместе с полезным звуком поднимается громкость нелинейных искажений, вызванных ошибками квантования. Чем тише записан звук в цифровой среде, тем больше в нем ошибок квантования, и тем сильнее они проявятся при увеличении громкости.

Это может никак не повлиять на результат, но может быть и обратная ситуация. Если партий много, наслоение нелинейных искажений из всех дорожек приведет к серьезному ухудшению качества микса.

Аналоговые компрессоры на стадии записи тоже иногда шумят. Но аналоговый шум не является негативным раздражителем, а в некоторых случаях его умеренное количество даже может придать звучанию своеобразный шарм. Да и вообще – аналоговые шумы далеко не такое страшное явление, как может показаться, ведь в большинстве синтезаторов генератор шума даже выведен в отдельный источник сигнала, и с его помощью создаются интересные элементы саунд-дизайна.

Так что если нужно выбрать меньшее из зол, то предпочтение стоит отдавать более естественному для нашего слуха аналоговому шуму. Плюс ко всему, исправные компрессоры известных производителей обычно имеют хорошее соотношение сигнал/шум.

Вернемся к громкости записываемого сигнала. Так уж повелось, что низкий уровень записи при оцифровке (трекинге) – едва ли не главный бич в работе звукорежиссеров, которым приносят такой материал на сведение. Очень часто аранжировщики и домашние продюсеры попросту не обращают на этот важнейший фактор внимания, и на сведение поступает трекинг с уровнями до -20, а то и -30 дБ. Но почему это проблема?

Динамический диапазон системы – это разница в громкости между самым тихим и самым громким звуками, которые она способна зафиксировать. Чем выше разрядность системы записи, тем больше ее динамический диапазон. По сути, динамический диапазон системы — это и есть то самое соотношение сигнал/шум. Шум цифровой системы записи — это нелинейные искажения, шумы квантования. При низкой разрядности самые тихие и самые громкие звуки могут выпадать за пределы динамического диапазона: первые будут теряться в шумах квантования, а вторые приводить к клипам.

Именно поэтому часто рекомендуют работать в системах с разрядностью 24 бита, предпочитая их 16-битным. Динамический диапазон 16‑битной системы записи — 96 дБ. Это означает, что самый громкий звук в ней будет на 96 дБ громче, чем шумы квантования. Но надо помнить, что эти шумы присутствуют в каждой дорожке, суммируясь в итоговом миксе.

К слову, не нужно кивать на достаточность 16‑битной разрядности компакт-дисков. При проигрывании CD мы слышим лишь одну стереодорожку, а в студийной мультитрековой записи каждая дорожка содержит искажения. 96 дБ — хороший диапазон для прослушивания, но он не всегда достаточен для работы.

Динамический диапазон 24‑битной системы – 144 дБ. В сравнении с 16-битной системой появляется хороший запас в 48 дБ. И можно было бы не беспокоиться о накапливающихся нелинейных искажениях при работе в такой системе, если бы не одно «но»!

Тихо записанный звук придется поднимать по громкости с помощью Gain или Normalize. При этом, как и в случае с посткомпрессией, поднимается и громкость шумов квантования, соотношение сигнал/шум изменяется в худшую сторону. При поднятии до нуля дБ звука, записанного на -30 дБ, динамический диапазон сокращается на 30 дБ, что дает потерю 5 бит из 24 (24 бита — это 144 дБ диапазона, один бит — это 6 дБ). Очевидно, что записанный с таким браком материал в работу попадет лишь как 19-битный.

Итак, неверно настроив уровень записи, мы теряем в разрядности и усиливаем шумы квантования. А теперь представьте, что этот трекинг подвергается еще и цифровой компрессии, которая дополнительно сожмет динамический диапазон и поднимет нелинейные искажения. Очевидно, что о качестве можно забыть.

Что делать? Решение простое: нужно записывать дорожки на максимальной громкости, не допуская клипов. В некоторых случаях можно оставить небольшой резервный хедрум – скажем, 2-3 дБ до нуля, чтобы обезопасить себя от случайных всплесков волны или сохранить возможность локальной обработки какими-нибудь алгоритмами без манипуляций с уровнями.

Кроме того, необходимо внимательно подходить к применению компрессоров на записи, индивидуально оценивать их необходимость и понимать допустимые значения параметров компрессии.

Рекомендации при оцифровке различных источников

Если вы оцифровываете синтезаторы, выставляйте их ручку громкости на 80-85% от максимума. До предела громкость выкручивать все же не стоит, многие синтезаторы на экстремальных уровнях могут давать неприятные щелчки и прочие артефакты. Если громкости все равно недостаточно — обратитесь к инструкции синтезатора и выясните, какие его параметры влияют на громкость звуков в программах. Чаще всего это параметры Gain или Volume. Выставляйте их по возможности громче, но следите, чтобы не появлялось искажений.

В большинстве случаев синтезаторы не требуют компрессии, однако иногда это может быть оправданно, особенно для драм-машин и басовых звуков.

При записи живых инструментов (акустическая гитара, фортепиано) используйте правильно подобранные хорошие чувствительные микрофоны, следите за их правильным расположением относительно инструмента и друг друга, разгоняйте чувствительность предусилителей до приличного уровня, но следите, чтобы при этом в микрофоны не проникало слишком много посторонних шумов. Компрессия для таких инструментов чаще всего не используется, однако в некоторых случаях она может быть уместна.

Если требуется записать голос, бас-гитару или другие инструменты, нуждающиеся в компрессии, — применяйте аналоговый компрессор на записи. Не полагайтесь на последующую обработку в цифре. Соблюдая эти простые инструкции, вы сможете выжать максимум из 24‑битной записи.

Суммируем:

  • По возможности применяйте аккуратную компрессию при записи.
  • В цифровой среде записывайте звук с максимальной громкостью.
  • Избегайте появления цифровых клипов.
  • Используйте высокую разрядность системы (24 бита).

Компрессор в мастер-секции

Инсерты в мастер-секции дают возможность применения динамической обработки ко всему миксу сразу. Обычно этим пользуются, чтобы «сделать мастеринг» сразу вместе со сведением.

В статье Мастеринг и громкость звука уже говорилось, что для лучшего результата необходимо делать мастеринг в другом помещении, на другой аппаратуре, силами и ушами другого инженера. Но этой рекомендацией часто пренебрегают, делая в целях экономии мастеринг «не отходя от кассы».

Одна из распространенных ошибок в такой ситуации – включение компрессоров, лимитеров, эквалайзеров и прочих приборов в инсерт-шину мастер-секции еще до завершения сведения, в процессе работы. Конечно, при такой работе кажется, что звучание становится лучше. И здесь опять придется повторить, что люди склонны делать ложные выводы, основываясь лишь на громкости сигнала, а при компрессии и лимитировании звук становится громче.

Но во время сведения звукорежиссер часто прослушивает звуки группами, не только в общем миксе. А ведь компрессор срабатывает только при достижении уровня порога срабатывания (Threshold). Общий уровень 2–3 дорожек будет тише, чем уровень 10–15. Малое количество дорожек может не доходить до порога срабатывания, а большое будет его превышать. Соответственно, одни и те же звуки в разных комбинациях будут звучать то с компрессией, то без нее. Это внесет в работу путаницу, адекватного контроля звучания не будет.

Это касается любой обработки в мастер-секции, все они должны быть отключены до завершения сведения. Если даже вы не захотите отдавать микс на мастеринг другому специалисту, вы всегда можете отшлифовать его, включив приборы в мастер-секции уже после получения желаемого звучания.

Компрессия – сложная и многогранная тема. О ней уже много было сказано в этом блоге. Если вам интересна еще более полная информация, в том числе с примерами типичных настроек компрессоров для разных ситуаций и задач, обратите внимание на книгу «Академия Мюзикмейкера». Впрочем, в ней вы найдете самые различные полезные материалы не только по этому, но и по другим аспектам музыкального производства.

Подписывайтесь на этот блог, следите за новостями в группе ВКонтакте, задавайте любые вопросы в комментариях под статьей.


© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна