//
запись...

Интернет

Аналог VS Цифра


cassettes

Каждый музыкант сам выбирает, в какой среде ему работать – цифровой или аналоговой. Обычно выбор продиктован жанровыми особенностями, вкусовыми пристрастиями ну и, конечно же, бюджетом. Ни для кого не секрет, что работа на аналоговой консоли с использованием хорошего аутборда требует существенных денежных вливаний.

Возвращаться к теме сравнения аналоговой и цифровой рабочей среды, скажу честно, не очень приятно. Каждый раз такие дискуссии перерастают в так называемые «холивары», то есть «священные войны», где аргументация сторон продиктована не столько здравым смыслом, сколько желанием отнести себя к «касте слышащих». Апологеты цифрового микширования с пеной у рта доказывают, что «волшебство» аналога – не более чем миф, а сторонники аналога частенько приписывают оппонентам глухоту и неспособность расслышать очевидное.

Что ж, я не буду утверждать, что какой-либо из этих подходов непригоден для профессиональной работы. Также я не стану говорить, что вокруг реальных специалистов обоих лагерей не собираются толпы поддакивающих дилетантов. Обе среды имеют очевидные преимущества, но и их недостатки отрицать глупо.

Однако ряд специалистов с большим опытом студийной работы нередко пытаются доказать окружающим, что любые преимущества аналога давно уже не являются преимуществами, их можно назвать лишь побочными эффектами, и при необходимости они с легкостью эмулируются программными средствами компьютерной или внешней цифровой обработки.

На днях на ряде всем известных музыкальных ресурсов снова наступило «осеннее обострение». Баталии на тему «аналог vs цифра» вспыхнули с новой силой. На этот раз поводом для «вспышки» стал конкурс на лучшее сведение, проводившийся ресурсом Boz Digital Labs.

Поскольку призовой фонд конкурса включал компьютерные плагины, разумно было ожидать, что большинство участников состязания будут делать сведение на компьютере, ведь для сведения в аналоге плагины не нужны. Но отдельные товарищи решили не ограничиваться сравнением цифровых миксов и вновь вызвали на конфронтацию армию поклонников аналога.

Чаще всего подобные «стычки» не заканчиваются ничем, кроме взаимных оскорблений. Стороны расходятся, оставшись каждая при своем мнении. Но в этот раз случилось так, что конкурсный материал меня очень заинтересовал (песня «Believe» калифорнийской группы I Am Cassettes). И я решил свести ее – не за деньги, не за призы в конкурсе (тем более что он уже закончился), а из соображений творческого энтузиазма. Благо, для этого нашлось время.

Так я снова ввязался в форумный холивар. Моим главным оппонентом стал звукорежиссер из Пензы Александр Якуба, человек с большим опытом студийной работы, позиционирующий себя как безапелляционный сторонник цифровой среды ввиду ее колоссальных возможностей, в том числе для воспроизведения любых «побочных эффектов» аналога.

Я воздержусь от каких-либо субъективных суждений и просто приведу два варианта микса одной и той же композиции – один в цифре, другой в аналоге. Каждый читатель волен прослушать оба варианта и принять решение о том, какая из версий ему нравится больше. Сделаю лишь одно уточнение: оба микса делались на максимуме возможностей. У Александра Якубы была мотивация сделать работу как можно лучше, чтобы победить в конкурсе. Моей же мотивацией стало желание показать, что, несмотря на все возможности цифры, аналог еще слишком рано списывать со счетов.

Микс первый. Звукорежиссер – Александр Якуба. Цифровое сведение (по-видимому, DAW Cubase SX одной из последних версий, но возможно и что-то другое, в этом случае Александр меня поправит). Обработка – плагины UAD.

Микс второй. Звукорежиссер – я (Алексей Данилов). Сведение на аналоговой консоли Soundcraft Series 6000 с применением двух аналоговых компрессоров и пяти процессоров эффектов. В качестве многоканального магнитофона для воспроизведения трекинга выступил ProTools TDM 6.4.1. Не было использовано никаких плагинов от сторонних производителей.

Слушаем, сравниваем, делаем выводы. Буду очень рад, если после прослушивания вами будут оставлены комментарии по сути услышанного. Со своей стороны обещаю, что никакие «неугодные» комментарии не будут удалены. Однако прошу уважаемых читателей воздержаться от мата, хамства и взаимных оскорблений. Такие комментарии придется стереть. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваше мнение узнали другие, будьте политкорректны.

Спасибо и приятного прослушивания.

UPD1. По непонятной причине Александр скрыл доступ к миксу в своем SoundCloud. Но поскольку данная работа не является объектом его авторских и смежных прав, тот же самый файл выложен с другого аккаунта. Это сделано только для удобства прослушивания: очень легко сравнивать разные части миксов, переключаясь между ними мышкой. А если кто-то вдруг сомневается, что именно этот микс сделан Александром Якубой, в этом легко убедиться, сравнив эту запись с записью на стене Александра Якубы ВКонтакте, которая там находится в открытом доступе.

UPD2. К сожалению, несмотря на мое предупреждение, Александр Якуба не смог сдержаться от хамства и мата в комментариях, поэтому он оказался забанен. Однако, все его комментарии по сути вопроса сохранены ниже.

PS. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто стучится ко мне в личку с вопросами о том, когда выйдет моя книга о работе со звуком. По правде говоря, я не подозревал, что так много людей с нетерпением ждут ее выхода. Я прилагаю все усилия, чтобы максимально приблизить это событие. Вся зависящая от меня работа завершена, но, к сожалению, не всё я могу сделать самостоятельно. На оформительские, редакторские и прочие работы потребовалось существенно больше времени, чем я ожидал. Мне очень хочется сделать все на высшем качественном уровне, поэтому я не могу себе позволить жертвовать качеством ради скорости.

Совсем скоро я смогу дать более точные сроки выхода книги, а также объявлю о старте предварительных продаж: каждый сможет заказать книгу со скидкой и получить ее в числе первых сразу после издания.

Кроме того, вскоре я начну публиковать в этом блоге выдержки из книги, затрагивающие наиболее актуальные вопросы музыкального производства. Даже если вы не пожелаете приобрести бумажный экземпляр, вы сможете узнать основную информацию здесь. Чтобы не пропустить анонс о старте продаж со скидкой или для получения новых статей на электронную почту бесплатно, вы можете подписаться на мой блог.

Уже скоро! Всем спасибо за терпение и доверие.

© Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное: