//
запись...

Все статьи

Обработка звука: подключение через AUX или INSERT


mixer_aux

Мне часто приходится отвечать на вопросы об использовании и подключении приборов обработки: «Как подключить компрессор?», «Как подключить ревербератор?», «Как одним процессором обработать несколько звуков?», «Почему ревербератор нужно подключать по моно?».

Чаще всего проблемы возникают из-за непонимания разницы между подключениями через AUX и Insert. Я уже публиковал статью про процессоры эффектов, где вскользь затрагивал эту тему, но теперь решил рассказать о подключениях подробнее в отдельной статье.


Основные отличия подключения обработки через AUX и Insert:

  • Подключение через AUX (посыл-возврат) создает копию сигнала и подмешивает его к исходному, а подключение через Insert (разрыв) изменяет исходный сигнал.
  • При работе через AUX возможна регулировка баланса чистого и обработанного сигналов, а в случае с Insert – нет, на пульт возвращается только обработанный сигнал.
  • Через AUX можно обработать любое количество звуков в разных пропорциях (один звук обработан сильнее, другой меньше). Через Insert обрабатывается только та дорожка, на которой задействован прибор. Обрабатывать через разрыв сразу несколько дорожек можно только при наличии подгрупп, однако даже в этом случае нет возможности регулировать обработку каждого звука индивидуально.
  • Через AUX обычно подключаются приборы пространственной обработки (ревербераторы, дилеи) и модуляционные эффекты (хорусы и так далее), а через Insert – динамическая и спектральная обработка (компрессоры, лимитеры, эквалайзеры). Естественно, возможны исключения.
  • На AUX сигнал обычно отправляется в моно, а возвращается в стерео (кроме монофонических дилеев и тру-стерео ревербераторов), а в Insert при обработке монофоническим процессором посылается сигнал в моно, а при обработке стереофоническим – посылаются оба канала.

Подключение обработки через AUX

Рассмотрим, каким образом организуются посылы (Send) и возвраты (Return) при включении в систему процессоров обработки через шину AUX.

AUX (от англ. Auxiliary — «вспомогательный») — шина, позволяющая скопировать сигнал с линейки и использовать копию для обработки или мониторинга. Основной сигнал при этом не изменяется.

Подключение к микшерному пульту

На пульте обычно есть разъемы посылов (Send) и возвратов (Return), которые вместе образуют шину AUX. С ее помощью сигнал сначала дублируется для посыла на эффект, а затем, уже обработанный, возвращается в микс. Выходные разъемы пульта (AUX Send) соединяются с входными разъемами обработки (In), а выходы обработки (Out) — с входами пульта (AUX Return). При соединении разъемов обязательно соблюдайте согласование разъемов баланс/небаланс.

На каждой линейке пульта есть ручки посылов на каждый аукс. По каналу Send сигнал идет на AUX, а обработанный сигнал возвращается на пульт по каналу Return. В студии с помощью ауксов с любой дорожки можно послать сигнал в нужном количестве на нужный процессор эффектов.

auxes_1

Количество ауксов на разных пультах может быть различным. Чем больше у пульта посылов, тем больше разной обработки можно применить к каждому звуку. Если посылов четыре — мы получаем четыре копии основного сигнала. С каждой линейки пульта звуки можно направлять с разными уровнями в один и тот же посыл. Все они смешиваются и единым потоком попадают в процессор эффектов.

Чем круче вы повернете ручку посыла на линейке, тем сильнее звук с нее поступит на обработку. Сильно разогнанный посыл изменяет соотношение чистого и обработанного сигналов (Dry/Wet) в сторону обработанного. В случае с реверберацией звук с большим уровнем посыла будет сидеть глубже, дальше в миксе. В случае с линиями задержки чрезмерно разогнанный посыл приведет к тому, что повторения звука будут звучать громче, чем исходный сигнал.

Если к первому ауксу подключен ревербератор, то ручка Aux1 на любом канале пульта посылает звук с него на ревербератор. Сам чистый сигнал не изменяется, обработка к нему подмешивается через возврат. Можно отправить в один и тот же ревербератор гитару, барабаны и любые другие инструменты в нужных пропорциях. На другую обработку сигнал с этих же каналов посылается поворотом ручек Aux2, Aux3, Aux4.

При подключении обработки к пульту соблюдайте очередность соединений посылов и возвратов: если с первого посыла звук идет на ревербератор, то выходы ревербератора подключаются к первой паре возвратов.

Обычно сигнал посылается на обработку в режиме моно, а возвращается в стерео. Это нормально, ведь в жизни любой звук исходит из одной точки, а уже затем к нему подмешиваются отражения, создающие пространственный эффект. Подробнее об этом говорилось в статье Моно или стерео.

Некоторые дорогие ревербераторы имеют реальную стереофонию, на них сигнал можно посылать в стерео. Но для этого потребуется занять на пульте два канала AUX, что лишит вас возможности использовать другой прибор. На дилей-машины, работающие в режиме раздельного моно, звук также посылается по двум каналам. На любую другую обработку сигнал идет по одному каналу, несмотря на наличие на приборах двух входов. Из этих входов нужно использовать помеченный как моно — например, с надписью «L (mono)».

Соединив все приборы с пультом, нужно активировать ауксы, повернув ручки AUX в мастер-секции до нужного уровня. Если на пульте четыре посыла, то и ручек будет четыре. Также нужно включить возвраты, активировав их каналы на пульте. При затруднениях обращайтесь к инструкции пульта.

auxes_2_800

Шины AUX могут работать в режимах пре-фейдер (Pre-Fader) и пост-фейдер (Post-Fader). В режиме Pre звук на обработку забирается до фейдера, уровень громкости на канале не влияет на количество этого сигнала в процессоре. В режиме Post при изменении громкости фейдером на канале громкость посыла на процессор также будет изменяться.

Пример подключения. Допустим, в нашем проекте на 12‑й канал пульта направлена вокальная дорожка и нам требуется обработать ее ревербератором, который будет подключен к AUX1.

Наши действия:

  • Подключить первый разъем в секции Sends пульта к входу L ревербератора.
  • Подключить выходы L и R ревербератора к первой паре возвратов в секции разъемов Returns.
  • Включить процессор эффектов и выбрать нужную программу.
  • Поднять уровень первого посыла на пульте с помощью соответствующей ручки в мастер-секции.
  • Активировать на пульте оба канала первого возврата.
  • На 12‑м канале повернуть по часовой стрелке ручку Aux1, отправив копию сигнала в процессор.
  • Отрегулировать чувствительность входа процессора (input).

Теперь на пульте голос звучит дважды — чистый сигнал на 12‑м канале и обработанный сигнал в первой паре возвратов. Точно как в случае с точечным источником в комнате и отражениями от поверхностей.

Подключение к цифровой системе записи

auxes_3

Этот принцип подключения и работы сохраняется и в цифровой среде, однако технически он реализуется несколько иначе. Здесь в роли пульта выступает аудиосеквенсор. Чтобы иметь возможность использовать обработку прямо из проекта, входы и выходы процессоров должны быть соединены с системой записи через аудиоинтерфейс.

Аудиоинтерфейс — это набор входов и выходов звуковой карты или аппаратно-программного комплекса (АПК). В случае с АПК интерфейсы обычно представлены отдельными приборами, и их количество можно менять в зависимости от потребностей музыканта. На звуковых картах входы и выходы чаще всего встроенные.

Для каждого прибора обработки нужно задействовать один выход из интерфейса (посыл) и два входа в него (возврат в стерео). Если вы имеете по 8 аналоговых входов и выходов, то первые два из них обычно задействованы для мониторинга. Оставшиеся шесть можно использовать как посылы. Но поскольку на возврат мы можем завести только 8 каналов, это ограничивает нас четырьмя приборами обработки (4 стерео).

Соединяем выходы 3–6 системы записи с входами обработки, а выходы обработки с входами системы записи. Должно получиться примерно как на приведенном выше рисунке.

auxes_4

Аппаратная часть готова, осталось настроить программную. В разных секвенсорах настройки маршрутизации могут различаться, но главное понять основной принцип.

Например, в АПК ProTools настройка производится в меню I/O Setup. В закладке Output создаются четыре монопосыла (Path). На каждый из них в матрице указывается соответствующий физический выход с 3 по 6. Желательно каждый посыл подписать, чтобы не было путаницы. Обозначьте их названиями процессоров — например, Lexicon, Symetrix, Alesis, Yamaha.

В закладке Input создаются четыре стереовозврата, на каждый — по две ячейки матрицы. Присвойте им соответствующие приборам имена.

В основном рабочем поле необходимо создать четыре дорожки AUX Input. Это виртуальные ауксы пульта. На них будет приходить сигнал с процессоров в стерео, поэтому они должны быть стерео.

Чтобы сигнал поступил на AUX Input, укажите Input созданного аукса соответствующий прибор, например Lexicon (названия вы присваивали в настройках). Теперь все звуки, которые выходят с «Лексикона», попадают на этот аукс. Проделайте эту операцию со всеми четырьмя шинами.

Выход из AUX Input должен идти на мастер-шину, то есть туда, куда направляется весь микс. Если все настройки и соединения верны, можно услышать сигнал, поступающий с каждого прибора обработки.

Но обработка не начнет звучать, пока вы не отправите на нее звуки с дорожек секвенсора с помощью виртуальных посылов. Для доступа к посылам активируйте Sends View в верхнем левом углу рабочего поля. На каналах появится поле Sends с ячейками. Выбирайте верхнюю ячейку и в выпадающем меню Interface указывайте посыл на нужный прибор (например, в первой ячейке выберите посыл Lexicon, созданный ранее в I/O Setup). Появится виртуальный ползунок, с помощью которого можно регулировать уровень посыла с этой дорожки на этот процессор. Этот ползунок — виртуальная копия ручек Aux на каналах пульта.

Необходимо согласовать уровни посыла с чувствительностью входа процессоров при помощи ручки Input Gain на приборе обработки. Уровень возвратов можно изменять ручкой громкости процессора или изменением уровня громкости на соответствующем канале AUX Input.

В других секвенсорах (Cubase, Nuendo, Logic и т.д.) принципы маршрутизации идентичны. Главное понять логику: сначала коммутируем систему с обработкой, затем назначаем маршрутизацию в настройках, а потом уже посылаем звук на ауксы из рабочего окна.

Подключение обработки через Insert

insert_1

В отличие от приборов пространственной обработки и модуляции, которые подключаются через AUX, динамическая обработка включается в Insert (разрыв цепи). Обработанный компрессором или эквалайзером сигнал невозможно отделить от исходного, он не подмешивается в микс, а изменяет исходник.

Данный тип соединения называется «разрывом», так как прибор обработки, по сути, вклинивается в звуковой поток.

Соединение через разрыв похоже на то, как гитаристы включают гитарные педали цепочкой между самой гитарой и комбиком: без разрыва шнур включается из гитары напрямую в комбик, а с разрывом — он сначала ведет к педали, а из педали уже в комбик. Таким образом педаль выполняет роль инсерт-обработки, которая во включенном состоянии уже не может быть отделена от гитарного звука.

Динамическая обработка может быть подключена в разрыв канала, подгруппы или мастер-секции.

Инсерт на линейке пульта или DAW

При подключении через аудиоинтерфейс звуковой карты маршрутизация простая: выход карты на вход компрессора, выход компрессора на вход карты, остальные настройки производятся программно.

insert_2

При включении в инсерт пульта вы можете столкнуться с одной особенностью. Разъем Insert на пульте нередко представлен одним гнездом — оно является одновременно и посылом, и возвратом. Это трехконтактный разъем (TRS). При этом вход и выход компрессора — раздельные разъемы. Для подключения потребуется специальный кабель-переходник, так называемые «штаны». С его помощью осуществляется переход с одного трехконтактного разъема на два двухконтактных. Посыл на обработку чаще всего идет через контакт Tip (кончик), а возврат — через Ring (кольцо). Третий контакт (Sleeve) — это их общая земля. Бывает и обратная конфигурация Tip/Ring, подробности всегда можно найти в инструкции.

Пульты более высокой ценовой категории могут иметь раздельные посыл и возврат инсертов. На самых дорогих пультах они балансные, но встречаются и небалансные раздельные разъемы (TS, RCA).

Особенностью разъемов Insert является наличие нормализации: в подключенном состоянии сигнал проходит через компрессор или другой прибор в разрыве, но если джек вынуть из него, то происходит замыкание цепи, и она работает в штатном режиме без разрыва.

Групповая обработка через инсерт подгруппы

insert_3

Чтобы с помощью одного динамического процессора обработать сразу несколько звуков, применяется обработка через подгруппу. В зависимости от конфигурации, аналоговый (или цифровой) пульт может иметь разное их количество (или вообще их не иметь). Подгруппы дублируют звуки с линеек, сигнал на них отсылается с каждой линейки пульта.

Подгруппы имеют свои разъемы Insert, так что все инструменты, отправленные на одну из них, могут быть обработаны одним общим компрессором или эквалайзером. Для адекватности обработки отправляйте в подгруппу однородные по характеру звуки.

Подгруппы обычно двухканальные. Это нужно для сохранения панорамы звуков с линеек. Поскольку каналов два, в групповом инсерте используется или двухканальный прибор, или пара одноканальных.

Можно оставить звуки только в подгруппе, выключив основную линейку пульта из микса (кнопка Mix). Можно продублировать звуки, смешав сигнал на линейке с обработанным сигналом.

В цифровой среде подгруппы организуются средствами внутренней маршрутизации через шину (Bus). Логика организации подгрупп сохраняется: звук с канала дублируется на отдельную шину, где подвергается обработке и добавляется в микс.

Инсерт в мастер-секции

Инсерты в мастер-секции дают возможность применения динамической обработки на всем миксе. Обычно это бывает нужно для мастеринга, осуществляемого сразу после сведения на том же пульте.

Вообще, для лучшего результата рекомендуется делать мастеринг в другом помещении, на другой аппаратуре, силами другого инженера. В этом случае коллективный разум и альтернативный контроль делают свое дело. Но в целях экономии мастеринг нередко делается «не отходя от кассы».

В этой ситуации многие звукорежиссеры допускают распространенную ошибку, включая приборы в инсерт мастер-секции еще до завершения сведения, в процессе работы. Почему так делать не нужно – я расскажу в одной из ближайших публикаций.

Этой статьей я начинаю серию публикаций выдержек из моей книги «Академия Мюзикмейкера». Постепенно значительная часть книги будет опубликована здесь, так что даже если вы не хотите тратить деньги на покупку, вы можете подписаться на блог и читать материалы из книги бесплатно. А те, кто желает получить всю информацию сразу и изучить ее комплексно, могут приобрести книгу по этой ссылке.


© Алексей Данилов
Иллюстрации: А. Рублевский
Фото: А. Селищев
При перепечатывании ссылка на источник обязательна

Интересное: