//
запись...

Все статьи

Аналоговые синтезаторы. Продолжение


Yamaha CS70M

Часть вторая. Динозавры бессмертны

Читать Аналоговые синтезаторы. Часть первая

Одним из главных достижений производителей синтезаторов в 70-е годы была портативность. Благодаря появлению небольших и нетяжелых синтезаторов, клавишники смогли чувствовать себя на равных с любыми другими музыкантами. Ведь до этого в большинстве случаев сценическая деятельность клавишника сводилась к игре на фортепиано или органе. Но теперь клавишник становится неотъемлемой частью концертов, не говоря уже о студийной работе.

Казалось бы, революция свершилась, можно успокоиться. Но не тут-то было. В 80-е годы наступил синтезаторный бум. Инструменты становились все компактнее, звуки – разнообразнее, полифония – больше, возможности управления и сохранения собственных звуков – обширнее. И все это благодаря появлению и развитию протокола, ставшего кровеносной системой любой синтезаторной студии – MIDI.

Цифровая эпоха

У истоков MIDI стояли несколько компаний, которые в тот момент были озабочены интеграцией отдельных инструментов в единую систему. А именно, Roland оборудовал приборы такими интерфейсами как DCB и DIN Sync, Yamaha разработала KeyCode для связи разных моделей своих синтезаторов. Схожими разработками занимались инженеры в компаниях Korg, Kawai, Sequential Sirquits, Oberheim. В результате уже в 1981 году совместными усилиями был реализован протокол USI (Universal Synthesizer Interface), а в 1983 году на его основе появился и сам MIDIцифровой интерфейс музыкальных инструментов (Misical Instruments Digital Interface). Немного подробнее об истории возникновения миди можно прочитать в другой моей статье про миди-клавиатуры.

Ну а как это связано с аналоговыми синтезаторами? Дело в том, что влияя в целом положительно на развитие отрасли, появление миди поставило под вопрос существование аналоговых синтезаторов. Цифровой по своей сущности, этот протокол предвещал скорое повсеместное вторжение цифровых инструментов на рынок. Это и произошло в 1983 году, когда Yamaha выпустила не раз уже упомянутую мной в разных статьях DX7. 16 голосов полифонии, надежный строй, компактные размеры и относительно невысокая цена – это было серьезным ударом по аналогам, связь между которыми в большинстве случаев осуществлялась только с помощью ограниченного интерфейса CV/Gate.

С этого момента отсутствие миди у синтезатора обрекало его на невостребованность. Некоторые фирмы стали в экстренном порядке разрабатывать конверторы, благодаря которым не имевшие до этого MIDI инструменты смогли выстоять в новых конкурентных условиях. Roland выпускает DCB/MIDI-конверторы, благодаря которым на плаву остаются легендарные Jupiter-8 и Juno-60. Итальянская фирма Elka опционально укомплектовывает поздние версии своего супернавороченного инструмента Synthex специальным небольшим блоком, позволяя работать с ним по MIDI. И так далее. В те годы многим моделям было характерно разделение чуть ли не по серийным номерам – до такого-то номера миди не было, а с такого-то стали ставить.

Для некоторых же моделей миди стало путевкой в жизнь – новые разработки 1983 года получали этот интерфейс в базовой конфигурации. Первым аналоговым инструментом с миди исторически считается Sequential Circuits Prophet-600, чуть позже появился Roland JX3P, затем Juno-106 и Jupiter-6, Korg Poly-800, Akai AX80 и так далее. Аналоговые синтезаторы постепенно «оцифровываются», появляется много инструментов с цифровым контролем осцилляторов, затем с цифровыми осцилляторами на основе волновых форм (Korg DW-6000, DW/EX-8000, Ensoniq ESQ-1/ESQ-M, Kawai K3) заменяются и другие узлы цифровыми элементами, например огибающие, LFO и прочее.

Иметь цифровые блоки становится очень удобно, ведь ими легко управлять по MIDI. Благодаря MIDI синтезаторы получили возможность простого сохранения всех параметров звука в пресеты, управления инструментами на расстоянии, синхронизации приборов разных фирм для работы в единой связке. Теперь клавишник смог появляться на сцене даже с легким наплечным контроллером типа Yamaha KX-5 или Casio AZ-1, конкурируя с гитаристами или саксофонистами за место фронтмена (аналоговые наплечные синтезаторы также существовали и до этого, но они, естественно, не обладали таким функционалом, который мог предоставить миди, да и весили существенно больше).

Чем дальше синтезаторы уходили от аналогового звукообразования к цифровому, тем очевиднее становился факт того, что в скором времени большинство производителей встанут перед серьезным выбором. Либо переориентировать свои мощности на создание инструментов, отвечающих современным требованиям, либо остаться в истории. Проще говоря, цифровая эпоха вступила в свои права, обрекая аналоговых динозавров на вымирание.

Kawai K5000S

Уже в 90-е годы XX века производство аналоговых инструментов практически сошло на нет. Возможности, которые дала музыкантам цифра, были недосягаемы для старинных технологий. Аналоговое синтезаторостроение было предано забвению, а старички из 70-х и 80-х годов упали в цене на вторичном рынке до неприлично низкого уровня.

Конечно, осталось некоторое количество музыкантов, сохранивших трезвый взгляд на ситуацию. Для них вопрос отказа от аналоговых синтезаторов не стоял. Использование цифровых технологий – это хорошо, это реальный прорыв. Но как бы ни пытались цифровые инструменты моделировать или подражать старичкам – это у них получалось посредственно. И те, кто в тот момент сумел предугадать грядущий возврат к истокам, скупили по бросовой цене замечательные инструменты.

Итак, в начале Третьего тысячелетия среди музыкантов вдруг наступило массовое осознание: аналоговые синтезаторы не мертвы, с их помощью можно делать то, до чего цифровым не допрыгнуть, скорее всего, никогда. Начинается обратная реакция – цены на «винтаж» взвинчиваются до предела. Синтезаторы дорожают в десятки раз.

Современность

Рост цен подстегивается и другими факторами. Во-первых, плодятся как на дрожжах коллекционеры винтажных синтезаторов, и огромное количество прекрасных инструментов оседает в их коллекциях, беря на себя роль пылесборников. Коллекционеры взвинчивают цены на инструменты в музейном состоянии, вынимая их из рабочих сетапов музыкантов. А вслед за музейными растут цены и на все остальные экземпляры.

Во-вторых, преданные на десятилетие забвению приборы постепенно приходят в негодность. Вынужденные в большинстве своем коротать дни в чуланах и кладовках, они теряют работоспособность и требуют серьезных затрат для реанимации. А поскольку с производства они давно уже сняты, комплектующие становятся реальной проблемой. При этом общее количество старых инструментов весьма ограничено, а ряды желающих обладать частичкой истории множатся.

Естественно, бизнесмены от синтезаторостроения не могли не разыграть эту карту. Со второй половины первого десятилетия XXI века едва ли не каждый бренд отметился «новинками под старину».

Alesis выпускает Andeomeda A6, о звуке которого в скором времени разгораются жестокие споры. Кто-то считает звучание Андромеды слишком жестким для аналогов и неуниверсальным, кто-то же, напротив, записывает инструмент в категорию топовых современных приборов.

Moog Music под руководством тогда еще живого Роберта Мога возрождает линейку Minimoog, присовокупив к названию словечко Voyager, видимо намекая на путешествие во времени. И снова вокруг современной инкарнации старинных технологий возникают баталии. Часть музыкантов с удовольствием пользуется Вояджерами в студии и на концертах (благо, у новых инструментов не плывет строй и есть миди и пресеты). Другая часть убеждена в том, что компания Moog просто эксплуатирует свои былые заслуги в целях наживы, а по поводу звука Вояджеров говорят, что это жалкая пародия на классический Minimoog Model D.

Korg, долго увиливая от этой темы и пытаясь «отмазаться» разными софтовыми безделушками типа Legacy Collection с контроллером, выполненным в виде легендарного MS20, в конечном итоге все-таки отрыгнул что-то действительно аналоговое – Korg Monotron.

Hartmann Neuron

Оживился и дедушка Дейв Смит (создатель Prophet-5), появившись на рынке теперь уже в качестве руководителя новой компании имени себя – Dave Smith Instruments, насытив рынок сначала весьма спорными Evolver и PolyEvolver, а затем и более похожими на правду Prophet 08.

Уверенно подняла голову американская кастомшоп-компания Studio Electronics, ранее известная модификациями старых приборов и упаковыванием их в рэковые корпуса. Появляются их новые версии старых аналогов – SE-1X и ATC-X.

Фирма Jomox вовсю эксплуатирует названия моделей роландовских драм-машинок, выпуская клоны 909-го и 808-го с реальными аналоговыми тон-генераторами и схожей с оригиналами архитектурой. И так далее.

Множество производителей виртаналогов вовсю сражаются за рынки сбыта, уверяя пользователей в том, что именно их аналоговое моделирование наиболее аутентично. Clavia, Acess, Novation, новичок Hartmann, восставший из пепла Waldorf и так далее – все играют по новым правилам, где бал правит аналоговый звук.

Однако, несмотря на некоторое оживление в этой области, приоритет все-таки остается за цифровыми синтезаторами. Да и, если говорить откровенно, реальные ценители аналогового звука все-таки в большей степени отдают предпочтение классике, а не новоделам. Так что в ближайшем будущем, в продолжение рассказа об аналоговых синтезаторах, мне бы хотелось немного более подробно описать некоторые наиболее значимые инструменты 80-х годов – самого яркого периода в истории клавишных инструментов.

Скоро Вы сможете прочитать про такие инструменты как:

  • Roland Jupiter-8
  • Roland Jupiter-6
  • Korg Polysix
  • Oberheim OB-8
  • Oberheim Matrix-12
  • Elka Synthex
  • Moog Memorymoog
  • Yamaha CS70M
  • Rhodes Chroma

Чтобы не пропустить появление новых статей, Вы можете подписаться на обновления блога.

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: