//
запись...

Все статьи

Аналоговые синтезаторы


SCI Prophet-5

Часть первая. История синтезаторов: 1897–1980

Что такое аналоговый синтезатор

Аналоговые синтезаторы – это таинственные звуковые монстры, которые нас завораживают и притягивают, но вместе с этим пугают и отталкивают. Сложно вспомнить что-то более противоречивое в истории синтезаторов. Десятилетиями не угасают споры о том, когда же наконец цифровые инструменты смогут приблизиться к ним по звучанию, а когда превзойдут их. Каждый день сотни музыкантов по всему миру спорят о новинках, убеждая друг друга в том, что теперь уж точно аналоговая эпоха осталась в истории.

Проходят годы, новинки устаревают и дешевеют, на их место приходят другие новинки, и разработчики каждый раз обещают что-то уникальное и беспрецедентное. А старички-аналоги расселись себе спокойно по музыкальным студиям и в ус не дуют. Многие искушенные синтезаторщики только радуются очередной «революции», выслеживая по объявлениям винтажные раритеты. Как говорится в одном известном анекдоте – «он ищет, а я уже нашел».

Чем же так привлекательны аналоговые синтезаторы? Да ничем. За исключением одного. Главного. Звука. Так мягко и так объемно, так красиво и вкусно, так непредсказуемо и бескомпромиссно может звучать только настоящий живой инструмент. И так оно и есть – аналоговые синтезаторы – живые.

Есть много прекрасных цифровых инструментов. И лучшие из них – те, что не пытаются превзойти аналоговые, а делают нечто своеобразное, по-хорошему цифровое. Но ни один из них никогда не сможет с абсолютной точностью повторить звучание аналога. Потому что аналог – это физика, а физика, в отличие от математики – неточная наука, в ней всегда есть место случайности. И даже если случайность в цифровом инструменте предусмотрена алгоритмом – все равно она запрограммирована заранее.

Как нет двух одинаковых людей, точно так же невозможно найти два абсолютно одинаковых аналоговых синтезатора. Даже два экземпляра одной и той же модели, поставленные рядом, могут прозвучать по-разному. Как и в случае с акустическими и электрогитарами, здесь речь идет о физике звука, только она диктуется не акустическими свойствами материалов и формой составных частей, а характеристиками электронных элементов, из которых собраны синтезаторы.

Покупать аналог – это всегда риск. К выбору нужно подходить очень внимательно, и при покупке надо досконально проверять конкретный экземпляр. Но если знать, на что прежде всего обращать внимание, и быть готовым потратить еще немного средств на периодическую профилактику и поддержание инструмента в рабочей форме – можно насладиться настоящим богатством звука, которое будет дарить Ваше приобретение. Аналог откроет Вам двери в совершенно иной мир живого и яркого звучания.

История аналоговых синтезаторов

История аналоговых синтезаторов слишком обширна, чтобы ее можно было уложить в одну статью. Отрадно, что в развитии синтезаторостроения очень большую роль сыграли русские ученые.

Первые синтезаторы

Первым синтезатором принято считать Терменвокс – прибор, который изобрел в 1918 году русский ученый Лев Термен. Этот инструмент абсолютно не похож на синтезаторы, которыми мы привыкли пользоваться сегодня. Прежде всего – потому, что у него нет клавиатуры. Изменение высоты и громкости издаваемого Терменвоксом звука производится изменением положения рук музыканта относительно двух соответствующих антенн.

Другой русский инженер, Евгений Мурзин, в 1937 году начал работать над проектом еще одного уникального прибора, который увидел свет в 1958 году и был назван АНС – в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина. Кроме того, что АНС был одним из первых синтезаторов в мире, он был еще и первым полифоническим синтезатором, то есть способным воспроизводить более одной ноты одновременно. Будучи инженером в области оптики, Мурзин положил в основу технологии принцип фотооптической звукозаписи, с помощью которой можно визуализировать звуковой спектр. Этот инструмент позволил синтезировать звук из искусственных изображений звуковых волн. Единственный в мире АНС сегодня хранится в Музее им. Глинки.

Компания Telefunken в 1933 году представила миру изобретение Фридриха Траутвайна (Friedrich Trautwein) и Оскара Сала (Oscar Sala) – монофонический синтезатор Trautonium. Игра на этом инструменте заключалась в передвижении пальцев по специальной металлической ленте, которая выполняла функцию клавиатуры. С помощью силы давления можно было управлять громкостью звука. Этих приборов с 1933 по 1935 годы было произведено всего 200 штук.

В 1941 году француз Georges Jenny изобрел клавишный инструмент Ondioline, принцип работы которого основывался на генерации сигнала, аналогичной Терменвоксу, только в Ondioline была реализована более сложная схема, благодаря которой звук получился более насыщенным. Уникальная клавиатура позволяла получать очень органичное вибрато с помощью колебания клавиш пальцами при игре. Всего было продано около 700 экземпляров этого инструмента.

В 1934 компания Hammond во главе с Лоуренсом Хэммондом выпускает первый электронный орган, который изначально был недорогой альтернативой духовым органам, и предназначался, в первую очередь, для церковных нужд. Позже, в 60-е годы, Hammond-орган стал культовым инструментом среди рок-н-ролльщиков и хард-роковых групп. Орган был разработан на основе изобретения, запатентованного еще в далеком 1897 году Таддеусом Кэхиллом (Thaddeus Cahill), и названного Телармониум (Telharmonium). Иначе его также называют Динамофон.

Телармониум был первым музыкальным инструментом, производящим звук при помощи электричества. С точки зрения звукообразования он был, как и духовые органы, аддитивным. 145 электрических генераторов, как и трубы у органов, вырабатывали ток разной частоты. Система приводилась в действие с помощью трех модифицированных органных клавиатур. При этом инструмент в сборе весил двести (!) тонн, а для его транспортировки требовался состав из тридцати вагонов. Реальный рабочий образец был создан только в 1906 году, хотя патент, как уже было сказано выше, получен еще в 1897. Телармониум существовал лишь в трех экземплярах (последний создан в 1911 году), и как коммерческий проект провалился, хотя во многом предвосхитил развитие электронных музыкальных инструментов. Эпоха Телармониума завершилась в 1916 году, так и не оставив после себя ни единой записи этого инструмента.

Почему Телармониум нельзя в полной мере назвать синтезатором? Очень просто. В основе любого синтезатора лежит осциллятор – колебательный контур. Внутри него возникают электромагнитные колебания. А ведь в привычном для нас понимании основой аналогового осциллятора является контроль частоты колебаний при помощи напряжения. Именно по этому принципу работал Терменвокс, генерация сигнала и изменение частоты происходило на электронном уровне. И музыкант имел возможность изменять его, воздействуя извне. А Телармониум издавал звук, складывая его из генераторов с фиксированными частотами, а трансляция звука происходила через телефонные линии. То есть, фактически, его работа основывалась на возбуждении электричеством физических колебаний. Грубо говоря, синтезатор звук синтезирует, а Телармониум его просто издавал.

Однако нельзя умалять достоинств этого изобретения. Кто знает, не появись Телармониум – может быть и вся история синтезаторов сложилась бы иначе. И, как я уже сказал, благодаря этому изобретению уже в середине века многие музыканты имели возможность играть на полифонических инструментах, какими были электроорганы. Забегая вперед, скажу, что вплоть до второй половины 70-х годов реализация доступного для обычного музыканта полифонического синтезатора была мечтой. Так что, с одной стороны органы – это часть истории синтезаторов, с другой – нечто развивавшееся параллельно и независимо от них.

Модульные системы (модуляры)

Вернемся к синтезаторам. В 60-е годы прошлого века появляются, наконец, «родители» синтезаторов в современном понимании – модуляры, или модульные системы. Это были большие шкафы (правда, не такие большие, как Телармониум), состоявшие из отдельных элементов, модулей. Названия этих модулей сегодня привычны для любого электронщика – осцилляторы, фильтры, огибающие, модуляция. Также частью системы могли быть ревербератор или вокодер. Между собой элементы соединялись при помощи специальных проводов – патч-кордов, обеспечивавших маршрутизацию сигнала.

Модульные системы открывали огромные возможности для музыкантов. Можно было иметь любое нужное количество модулей определенного типа, и коммутировать между собой в произвольной последовательности, руководствуясь поставленными задачами. Лидерами в производстве таких систем были американские фирмы Buchla, Moog и ARP, английская компания EMS (основателем которой был, кстати, сын русских эмигрантов Петр Зиновьев). Позже модуляры производились довольно большим числом фирм, в их числе японский Roland.

Однако, несмотря на то, что модульные системы были серьезным прорывом в мире синтезаторов, у них были серьезные недостатки. Во-первых, они были практически нетранспортабельны. Во-вторых, стоимость более-менее серьезного комплекта могла составлять десятки тысяч долларов, и для рядового музыканта модуляры были просто недоступны.

Портативные синтезаторы

Все решилось в 1970 году, когда на свет появился всемирно любимый, легендарный Minimoog. Это был небольших размеров инструмент со встроенной клавиатурой. В сравнении с модулярами он, конечно, потерял в звуковой маневренности, так как все блоки находились внутри одного корпуса и имели фиксированную коммутацию. Зато Minimoog выиграл в мобильности, ведь его теперь можно было переносить с места на место без особых усилий. А главное – он стоил более-менее доступных денег. Изобретатель Минимуга, Роберт Мог (именно так, а не Муг, правильно произносится его фамилия, имеющая немецкие корни), навсегда вошел в историю как создатель первого в мире синтезатора для широких масс.

Вскоре портативные инструменты стали производиться всеми синтезаторными брендами мира. Oberheim выпускает SEM (1974), у Korg в 1973-м выходит Minikorg 700 (а затем его двухосцилляторная версия Minikorg 700S – 1974), Roland в 1973 году производит свой вариант монофоника – SH-1000, Yamaha в том же году – свой, SY-1.

70-е годы стали настоящим бумом электронной музыки. Клавишники, наконец, получили в свое распоряжение инструмент, который не только не уступал по выразительности гитаре или саксофону, но и превосходил все остальные инструменты по разнообразию звуковой палитры. С тех пор синтезатор – непременный атрибут любого концерта, неизменный участник студийного процесса и незаменимое орудие аранжировщика.

Полифонические синтезаторы

Как я уже говорил, одним из первых синтезаторов в мире был инструмент с русскими корнями – АНС. Изобретатель Евгений Мурзин, начавший работу над АНС еще в 1937 году, завершил ее только в конце 50-х.

Но уже в 1939 году, когда АНС был еще на стадии разработки, фирма Hammond представила одну из своих неорганных разработок – Novachord, инструмент, работавший по принципу октавных делителей, и благодаря этому имевший полифонию аж в 72 голоса! Палитра его была довольно разнообразна. Имея в звуковом тракте фильтры и огибающие (то есть субтрактивный синтез в основе), Новакорд мог издавать звуки разных типов – и подобные струнным, хорам, и схожие с клавесинами и фортепиано. Первый экземпляр Новакорда получил в качестве подарка на день рождения президент США Франклин Делано Рузвельт в 1940 году. Инструмент остался непонятым современниками, так как требовал не только навыков игры, но и технических знаний для создания звуков. Да и наступившие военные годы сделали свое дело – коммерчески Novachord оказался не особо успешным. Позднее его нередко задействовали при оформлении художественных фильмов в жанрах ужасов и фантастики, а также в телепередачах.

В тот же год, когда Роберт Мог подарил миру Minimoog, в 1970-м, другая американская компания, E-mu Systems, впервые создала полифоническую клавиатуру-контроллер для своего E-mu Modular System. В отличие от Новакорда, с помощью модуляров можно было создавать очень сложные и разнообразные звуки. Так что теперь у полифонических синтезаторов появились реальные перспективы!

Уже в 1975 году Oberheim, получив лицензию на полифонический контроллер от E-mu, реализовала один из самых масштабных своих проектов, Oberheim 4Voice – полифонический синтезатор с четырьмя голосами, каждый из которых мог иметь собственный тембр, то есть имел индивидуальную настройку. 4Voice был небольших размеров, если сравнивать с модулярами. Он обладал роскошным звуком и очень широкими возможностями синтеза, а кроме того – созданные звуки можно было сохранять в пресеты. Так что даже сегодня Four-Voice является лакомым кусочком для многих электронщиков.

Но 1978 год принес компании Oberheim не очень радостные известия – Sequential Cirquits Instruments под управлением Дейва Смита выпускает революционный SCI Prophet-5, который не только обладал большей полифонией (пять голосов), но и имел возможность автоматической настройки всех голосов, так как был оснащен специальным микропроцессором для контроля параметров звука. То есть, если в случае с 4Voice Вам бы пришлось копировать настройки одного голоса на каждом из четырех модулей, чтобы получить, к примеру, полифонический пэд, то теперь все существенно упростилось – управление всеми голосами происходило синхронно с лицевой панели. Все параметры могли быть сохранены в память инструмента. Кроме того, он обладал уникальными возможностями модуляции, в нем были реализованы алгоритмы (FM) и кольцевой модуляции (ring-modulation). Выпуск Prophet-5 продолжался до 1984 года, то есть до самого наступления цифровой эпохи в синтезаторостроении, что само по себе говорит об очень серьезном коммерческом успехе. За все это время «пятый» прошел три ступени развития (ревизии), каждая из которых вносила в инструмент довольно существенные изменения. Третья, последняя, ревизия, характерна заменой чипов осцилляторов с «классических» SSM на более стабильные CEM (Curtis). В результате инструмент стал звучать несколько иначе (по заверению многих – немного тоньше), но приобрел важное качество – стабильный строй (первым ревизиям была характерна его «плавучесть»). Кстати, на волне успеха Prophet-5 SCI выпустили еще и десятиголосый Prophet-10 в 1980 году. Он существовал в двух вариантах – с одним мануалом и с двумя. Ну и, напоследок, стоит отметить еще одно важное достоинство Prophet-5 – практически современные габариты и вес.

Но нельзя не сказать и еще об одном монстре, вышедшем в 1973 году – Yamaha GX-1. Это уникальный инструмент, и одной из его уникальных особенностей была страшная по тем временам (да даже и по сегодняшним) цена – 60 тысяч долларов США (с учетом принятого международного индекса инфляции в пересчете на сегодняшний день эта сумма равняется примерно 300 тысячам долларов!). Первоначально он позиционировался как орган и состоял из пяти секций: два регистра по пять октав (Upper и Lower) с полифонией 8 голосов каждый (два осциллятора на голос), один сольный мануал (Solo) – одноголосый, из 37 клавиш, ножной басовый педальный регистр (25 педалей), монофонический с тремя осцилляторами, и еще встроенная секция драм-машинки. Настолько дорогой инструмент могли себе позволить только самые именитые музыканты, такие как Keith Emerson (у которого он был любимым инструментом), John Paul Jones из Led Zeppelin, Stevie Wonder (даже два!), Benny Andersson из ABBA, Hans Zimmer (купивший его у Эмерсона, которому при этом второй GX-1 продал Джон Пол Джонс), а также Rick Wright из Pink Floyd (правда, не сделавший на нем ни одной записи). Конечно, ставить его в один ряд с более-менее доступными Оберхеймами и Профетами сложно, да и весил он аж 300 килограмм (а вместе с педалями и специальными четырьмя «родными» колонками – вес составлял уже почти 1000 кг!). Произведено этих инструментов в общей сложности было менее сотни, что нельзя назвать коммерческим успехом.

Однако, на базе технологий, впервые реализованных именно в GX-1, Yamaha в 1976 году выпустила синтезатор, по мнению многих являющихся непокоренной вершиной синтезаторостроения, легендарный, великий и могучий…

Yamaha CS80. Он весил «всего лишь» 91 килограмм, а стоил «каких-то там» 7000 долларов. В отличие от Prophet-5, этот инструмент не имел программной цифровой памяти для сохранения пресетов, однако эта функция все же была реализована, хотя и довольно своеобразно. Ручки инструмента были продублированы в специальном отсеке таким образом, чтобы понравившееся сочетание можно было скопировать, а при необходимости к нему вернуться. Довольно изощренно, но на тот момент выбор был невелик, и приходилось мириться с неудобствами. Тем более, что Yamaha CS80 предлагал полифонию в 8 голосов, причем каждый голос был двуслойным. Мало того, синтезатор был оборудован уникальным на тот момент набором исполнительских выразительных средств, таких как ленточный контроллер (ribbon-controller) и динамическая клавиатура с полифоническим послекасанием (aftertouch).

Ленточный контроллер позволял делать полифонические слайды, то есть глиссандо, проводя свободной рукой вдоль клавиатуры в диапазоне нужного интервала. Динамическая клавиатура отвечала на силу нажатия, а полифоническое послекасание позволяло применять алгоритмы модуляции индивидуально к каждому звучащему голосу! Даже в современных синтезаторах крайне редко реализуется полифоническое послекасание. Например, если на афтетач назначено вибрато, то, усиливая нажатие на одну из клавиш современных синтезаторов, Вы получаете модуляцию на все звучащие голоса. А Yamaha CS80 уже в середине 70-х годов позволял использовать этот ресурс куда более тонко… Впоследствии полифонический афтетач был реализован в ряде инструментов других производителей, в основном в цифровых.

Звук CS80 действительно уникален, возможности его практически безграничны. Всемирно известный греческий композитор Vangelis – один из именитых пользователей Yamaha CS80, всегда считал его своим любимым инструментом. Кроме того, этот синтезатор использовали такие звезды первой величины как Paul McCartney, Michael Jackson, Jean Michel Jarre, Stevie Wonder, Peter Gabriel, Electric Light Orchestra, Kraftwerk, и многие другие.

Однако судьба этого великого инструмента не обошлась без черных полос. Дело в том, что конструктивные его особенности требуют трепетного отношения к температурному режиму. Из-за слишком тесного корпуса внутренние платы недостаточно хорошо вентилируются. Синтезатор сильно подвержен перегреву, в результате чего теряет строй. Восстановление и приведение в полностью рабочее состояние – крайне трудоемкий процесс, а в некоторых случаях невозможный. К сожалению, во многих случаях Yamaha CS80 чаще имеет коллекционную ценность, нежели музыкальную. Тем не менее, большинство студий по всему миру считают большой честью иметь в своем арсенале этот синтезатор. Так что цена на него бьет все рекорды, за экземпляр в рабочем состоянии некоторые готовы платить десятки тысяч долларов.

Дуофонические синтезаторы

Помимо этих дорогих и мощных полифоников, стоит сказать еще о паре инструментов начала 70-х годов прошлого века. Это Arp Odyssey и Korg Maxikorg 800DV. Эти синтезаторы также могли воспроизводить более одного голоса одновременно. Точнее, они могли играть двумя голосами.

Arp Odyssey был выпущен в 1972 году, имел небольшие размеры и довольно развитую архитектуру синтеза. Его два осциллятора могли разделяться для воспроизведения второго одновременно звучащего голоса. То есть, когда играется монофоническая партия – каждая нота задействует оба осциллятора, но как только добавляется еще один голос – на каждый остается по одному. Инструмент представлял собой упрощенную версию дорогого Arp 2600. На борту – два фильтра (резонансный low-pass и нерезонансный high-pass), две огибающих, и даже S&H (Sample & Hold).

В отличие от Odyssey, выпущенный в 1974 (еще до 4Voice) Korg Maxikorg 800DV имел не просто дуофоническим, каждый из его двух голосов мог быть настроен индивидуально. И если Odyssey был упрощением более серьезной модели, то Maxikorg – наоборот, состоял как бы из двух более ранних синтезаторов Korg Minikorg, которые, как видно из названия, были японским ответом Минимугу. Учитывая, что E-mu Modular был огромен, Oberheim 4Voice еще не вышел, а Arp Odyssey не имел индивидуальной настройки голосов, можно сказать, что именно Maxikorg 800DV стал первым полноценным дуофоническим синтезатором.

Что далее?

Ждите продолжение рассказа об Аналоговых синтезаторах в ближайшем будущем. Вы узнаете о том, что происходило с индустрией синтезаторов в 80-е годы, когда в свои права могучими шагами вступала эпоха цифровых инструментов, как аналоговые продолжили борьбу за право на существование, чем порадовало клавишников появление MIDI, и что интересного можно найти на современном рынке аналоговых синтезаторов. Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на обновления блога, и уведомление о появлении статьи придет к Вам прямо на почтовый адрес.

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: